Энергокольцо для Тюменского региона
Накануне в Ханты-Мансийске завершил свою двухдневную работу III Международный инвестиционный форум, в котором приняли участие губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, заместители главы окружного правительства по вопросам недропользования и ТЭК и вопросам инвестиций и инноваций Владимир Карасев и Кирилл Морозов, мэры крупнейших городов округа, а также более 300 гостей, съехавшихся из разных регионов страны. Это нефтяники и газовики, энергетики, строители и банкиры, представители лесной промышленности и туризма, и многих других отраслей, которых привела сюда инвестиционная привлекательность развивающейся Югры.
На Форуме было представлено более 40 проектов, инвестиционная емкость которых в сумме составляет свыше $0,5 трлн (!), и поддержку которым обещают окружные власти. Это и развитие жилищного строительства, и ипотечных программ, и переработка леса, нефтегазохимия, медицина и, конечно же, настоящий мегапроект - "Урал Промышленный -Урал Полярный", который реализуется на основе поручений главы государства. Ценность минерально-сырьевой базы Севера Урала - $42 млрд (!), и это более 15 тысяч новых рабочих мест. Для освоения этой "сырьевой жемчужины" вдоль Восточного склона Уральских гор планируется проложить железнодорожную ветвь и автомобильную дорогу, построить новые мощные электростанции и протянуть десятки километров линий электропередач. Но если "Урал Промышленный -Урал Полярный" в целом - проект завтрашнего дня, то электросетевое хозяйство, как выяснилось, необходимо было начинать развивать еще вчера. Потому что сегодня сети не в состоянии закрыть резко возросшие в последние годы потребности промышленности Югры и Ямала. О том, почему так случилось, и какие проекты вскоре дадут промышленности электроэнергии вдоволь, в интервью Накануне.RU рассказал генеральный директор филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири Александр Солодянкин.
Вопрос: Александр Сергеевич, для начала, расскажите, пожалуйста, подробнее, какие функции возложены РАО "ЕЭС России" на свои дочерние электросетевые компании?
Александр Солодянкин: Реформа РАО "ЕЭС России" началась с образования электросетевых компаний: в июне 2002 года была создана Федеральная сетевая компания (ФСК, владельцем 100% ее уставного капитала является РАО "ЕЭС России"). В задачи ФСК входит эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и развитие единой национальной электрической сети. Это магистральные сети классом напряжения 220 кВ и выше, которые являются собственностью государства, и их работа обеспечивает энергетическую безопасность государства. Электрические сети классом 110 кВ и ниже были отнесены к распределительным сетевым компаниям. "МЭС Западной Сибири" – межрегиональный филиал Федеральной сетевой компании, а распределительной сетевой компанией на нашей территории сегодня является "Тюменьэнерго". Из состава "Тюменьэнерго" в ходе реформы РАО "ЕЭС России" выделились ГРЭС (такие крупные, как Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС и др) и ТЭЦ. Крупные ГРЭС вошли в состав генерирующих компаний оптового рынка, а ТЭЦ - в состав территориальных генерирующих компаний. Распределительные электрические сети классом напряжения 220 кВ и выше отошли Филиалу ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири, а сеть классом 110 кВ и ниже эксплуатируется распределительной сетевой компанией "Тюменьэнерго".
Вопрос: При обсуждении реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" много говорится о необходимости развития энергетики в этом регионе, а это значит, необходимо и участие электросетевых компаний в этом проекте? Кроме того, многие российские регионы, и Урал в том числе, - энергодефицитные, однако наращивать наверняка необходимо не только генерирующие мощности?
Александр Солодянкин: Отмечу, что в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, к счастью, дефицита электроэнергии нет, и в ближайшее время, я так думаю, не появится. Имеется определенный запас генерирующих мощностей, который позволяет покрывать потребности региона достаточно успешно. Однако существует ряд так называемых сетевых ограничений, которые сегодня не позволяют подключать новых потребителей, то есть сдерживают развитие промышленности, социально-бытовой сферы и т.п.
