Уральское небо накануне туристического сезона-2007
Хмурое небо, подсыхающая грязь на тротуарах, пальто и куртки вместо шуб. Уже не холодно, но еще и не тепло. До долгожданного отпуска два-три месяца. Если многие еще даже не начинали думать об отдыхе, то туроператоры и авиакомпании уже все тысячу раз распланировали. Несмотря на это, ни один человек не может сказать наверняка, во сколько будет в Турции или в Анталии. Вечные опоздания самолетов стали неотъемлемым элементом путешествий. Зачастую рейсы запаздывают из-за различных не состыковок между авиаперевозчиком и аэропортом, авиаперевозчиком и туроператором. А, порой, что является самым обидным, и в задержке обвинить-то некого, разве что самого господа бога, пославшего непогоду именно в день твоего отлета или вылета. Но любые погодные факторы можно свести к минимуму с помощью технической мысли, как то современные самолеты, взлетно-посадочные полосы и так далее. Именно поэтому тема реконструкции екатеринбургского аэропорта "Кольцово" и превращение его в хаба всегда актуальна, ведь от качества аэропорта, во многом зависит комфорт туристов.
Как заявил на прошедшей накануне IV авиаконференции "Открытое небо Урала - 2007" первый заместитель гендиректора ОАО "Аэропорт Кольцово" Филипп Федулов, аэропорт находится на половине пути к хабу. Инвестиции в реконструкцию аэропорта составили уже 3 млрд руб. Федулов сообщил, что по заключениям зарубежных консультантов к 2015 году через "Кольцово" будут летать 14 млн человек в год, тогда как сейчас летает лишь 1,7 млн. Рост пассажиропотока составляет 12% в год.
Правда, руководитель уральского Управления федеральной службы по надзору в сфере транспорта Анатолий Телегин заметил, что при такой динамике для того, чтобы достигнуть хотя бы тот уровень, который был в 1980-х годах, должно пройти еще лет 20, не меньше. Но, скорее всего, динамика изменится, так как, по словам Филиппа Федулова, после реконструкции аэродрома "Кольцово" сможет принимать самолеты всех типов, без всяких ограничений. "Пока же мы вынуждены отказывать некоторым авиакомпаниям", - говорит первый заместитель гендиректора аэропорта.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на удобство туристов, являются отношения между аэропортом и авиаперевозчиком. Конфликт напрямую сказывается на пассажирах.
Подтверждением этому является недавняя история с историческими слотами "Уральских авиалиний". Напомним, аэропорт "Кольцово" пытался снять "Ил-86" авиакомпании с внутренних рейсов. Отказ в обслуживании данных самолетов в аэропорту мотивировали тем, что по требованию Госпожарнадзора "Кольцово" закрывает два посадочных сектора и, соответственно, пропускная способность аэропорта уменьшается. Однако накануне IV авиаконференции "Открытое небо Урала - 2007" гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов заявил, что на совещании в правительстве Свердловской области было принято решение все исторические слоты авиакомпании восстановить.
Тревогу туроператоров также вызывает тот факт, что зачастую заранее неизвестно, во сколько вылетит самолет. "На сегодняшний день мы не имеем полной картины времени вылетов", - пожаловался директор туристической фирмы "Мир" Сергей Бузько.
"У нас идет реконструкция аэродрома, мы до последнего не знали, сколько денег будет выделено" - ответил Филипп Федулов.
Порой время вылета задерживается из-за неоперативного техобслуживания в аэропорту. Ярким тому примером является случай, когда в марте нынешнего года рейс Салехард-Надым-Екатеринбург, на котором, кстати, летел консул Германии в Екатеринбурге Тино Клиннер, опоздал более, чем на три часа из-за того, что самолет не смогли вовремя обслужить работники салехардского аэропорта. Нет никакой гарантии, что подобная история не повторится.
Что же касается взаимоотношений туроператор – авиаперевозчик, то в нынешнем сезоне у первых будет большой выбор. "Интрига на рынке чартерных перевозок в "Кольцово" ожидается очень интересная. Участвовать будут "Уральские авиалинии", "Аэрофлот", "Пулково", "Трансаэро" и другие авиакомпании ", - сообщил гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов.
Про свою компанию он рассказал, что "Уральские авиалинии" начинают интенсивно осваивать восточное направление России, как то Южносахалинск, Хабаровск, Камчатка, Владивосток, Иркутск и другие города.
