Неполитические общественники боятся не государства, а конкретного чиновника
Сегодня представители общественных организаций России поделились практически на два непримиримых лагеря. Первые считают, что представленные поправки в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях" пусть и с некоторыми недочетами, но - необходимы сегодняшнему российскому обществу. "Все согласны, что порядок наводить в этой сфере надо", - наиболее четко высказала в беседе с президентом эту мысль Элла Памфилова. Другие "общественники и правозащитники" (особенно из тех, кто "кормится практически" исключительно на западные гранты и свою правозащитную деятельность активно перемежают с открытой политической) категорично и резко заявляют, что даже обсуждению предложенные инициативы не подлежат – в виду, их полного неприятия последними.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы: "Это чудовищный законопроект, который не обсуждать надо, а выкидывать сразу в корзину. На "большой восьмерке", где он (Путин) собирается председательствовать, это станет позором для него и страны".
Накануне в Екатеринбурге прошел круглый стол на тему "Основные проблемы прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами". Побывавший на нем корреспондент Накануне.RU задал несколько вопросов Уполномоченному по правам человека Свердловской области Татьяне Мерзляковой.
Вопрос: Татьяна Георгиевна, как Вы сами считаете, необходимо ли навести порядок в такой сфере, как деятельность общественных организаций в России?
Татьяна
Мерзлякова: Бесспорно, порядок наводить в этой сфере
надо, - это моя точка зрения. Везде должен быть какой-то порядок. Но, вместе с
тем, даже по сегодняшнему закону порой существует произвол, произвол конкретного
рядового чиновника. Поэтому лучше заранее все "прописать" (в законе –
А.Н.). Ведь порой легче справиться с проблемой путем обращения в какую-то
высокую инстанцию, чем решить эту проблему у отдельного чиновника. Поэтому я до
сих пор считаю, что в законе эти моменты надо прописать, чтобы не было этих
горьких упреков, которые прозвучали в адрес комитета солдатских матерей: "Они
там все по зарубежным грантам работают". Я гарантирую вам, что свердловские
матери работают по зову совести и своего долга – у нас для комитета солдатских
матерей не было ни одного зарубежного гранта.
Фото:
www.nobf.ru
Вопрос: Но ведь сегодня действительно существуют организации, которые фактически осуществляют политическую деятельность на западные деньги?
Татьяна Мерзлякова: Я хотела бы сказать, что политическую деятельность надо отличать от деятельности правозащитной. И рядить себя в правозащитные одежды политикам я бы не советовала. Потому что это очень сильно портит репутацию нашего правозащитного движения. Когда человек называет себя правозащитником и решает при этом свои личные амбициозные вопросы, вопросы своей партии – это страшно. Это портит все правозащитное движение. В этом законе, что сейчас предложен, на мой взгляд, надо ближе подвести его механизм к тому правовому полю, которое существует в Российской Федерации.
Вопрос: Но здравые моменты в нем все-таки есть?
Татьяна Мерзлякова: Есть, но один из "не здравых" – это то, что в нем пытаются как раз общественные организации как бы вывести из правового поля Российской Федерации. Правозащитные организации – это все-таки не партии. Поэтому я бы не стала их "отдавать" юстиции. Посмотрите, все до одного (представителей общественных организаций – А.Н.), с кем мы собирались, сказали – нам лучше регистрироваться в налоговой, заявительным поярдком и все. Они говорят – пусть нас лучше прокурор согласно законодательству объявит вне закона, чем мы будем зависеть от прихоти какого-то чиновника. Потому что сегодня получается, что, придя к чиновнику, очень мягко говоря, без "коробки конфет" не обойдешься.
Вопрос: А на чем основаны такие опасения общественников?
Татьяна Мерзлякова: Просмотрев предлагаемый закон, я увидела, что там возможен произвол одного конкретного чиновника. И этот чиновник становится практически неподконтрольным государству. Вот от этого надо уходить. Сегодня общественные организации боятся не государства – они боятся отдельного конкретного чиновника.
Боязнь чиновника – это боязнь коррупции. Мысли вслух
По забавному стечению обстоятельств, наш разговор с Татьяной Мерзляковой состоялся накануне Дня защиты прав человека, в другой, незамеченный большинством российских СМИ день. А ведь как раз 9 декабря Россия формально отмечала Международный день борьбы с коррупцией. Два года назад в Мексике представители 100 государств мира (в том числе и Россия) подписали антикоррупционную Конвенцию ООН. К сожалению, для России с тех пор эта тема не стала менее актуальной – это чувствуется как по опасениям представителей общественных организаций, о чем говорила г-жа Мерзлякова, так и по официальной, и не очень приятной, мягко говоря, международной статистике.
Согласно недавнему отчету Transparency International Россия занимает в рейтинге "коррумпированности" 126-е место (год назад она была на 90-й позиции). Ее показатель за 2005 год составил 2,4 против 2,8 годом ранее. Это одно из самых больших падений индекса в регионе Европы и Центральной Азии. |
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что подобные рейтинги зачастую носят умозрительный и весьма субъективный характер. Более того, они во многом явно зависят от степени "правильности" или, наоборот, "неправильности" проводимой правительствами тех или иных стран внешней политики с точки зрения Запада (того, кем, они, собственно, заказываются, и на чьи деньги подготавливаются). И "вбрасываются" они, как правило, не абы когда, но – в наиболее подходящий с политической точки зрения Запада момент – дабы в очередной раз "ткнуть носом" государство-оппонента в его немытую посуду, как бы получая тем самым статус борца за бескорыстность помыслов и чистоту идеалов. Все это так. Но что уж греха таить – даже если нас "засуживают" постоянно, явно и без стеснения – положа руку на сердце, нам стоит признаться: она, "посуда" эта, действительно – не того… помывки требует.