Подключение новых мощностей - достаточно проблемный вопрос для нас из-за того, что уровень существующего потребления электроэнергии стремительно нарастает, а линии электропередач и трансформаторные мощности сегодня в большинстве случаев уже загружены по максимуму. Как следствие, во время ремонтных работ, а иной раз даже и в нормальных режимах, нам приходится ограничивать потребителей.
Так вот, для того, чтобы решить эту проблему, под руководством технического директора РАО "ЕЭС России" Бориса Вайнзихера была разработана инвестиционная программа, а также с крупными потребителями и правительствами Тюменской области, ХМАО и ЯНАО подписано соглашение о взаимодействии по реализации мероприятий, направленных на обеспечение надежного электроснабжения в регионе и присоединения к электросетям новых потребителей. Эта программа предполагает выделение на ближайшие три года 47 млрд рублей на развитие электросетевого хозяйства для того, чтобы снять существующие сегодня сетевые ограничения, обеспечить подключение новых генерирующих мощностей, которые будут вводиться до 2010 года, подключение потребителей и нор мальное их электроснабжение. В основном это будут средства государственного бюджета и частично амортизационные отчисления Федеральной сетевой компании. Отмечу также, что значительная доля из этих средств предназначена Югре и Ямалу, поскольку именно на этих территориях у нас основные проблемы по сетевым ограничениям, а вот на юге Тюменской области нагрузка на сети так стремительно не растет.
Добавлю, что в этом году мы уже ввели два трансформатора – 125 мегавольт-ампер в Сургуте на подстанции Барсово (ХМАО), и на подстанции Муравленко (ЯНАО). Это позволило нам серьезно повысить надежность электроснабжения в городе Сургут и обеспечить покрытие роста нагрузки у таких потребителей, как "Сургутнефтегаз". В декабре включаем в работу еще одну трансформаторную группу 500 киловольт-ампер на подстанции Холмогоры в районе Ноябрьска (ЯНАО) - она будет важна как для Ямала в целом, так и Когалыма (ХМАО). Это позволит повысить надежность электроснабжения таких потребителей, как "Роснефть", "Газпром нефть", "Пурнефтегаз", "Лукойл - Западная Сибирь" и др. К сожалению, существующая схема электроснабжения построена так, что мы мощность по 500 кВ гоним сначала на подстанцию Холмогоры в районе Ноябрьска, а потом частично по 220 кВ возвращает обратно на подстанцию в Когалым. Трансформаторные мощности серьезно перегружены и мы вынуждены в нормальном режиме практически ежедневно в часы максимума ограничивать потребление, прежде всего, компании "Лукойл-Западная Сибирь". В районе Сургута трансформаторные мощности также загружены до предела и, если мы в 2007 году не введем новые мощности, будут серьезные ограничения для Сургутского района.
Причем, то, что я уже перечислил, - это первые вводы новых мощностей за последние несколько лет, которые произошли в этих регионах на магистральных сетях 220-500 кВ.
На будущий год у нас запланирована очень большая программа: только на сегодняшний день у нас в разработке находятся порядка 45 проектов. Например, будет построена новая подстанция 500 кВ в Кирпичниково в районе Сургута, и надстройка 500 кВ на подстанции Кирилловская в Когалыме, будет строиться также новая линия электропередач Холмогоры-Муравленко-Тарко-Сале и мн.др.
Мы предполагаем эти 47 млрд рублей использовать таким образом, чтобы в результате ввода новых трансформаторных мощностей и линий электропередач (всего 600 км ЛЭП 500 кВ, более 1000 км ЛЭП 220 кВ, и 9000 мегавольт-ампер трансформаторных и реакторных мощностей) за эти три года полностью снять вопросы сетевых ограничений, чтобы инфраструктура в регионе позволяла развиваться.
Вопрос: Александр Сергеевич, а МЭС Западной Сибири - филиал ОАО "ФСК ЕЭС" будет задействован в реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный"?
