Реквием по губернаторской мечте. Про Стан-5000 можно забыть
Один из самых громких уральских бизнес-проектов последних лет – строительство Стана-5000 и Завода по производству труб большого диаметра /сначала в Нижнем Тагиле на базе НТМК, потом просто с участием ЕвразХолдинга/, похоже, окончательно канул в лету. Накануне распалось так фактически и не действовавшее совместное предприятие Северстали и ЕвразХолдинга по производству труб большого диаметра. Распалось интересно – ЕвразХолдинг как был, так и остался ни с чем, а Северсталь будет в одиночку завершать уже наполовину реализованный проект, что ей вполне по плечу. Картина, сложившаяся на формирующемся рынке производства труб большого диаметра получилась весьма забавной – все, кто хотел чего-то добиться – постепенно выруливают на финишную прямую. И только ЕвразХолдинг, у которого была наилучшая стартовая позиция и практически все козыри в руках, остался не у дел.
А как все чудесно начиналось! В конце 90-х прошлого века государство объявило о необходимости производить стратегический товар – трубы большого диаметра /1420 мм/ для магистральных трубопроводов внутри страны. Стремление это понятно – ежегодно на закупку импортных труб уникального размера, который используется только в российских газопроводах, утекало до $1 млрд, в то время как эти деньги вполне могли бы вкладываться в российскую металлургию. От металлургических предприятий страны, желающих построить такое производство именно у себя, тут же не стало отбоя и государство решило устроить конкурс, сравнить все преимущества и недостатки и, таким образом, выбрать наилучшую площадку для завода по производству труб большого диаметра, который должен включать в себя не только трубное производство, но и стан-5000, на котором будет изготавливаться стальной лист шириной 5 метров – заготовка для будущей трубы.
Победителем конкурса вскоре был назван Нижнетагильский металлургический комбинат. Хотя затраты на проект вырисовывались весьма внушительные – порядка $1 млрд долларов – на НТМК победу восприняли с большим энтузиазмом – эти расходы планировалось окупить в течение 4-5 лет. Пару лет, как раз по счастливому совпадению выпавших на период выборов, идею строительства стана-5000 и ЗТБД в Нижнем Тагиле носили на руках все более или менее причастные к этому делу политики. Свердловскому губернатору даже удалось привезти на торжественную церемонию закладки объекта Владимира Путина, бывшего тогда еще премьером, но уже неофициально назначенного преемником. Путин, как известно, бросил тогда в закладываемый фундамент пятак демидовской чеканки на счастье. Но счастья этому объекту так после этого и не привалило, видимо будущий президент кидал монету не от чистого сердца, а по предвыборной необходимости.
Дальше строительства МНЛЗ№4 /машина непрерывного литья заготовок/ дело не пошло. Стоит отметить, что МНЛЗ№4 и без трубного проекта была нужна НТМК, а то, что ее презентовали исключительно как первый шаг к созданию производства труб большого диаметра, было обычным политико-промышленным пиаром, необходимым на тот момент времени. Дело застопорилось на получении гарантий от Газпрома. НТМК еще до начала строительства завода хотел иметь в кармане документ, в котором Газпром обязывался бы закупать трубы диаметром 1420 мм именно в Нижнем Тагиле. Понять тагильчан можно - инвестиции нешуточные, к тому же трубы они обещали производить качественнее и дешевле мировых аналогов, так что Газпром оставался, вроде как, не внакладе. Такая бумага нужна была НТМК на тот момент даже не столько ради гарантированного сбыта уникальной продукции, сколько для получения крупного дешевого синдицированного кредита от западных банков.
За подпись главы Газпрома под этим документом развернулась долгая борьба: губернатор мытьем, катаньем и частыми поездками в Москву, через различных столичных чиновников пытался выбить из Газпрома гарантии. Аналогичные усилия предпринимали со своей стороны и руководители ЕвразХолдинга, в который входит НТМК. Несколько раз появлялась информация о том, что Газпром сдался – подпись есть, причем озвучивал ее, в том числе и сам губернатор, но каждый раз через несколько дней выяснялось, что реального подтверждения этим словам не нашлось.
Пока НТМК пытался выбить из Газпрома гарантии, другие претенденты, видя, что дело не двигается, начали игру на опережение. У кого-то из металлургов имелась часть необходимого оборудования – как, например, стан-5000 на Ижорском металлургическом заводе, который нужно было модернизировать, но это все равно было гораздо дешевле, чем покупать новый. У кого-то из металлургов имелось собственное трубное производство и опыт изготовления труб большого диаметра, пусть и несколько меньшего размера. НТМК ни тем не другим похвастаться не мог, но и вопрос изначально ставился по-другому – создать мощное и самое современное в мире производство по выпуску труб большого диаметра. Тем временем начали появляться альянсы предприятий, чьей целью было создание альтернативного производства труб диаметром 1420 мм, некоторые предприятия пытались реализовывать проекты самостоятельно.