"Мы получили ряд приглашений и успешно начинаем развивать наши программы из других городов. Это, прежде всего, Челябинск. По приглашению правительства Перми открываем рейс Москва – Пермь. Это тоже очень интересное направление. Будет расширяться география полетов из Самары. В Самаре, к сожалению, слабая авиакомпания, но мы готовы помочь", - отметил Сергей Скуратов.
Он добавил, что благодаря следующей партии А-320, которые авиакомпания получит ближайшей осенью-зимой, объем перевозок увеличится примерно на 60%. Впрочем, как отметил гендиректор "Уральских авиалиний", и сейчас в самолетах 20% мест пустуют.
Это вовсе неудивительно, поскольку, по данным руководителя уральского Управления федеральной службы по надзору в сфере транспорта Анатолия Телегина, спрос на авиаперевозки, который существует в России, могли бы покрыть 30 авиакомпаний, но на сегодняшний день их существует 182. Причем, 50% всех авиаперевозок выполняют лишь четыре компании. Конкуренция на данном рынке очень жесткая. Опять же, по словам Телегина, за пять лет 70 авиаперевозчиков исчезли. Половина из них из-за несоответствия установленным требованиям, половина – по экономическим соображениям.
Но, даже в таких условиях далеко не всегда "авиакомпания авиакомпании волк". Взять, к примеру, вполне успешное сотрудничество "Аэрофлота" и "Уральских авиалиний". Сергей Скуратов заявил, что в рамках партнерских отношений три экипажа базового перевозчика "Кольцово" какое-то время будут работать в московской компании. А часть техперсонала "Аэрофлота", наоборот, на какое-то время придет в "Кольцово". Также "Уральские авиалинии" используют тренажер для пилотов А-300, который стоит в офисе "Аэрофлота". Собственно "Эйрбасы" стали еще одним объединяющим звеном между двумя авиакомпаниями. Как рассказал региональный представитель "Аэрофлота" в Уральском регионе Юрий Киргизов, авиакомпания "берет курс" на создание парка унифицированных самолетов. К 2009 году у "Аэрофлота" будут только "Эйрбасы". 30 воздушных судов появятся к концу нынешнего года, а к 2009 году их будет уже 56.
"Аэрофлот" также расширяет география полетов, вводя новый рейс в один из китайских городов. "Это неизведанный туристический рынок", - подчеркнул Юрий Киргизов.
Серьезную конкуренцию и "Уральским авиалиниям" и "Аэрофлоту" мог бы составить low-cost-перевозчик "Скай Экспресс", вышедший на рынок регулярных рейсов в нынешнем году, однако в "Кольцово" его пока не ожидают.
"Полгода назад состоялись переговоры, но дальше дело не пошло, - говорит первый заместитель генерального директора "Кольцово" Филипп Федулов. – Создается впечатление, что авиакомпания сейчас ориентирована на какие-то другие рынки, увеличивают количество рейсов в Сочи. В Уральском федеральном округе почему-то решили начать с Тюмени. 12 апреля они совершили первый рейс Москва-Тюмень". По утверждению Федулова, в случае прихода такого перевозчика выигрывает пассажир, особенно тот, для кого важна цена на билет.
Но, даже если бы "Скай Экспресс" заинтересовался "Кольцово", как уверен коммерческий директор "Уральских авиалиний" Кирилл Скуратов, в приходе этой авиакомпании не было бы ничего принципиально нового.
Кирилл Скуратов отметил, что сегодня в России нет аэропортов, которые готовы обслуживать перевозчиков, работающих по технологии low-cost. Самолеты авиакомпаний, которые выбрали этот вид бизнеса, на земле стоят не больше 15-и минут, а российские аэропорты наземное обслуживание осуществляют, минимум 30-40 минут.
"Если самолет находится на земле 30-40 минут, вопрос об эффективном использовании парка уже не стоит. Говорить о том, что в России существует low-cost-перевозчик – красивый рекламный ход, не более того. А держать один билет по 500 руб. – может любая авиакомпания", - заявляет коммерческий директор "Уральских авиалиний".
То есть даже возможность прихода Low-cost-перевозчика, во многом, зависит от аэропорта. Но выше головы не прыгнешь, если даже "Домодедово" не может за 15 минут обслужить самолет, чего уж говорить о "Кольцово". Пока же задачи другие: успеть к саммиту ШОС отремонтировать аэродром, реконструировать аэровокзал, построить логистический комплекс класса А да развить маршрутную сеть. Последнее невозможно без участия авиаперевозчиков, а они, в свою очередь, не смогут существовать без туристов. Круг замыкается.