Александр Солодянкин: Да, мы обсуждали возможные варианты участия нашей компании в проекте "Урал Промышленный – Урал Полярный". Однако этот проект на сегодняшний день реализуется, так скажем, в отрыве от планов Федеральной сетевой компании, потому что на первом этапе планируется строить электростанции газотурбинные и газопоршневые, на втором - угольные. Таким образом, на первом этапе "Урал Промышленный – Урал Полярный" будет обходиться распределительной сетью 110 кВ, а это епархия не нашей компании, как я уже отметил, но на втором этапе, когда появятся электростанции мощностью более 600 мегаватт, безусловно, нам придется заводить туда мощности классом 220 кВ и 500 кВ.
Кроме того, отмечу, для электроснабжения Салехарда уже давно нужно провести серьезную нагрузку – по линиям 220 кВ и 500 кВ. Будет достраиваться также Уренгойская ГРЭС, и там линии нужны классом напряжения 220 кВ. Но эти проекты будут реализовываться после 2010 года, поэтому мы пока их не обсуждаем, хотя и строим программу развития своей компании вплоть до 2030 года с тем, чтобы в будущем не оказаться в такой ситуации, в какой прибываем сегодня. В последние два-три года мы не успеваем развиваться вслед за ростом нагрузок.
Вопрос: Не успеваете почему: не было средств на развитие или виной тому реформа энергохолдинга?
Александр Солодянкин: Реформа РАО "ЕЭС России" никак не повлияла на это, и деньги у нас были. Мы с теми же деньгами, что в прошлые годы выделялись, три трансформатора вводим в этом году. Видимо, просто вовремя не спрогнозировали такой стремительный рост нагрузок, какой произошел в последние годы, не успели за развитием промышленности в нашем регионе. Но в этом, отмечу, частично и потребитель виноват.
Мы, например, до сих пор не можем получить от многих компаний прогнозы потребления электроэнергии на будущие годы. В тоже время, ряд нефтяных компаний в этом году уже на 200 мегаватт превысили заявленную мощность 2006 года и берут ту мощность, которую они заявляли на 2010 год.
Повторюсь, что инвестиционная политика "МЭС Западной Сибири" сегодня направлена, прежде всего, на обеспечение системной надежности магистральных сетей 220 кВ и 500 кВ, а также на исключение системных ограничений на подключение новых потребителей. Вместе с тем, отмечу, мы предполагаем, что развитие единой национальной сети будет производиться за счет государства, но подключение новых потребителей на напряжение 220 кВ и ниже, безусловно, должно проводиться в соответствии с законодательством по правилам технологического присоединения на возмездной (!) основе. Поскольку, например, в процессе изменения эффективности той или иной скважины вызывают проблемы, связанные с развитием сетей. Такие компании должны нести затраты на развитие сетей.
Кроме того, вторая наша не маловажная задача – это содержание в работоспособном состоянии уже имеющиеся активы и продление их жизнедеятельности до тех пор, пока мы не введем новые. Мы практически удвоили затраты на проведение ремонтных работ.
Успешное выполнение нашей инвестиционной программы позволит снять сетевые ограничения и сформировать сеть для развития энергокомплекса на долгосрочную перспективу, а также снять риски социальной напряженности в регионе. Хочу сказать, что мы создали в регионе порядка 1,5 тыс новых рабочих мест, а реализация инвестиционной программы даст загрузку еще порядка 5 тыс рабочих мест в ближайшие годы. Думаю, это достаточно весомый вклад в вопросы социального развития региона.
И немного фантазии. Я бы хотел, чтобы через 10 лет мы с вами увидели в Тюменском регионе, включая автономные округа, единую неделимую энергосистему, которая была бы обвязана единым 500-киловольтным кольцом, имеющим достаточно серьезные источники генерации. Часто приходится слышать, что нефтегазовые компании при освоении Полярного Урала намереваются построить парогазотурбинные станции, потом угольные, и развести кругом линии на 110 кВ. Но отмечу, что надежность электроснабжения может быть обеспечена только там и только тогда, когда потребитель получает электроэнергию через единую энергосистему по линиям высокого класса напряжения 220-500 кВ. Еще раз повторюсь, для того, чтобы наш регион развивался, развивался надежно, его инфраструктура должна быть такова: системное энергокольцо 500 кВ по всей территории.