За последние четыре года картина этого рынка менялась многократно. Альянсы распадались и возникали вновь уже в другой конфигурации, часть из тех предприятий, что сначала взялись за этот проект, со временем решили отказаться от него. Так и не заполучив фьючерсный контракт с Газпромом, отказался самостоятельно брать на себя риски и НТМК. В результате к концу 2004 в России и странах СНГ сложилась следующая ситуация – есть два претендента, намеревающиеся выдать первую трубу в 2005-2006 году, и есть два производителя, выпускающие трубы диаметром 1420, но не вполне удовлетворяющие конечного потребителя качеством товара. Последние - это Харцызский завод /Украина/, выпускающий двухшовную трубу с толщиной стенки 24 мм и Волжский трубный завод, входящий в Трубную металлургическую компанию /ТМК/, выпускающий спиралешовную трубу. И тот и другой продукт отстают по надежности от того, чего хотел бы получать Газпром. Поэтому в 2004 году монополист, по информации Reuters, не закупил ни одной тонны украинской трубы, а ТМК, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Газпрома, поставит в текущем году более 100 тысяч тонн труб 1420 мм при потребности около 400 тысяч тонн.
Что же касается еще не рожденных проектов, то это Объединенная металлургическая компания /ОМК/ и Северсталь, оставшаяся в одиночестве после развода с ЕвразХолдингом. Причем ОМК планирует начать выпуск одношовных труб диаметром 1420 мм с толщиной стенки до 48 мм /выдерживает давление до 250 атмосфер/ уже в начале 2005 года. Для этого компания приобрела пресс шаговой формовки у крупной немецкой машиностроительной компании SMS Meer. Правда, своего стана-5000 у ОМК нет и трубную заготовку такого нестандартного размера ей придется закупать на стороне /где именно – пока держится в тайне/. Зато это позволило уложить стоимость капитальных вложений в относительно скромную сумму – около $170 млн. Производство будет вестись на главном трубном активе ОМК - Выксунском металлургическом заводе, специалисты которого имеют опыт производства больших труб.
ОМК начала "биться" за выход на рынок труб диаметром 1420 мм с самого начала – в 2001 году компания попыталась объединить свои усилия с Челябинским трубопрокатным заводом, потом в 2002 решила, что бизнес-проект окажется успешнее, если объединиться с Северсталью. В результате покинула и этого партнера, стала осваивать незнакомую тематику в одиночестве и сейчас заявляет, что до выпуска первой трубы 1420 мм остались считанные месяцы.
Северсталь тоже игрок, который шел с самого начала и, похоже, после неудавшихся "браков" с несколькими бизнес-партнерами он достигнет задуманной цели. Кстати свой "развод" с ЕвразХолдингом замгендиректора "Северсталь-групп" Вадим Махов объяснил в том числе и тем, что "До сегодняшнего дня "ЕвразХолдинг" не инвестировал в проект ни доллара". При этом, по его словам, из $430 млн инвестиций $170 млн уже освоены. "Возможно, что у "ЕвразХолдинга" появились стратегически более важные проекты или проекты с более высокой рентабельностью, чем этот", – предположил замгендиректора "Северсталь-групп". – Тем не менее, сообщает RBC daily, выход "ЕвразХолдинга" никак не скажется на сроках и параметрах реализации проекта: строительство будет закончено к концу 2005 года, а первые трубы планируется получить в I квартале 2006.
Северсталь затрачивает на реализацию проекта в 2,5 раза больше средств, чем ОМК, срок выпуска первой трубы у нее запланирован на год позже, чем у конкурента, тем не менее, у компании есть одно неоспоримое преимущество – собственный стан-5000, а это, по мнению финансовых аналитиков, позволит сэкономить по сравнению с ОМК от $100 до $200 на производстве тонны трубы. Это фактор без сомнения позволит Северстали "вписаться" в рынок, когда компания будет готова к выпуску продукции. Это преимущество тем более актуально, учитывая, что Газпром с каждым годом планирует увеличивать долю закупок, произведенных на конкурсной основе. "Во второй половине 2004 года доля закупаемых компанией товаров и услуг на основе открытых конкурсов составит 20%, в 2005 году — 50%, в 2006 году — 80%", - заявили Накануне.RU в Газпроме.
А что же ЕвразХолдинг? А ЕвразХолдингу места на рынке не остается. Ни сейчас, ни в перспективе. ОМК по разным оценкам сможет ежегодно выпускать от 400 до 570 тысяч тонн труб диаметром 1420 мм. Призводительность проекта Северстали – 450 тысяч тонн труб в год. Напомним, что потребность Газпрома в 2004 году в трубах этого диаметра не превысит 400 тысяч тонн. Даже если газовый монополист удвоит потребление больших труб, на рынке останется весьма жесткая конкуренция. С учетом мощностей Волжского и Харцызского заводов суммарный производственный потенциал по трубам диаметром 1420 мм переваливает за 1,5 млрд тонн в год.
Дальнейшие комментарии по поводу так широко и громко разрекламированного проекта, думается, излишни, вспоминается лишь древняя мудрость – спеши медленно. И верно.