И можно сколь угодно долго вопить о "засуживании" нашей сборной по футболу. Что самое смешное – как раз футболисты сборной и кричат об этом зачастую больше всех. Но рядовому болельщику за них, с их "игрой" и с их "самоотдачей" на поле – просто стыдно. Как стыдно, порой, и за высоких чиновников, поясняющих расположение России в коррупционном рейтинге где-то между Нигерией и Сьерра-Лионе только предвзятостью и нелюбовью к нашей стране.
И потому неудивительно, что проблема коррумпированности чиновников становится первоочередной головной болью правозащитных и прочих общественных организаций. Неудивительно, что малый бизнес сегодня не столько просит от государства налоговых послаблений, сколько умоляет ослабить коррупционную удавку чиновников на местах. Неудивительно, что у нас независимо от мировых, все повышаются цены на бензин и другие энергоносители: потому что у нас в России вроде и рынок, но… специфический. Закрытый. Свой, где все значимые вопросы принято решать "по-свойски".
И пока будет так – это будет действительно нашей общей проблемой – независимо от рода деятельности, политических убеждений и социального статуса.
Несколько вопросов напоследок
Об одиночестве
Вопрос: Татьяна Георгиевна, а каково Вам самой, чисто по человечески, приходится в роли защитницы "обиженных и угнетенных"?
Татьяна Мерзлякова: Конечно, нелегко приходится. Люди, работающие в аппарате уполномоченного по правам человека по Свердловской области, традиционно "биты". Если еще Мерзлякову иногда хоть кто-то и благодарит, то сотрудники аппарата "биты" с двух сторон – как со стороны власти, так и со стороны СМИ. Ну, просто бывает обидно – нет поддержки, мы действительно одиноки.
Вопрос: Какая проблема, на Ваш взгляд, сегодня наиболее актуальна с точки зрения правозащитников для Свердловской области?
Татьяна Мерзлякова: Таких проблем не одна и не две. Тем не менее, накануне мы презентовали один из специальных докладов, уполномоченного по правам человека по Свердловской области, "Соблюдение прав человека в сфере труда по признаку пола и возраста". Мы проанализировали множество объявлений работодателей, официальные сайты департаментов, кадровых агентств, опросили работодателей. И нам кажется, что в
Фото: Накануне.ru |
Доклад очень тяжелый, потому что за исключением одного-единственного решения по нашим спорам – еще в 1998 году, больше нет ни одного решения, которое осуждало бы и наказывало размещение таких явно дискриминационных объявлений. Примеры очень жесткие: "девушкам старше 30-ти себя не предлагать" – это пишет официальная кадровая газета.И таких примеров масса. Да любой может убедиться в том, что это сегодня массовое явление. Кому-то, может быть, кажется, что это не самая острая тема, но эта тема – чаще всех встречается, и нам надо вовремя вместе с гражданским обществом начать бороться с этим.
Также позор для Свердловской области – то, что мы имеем в изоляторах временного содержания. Мы посмотрели европейские стандарты – они вовсе не страшны и совершенно выполнимы. Правда, накануне господин Коберниченко (заместитель председателя правительства Свердловской области – А.Н.), очень сильно ехидничая, покритиковал, мол, я по радио сказала фразу о том, что теперь у нас в каждой камере будет бачок с кипяченой водой. Он заявил – а вот у кого это – у вас? Я вот лично туда - не собираюсь. Но я сказала, что - от сумы да от тюрьмы не зарекайтесь, и для меня – У НАС – это в Свердловской области, и я себя с этими людьми не разделяю. И бачок в каждой камере - гарантирую.
Вопрос: Это уже отрадно – большие дела начинаются с малых. А какие-нибудь более, так сказать, масштабные проекты вами задумываются?
Татьяна Мерзлякова: Надеюсь, что уже вскоре у нас на Урале будет создан институт прав человека. Институт прав человека, на мой взгляд, будет служить тому, чтобы мы с вами все становились цивилизованнее. В его создании о своем участии уже заявили несколько вузов – это Гуманитарный университет, институт философии и права, это Уральский гуманитарный университет, Юридическая академия и Академия госслужбы. Что из этого получится- посмотрим. Но я хотела бы подчеркнуть, что это не будет институт подготовки кадров – это все-таки будет научно-исследовательский институт, которого, сегодня, по сути, в России нет.
И все- таки, то, что мы делали и делаем сегодня – я считаю очень важными шагами вперед. Ведь прямо скажу, когда я пришла, мне очень часто приходилось встречать только отрицательную реакцию от представителей некоторых властных структур.Сегодня мы постепенно приходим к тому, что по всем нашим письмам принимаются совершенно конкретные решения. Не обтекаемые, не отписки. Да, порой, бывает непростая ситуация по сотрудничеству с властями, но тем не менее, мы проанализировали – и поняли: то, с чем мы приходили к полпреду президента – там ни от одного не "отмахнулись". И потому – нам надо работать.