Вопрос: Частный бизнес сегодня активно идет в энергетику, например, нефтяные и газовые компании стремятся выкупить генерирующие мощности или построить собственные. А в электросетевое хозяйство частный бизнес вкладывается?
Александр Солодянкин: В сетевом хозяйстве до 110 кВ участие частного бизнеса предполагается, однако сети 220 кВ и выше - это федеральная собственность, единая национальная сеть, поэтому частного бизнеса в этом сегменте нет и быть не может.
Вопрос: Ямал и Югра – территории экстремально низких температур в зимний период, расскажите, какие специфические и современные технологии применяются в связи с этим?
Александр Солодянкин: Да, безусловно. Отмечу, например, массовое внедрение так называемых элегазовых выключателей. Что это такое? В наших квартирах есть настенные выключатели света, а на улицах у нас расположены выключатели, которые выключают напряжение сверхвысокого уровня, поэтому они конструктивно очень сложные и должны надежно работать даже при низких температурах. В наших условиях - до минус 60. Но уже при минус 45 градусах прошлой зимой они начали у нас выходить из работы. Сбоев удалось избежать, но только, я считаю, благодаря тому, как героически наш персонал отработал, причем при очень низких температурах - до минус 57 доходило! А на месторождениях и до минус 62 градусов! Пришлось связываться с фирмами-производителями и работать над внесением совместных конструктивных изменений.
Вопрос: Александр Сергеевич, в двух словах расскажите о том, где Вам довелось трудиться, работали ли Вы в сфере генерации?
Александр Солодянкин: Да, конечно. В электроэнергетике я с 1975 года. Вообще я половину своей производственной биографии, если можно так выразиться, проработал на электрических станциях, а вторую - в сетях. Работал на Серовской ГРЭС, на ТЭЦ в Целинограде, затем в Оренбурге на сетевом предприятии главным инженером, а также директором свердловского предприятия – филиала ОАО "ФСК ЕЭС". Сейчас вот здесь, в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, создали три электросетевых предприятия и межрегиональный филиал-управление, которое находится в Сургуте.
Вопрос: В последние месяцы в прессе много разговоров о том, что РАО "ЕЭС России" ищет альтернативу газу "Газпрома". "Газпром" не дает сверхлимитного газа энергетикам, а глава государства посоветовал им использовать уголь. Кроме того, появилась информация о том, что РАО "ЕЭС России" может заменить природный газ на нефтяной попутный газ, реально ли это?
Александр Солодянкин: И попутный нефтяной газ, и уголь применяются в генерации. Но речь идет о том, что сегодня поставки природного газа по фиксированным ценам ограничены, а дополнительный газ на дополнительные мощности "Газпром" нам предлагает покупать по коммерческим ценам. В тоже время цена на электроэнергию фиксированная.
РАО "ЕЭС России" необходимо около 30% газа дополнительно от того годового объема, который мы сегодня имеем. Но, если мы купим его по коммерческим ценам, а на электроэнергию тарифы останутся фиксированными, у нас начнется кризис. С другой стороны, мы можем купить газ и по коммерческим ценам, но тогда надо разрешить нам продавать электроэнергию тоже по коммерческой стоимости.
Таким образом, проблема не в том, что природного газа стране не хватает, а в том, за какие деньги его покупать, и по какой стоимости тогда продавать электроэнергию? Электроэнергетика не должна оказаться в финансовой яме. Этот вопрос сегодня активно обсуждается на самом высшем уровне.
Отмечу, что нам сегодня разрешено лишь 5% от общего объема вырабатываемой в стране электроэнергии продавать по коммерческой цене, а купить нам надо дополнительно 30% газа. То есть, если нам разрешат продавать на свободном рынке хотя бы 15-20% вырабатываемой электроэнергии, то мы сможем позволить себе докупать 30% газа.