09 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Уральская промышленность алчет уральского приполярья

Неделю назад глава государства подписал долгожданный в УрФО перечень поручений федеральным министерствам и ведомствам по итогам случившегося в мае в Челябинске совещания. Главная тема - подступы к реализации мега-проекта "Урал промышленный-Урал полярный". Буквально следом сам полпред Петр Латышев и его заместитель Виктор Басаргин провели целую серию встреч с федеральными чиновниками в столице. Причем, что самое отрадное, уже есть понимание со стороны Минприроды, что необходимо вносить коррективы в долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России, предусмотрев увеличение объема финансирования геологического изучения, поиска и оценки полезных ископаемых на территории Полярного и Приполярного Урала. Получается, что мега-проект из несбыточной мечты потихоньку начинает превращаться в нечто реальное. Накануне о проекте, перспективах, которые сулит его воплощение уральской промышленности, в эфире телекомпании "Ермак" рассказывал Сергей Рыльков, руководитель регионального агентства по недропользованию по УрФО. Печатную версию этого интервью мы и предлагаем вниманию читателей.

Вопрос: Расскажите, в чем суть проекта по освоению Полярного и Приполярного Урала?

Сергей Рыльков: Это  глобальный  проект, который позволит соединить горнопромышленный  Урал с теми богатствами, которые находятся на севере Уральского федерального округа на территории Полярного  и Приполярного  Урала. Это с одной стороны. С другой -  реализация этого проекта  позволит и разгрузить  транспортную схему. Сейчас  в отдаленные  районы идет одна  ветка до Нового  Уренгоя, доходит  почти до Надыма. Она сейчас очень загружена. А вот по восточному  склону хребта Уральских гор никакой  транспортной схемы нет. Развитие  транспортной сети приблизит нас к северным богатствам. То есть, этот проект решает две задачи: сырьевые и транспортные. Это две стратегические задачи для России.

Вопрос: О каких конкретных богатствах  идет речь?

Сергей Рыльков: Принято считать, что  ЯНАО и ХМАО  - это только углеводородное  сырье. В принципе это так. На Ямале добывается  свыше 92% российского газа, в Югре – 60% российской нефти. При этом часть крупных газовых  месторождений, еще не разработанных, находится за полярным кругом. Освоение Полярного Урала отчасти поможет и эти месторождения освоить.  Для этого тоже необходим развитый транспортный коридор. Об этом, кстати,  шла речь отдельно на совещании, которое провел в Челябинске Президент России.  И, как вы знаете, Владимир Путин  уже дал поручения соответствующие правительству страны.  Но северная земля богата и другим. Большой интерес к хромитам, хромовым рудам. И сейчас идет речь не о прогнозных ресурсах, а о конкретных запасах. И эти месторождения тоже  находятся в том транспортным коридоре, о строительстве которого идет речь. Хромиты - это стратегический вид сырья. Есть хорошие прогнозы по золоту. На территории Ханты-Мансийского автономного округа открыто 175 месторождений твердых полезных ископаемых, из них 7 месторождений кварца, 6 месторождений бурового угля, 1 месторождение рудного золота, 10 месторождений рассыпного золота, 1 месторождение цеолитов, 1 месторождение стекольного песка, 53 месторождение строительного камня, 5 месторождений кварца. На Ямале – железные руды, свинец, цинк, бокситы платина, серебро. И это еще не все. 

Вопрос: Для чего  Полярный и Приполярный Урал соединяют с Уралом промышленным?

Сергей Рыльков: За долгие годы освоения  Южной и Средней части Урала, а это более 300 лет,  месторождения, которые составляют основу металлургической промышленности, истощены.  Если говорит  о цифрах, то почти  на 80% месторождения истощены, а где-то и больше. Если судить по тем  перспективам, которые открываются, при подтверждении запасов по стратегическим  видам сырья на Полярном и Приполярном Урале, то это позволит обеспечить металлургические предприятия  не привозным сырьем, а своим. Например, Челябинская область сейчас из Казахстана  завозит хромитовые концентраты. Металлургам без  импорта сейчас не обойтись.  К сожалению, геологическое изучение горной части Полярного и Приполярного Урала во второй половине прошлого века на твердые полезные ископаемые, в отличие от геологоразведочных работ на нефть и природный газ, производились более низкими темпами по сравнению с территориями Свердловской и Челябинской областей, где сосредоточены основные металлургические предприятия. Основными причинами отставания геологоразведочных работа на территории Полярного и Приполярного Урала  стали удаленность региона от традиционных мест потребления и почти полное отсутствие промышленной инфраструктуры: дорог, объектов энергетики.

Вопрос: Сколько, по Вашим прогнозам, пройдет  времени до того, как проект по освоению Полярного и Приполярного Урала уже начнет реализовываться?

Сергей Рыльков: Президент уже дал поручение правительству РФ, где обозначено внесение корректировок  в программы по освоению недр. Для того чтобы выйти  в государственную комиссию с уже подсчитанными запасами  и подтверждением того, что заполнение транспортного коридора будет, пройдет примерно года 2-3. Думаю, к 2009 - 2010  будут уже не оценки, а подтвержденные  запасы и начнется освоение.

Вопрос: На какой срок эксплуатации можно рассчитывать? 

Сергей Рыльков: Говорить точно пока сложно. Но я приведу пример по хромитам. По сегодняшним прогнозам  при потреблении тех объемов, которые сейчас есть, месторождений Полярного и Приполярного Урала хватит, чтобы обеспечить российские металлургические предприятия в течение 20-30 лет. Это грандиозный масштаб. Хочу отметить еще один момент. Южная часть УрФО -   это лес, это стройматериалы, это значит новый импульс и лесной, деревообрабатывающей промышленности, ведь обустройство любого месторождения требует и затрат  на стройматериалы.

Вопрос: Лукавят ли те, кто говорит, что освоение Полярного и Приполярного Урала даст импульс экономическому развитию не только регионов УрФО, но и всей России?

Сергей Рыльков: Если выиграет округ, то выиграет и Россия. Никто не говорит, что те запасы будут использоваться только локально. С территории Уральского федерального округа много экспортируется газа, а можно и твердые ископаемые на экспорт поставлять.

Вопрос: Кто должен участвовать в реализации этого проекта?

Сергей Рыльков: Например, "Газпром" уже заинтересовался этим проектом. С ним  велись переговоры и он готов участвовать. Думаю, что участие будет долевое. Такие предприятия, как  "Конгорхром", "Ямалзолото" тоже проявляют интерес. Есть заинтересованность  регионов, уральского полпредства.  Думаю, что геологоразведочные работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы, главным образом твердых полезных ископаемых, должны стать приоритетом долгосрочной государственной программы на территории Полярного и приполярного Урала. При этом в качестве важного обоснования проекта возведение железнодорожной магистрали Полуночное-Бованенково необходимо учитывать, кроме хозяйственного, - уникальный социальный эффект нового строительства.   

Рассмотрение Президентом предложений уральских регионов и аппарате полпреда и вытекающие из него поручения еще раз подтверждает необходимость корректировки долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой  базы России на территории Полярного и Приполярного Урала  в сторону  улучшения ее финансирования за счет средств федерального бюджета. Опасаюсь, что вложений частных инвестиций для проведения геологоразведочных работ с учетом сегодняшней экономической ситуации и интенсивности недропользования на территории  Полярного и Приполярного Урала придется ожидать довольно долго.

                Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС