18 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Виктор Белик: Не надо есть куриный помет и тогда все будет хорошо

Уже второй год во всем мире чуть ли не самой страшной болезнью перестал считаться СПИД, а его место занял "птичий грипп". По крайней мере, именно такое ощущение складывается после просмотра новостей. Зададимся вопросом - а насколько этот самый "птичий грипп" страшен? Чем опасен "птичий грипп" и кому выгодна поднятая вокруг этого заболевания шумиха? Стоит ли бояться этой болезни и насколько она опасна для человека? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью Накануне.RU ответил заведующий кафедрой ботаники и зоологии Ростовского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор Виктор Белик.

Вопрос: Виктор Павлович, насколько на самом деле опасен "птичий грипп"?

Виктор Белик: Ситуация как с любой инфекцией – надо быть внимательными. Но бояться-то особенно нечего, потому что "птичий грипп" существовал вечно. И мы почему-то не вымерли, так что и сейчас мы его переживем. Не нужно есть помет куриный, и тогда все будет нормально. 

По сути, это инфекция, которая циркулирует у птиц давным-давно. Выделена она была еще в начале ХХ века. Этот штамм, который сейчас у всех на языке, H5N1, он тоже известен. Выделили его в Западной Сибири наши ученые около 40 лет назад.
Он периодически вспыхивает, как и любое заболевание. На это влияет множество факторов, вплоть до солнечной активности. Болезнь вспыхивает, распространяется, потом у диких птиц просто вырабатывается иммунитет и они спокойно продолжают жить. Конечно, часть слабых особей погибает, но по моим подсчетам это лишь 5-10%. Максимум – 20%. Остальные получают иммунитет.
билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.national-geographic.ru
Другое дело, что домашние птицы, которые не контактируют с дикими, не имеют иммунитета и очень уязвимы для "птичьего гриппа" и для них контакт с вирусом губителен. А для млекопитающих, в том числе для человека, это экзотическая инфекция, которая обычно подавляется нашим иммунитетом. 
Надо создать какие-то экзотические условия для нашего организма, чтобы этот вирус начал размножаться и привел в конце концов к летальному исходу. Но мы не в каменном веке живем – у нас есть множество лекарств. То, что нам рассказывают о летальных исходах – так это, в основном, Турция и Африка, полукаменный век, где нет возможности вовремя обратиться к врачу, и в больницы люди попадают, когда уже все запущено, к тому же у многих в этих странах ослаблен организм.
Вообще же за четыре года от этого вируса погибло около 90 человек. У нас в России по последним данным 30 тыс. человек погибают ежегодно от обычного гриппа. Можно сопоставить эти цифры и понять, так ли страшен этот черт, которого нам малюют?

Вопрос: Насколько часто повторяются вспышки этой инфекции?

Виктор Белик : Другие штаммы менее опасны. А этот проявляется примерно раз в 10 лет. Потом он опять затихает и "таится" в регионах Юго-Восточной Азии. Дело в том, что до последнего времени никто особенно этой проблемой вплотную не занимался, как сейчас. Не было денег, не было диагностикумов, не было лабораторий. В конце концов, не было желающих. Естественно, что его выделяли от случая к случаю. Пример – в прошлом году в Новосибирске, когда началась вспышка, выделили денег на транспорт и на диагностику, и проехали по дороге "Байкал", настреляли птиц и выделили сразу несколько штаммов. Штамм H5N1 был и будет всегда. Стрелять, не стрелять – это не поможет. Это может даже навредить. Главное – знать, что это такое, и знать, как с этим обращаться. Те же руки мыть, поскольку он передается через пищу. В общем, главное – информирование.

Могу привести параллель с чумой. Это страшная болезнь, которая вообще относится к первой категории. В СССР с ней боролись около 50 лет, начиная с 30-х годов. Ученые получили Государственную премию за уничтожение этой болезни в Калмыкии. А через пять лет она снова была обнаружена в том же месте в Калмыкии у сусликов. Вот вам итог многолетней борьбы с применением почти всех возможных средств. В Америке подошли к этой проблеме с другой стороны. У них те же самые суслики, луговые собачки, и многие другие. Чума в популяциях грызунов постоянно присутствует. Но они не стали ни с кем бороться, не стали никого уничтожать, а просто обеспечили районы, где была эпизоотия по чуме, необходимыми специалистами и лекарствами. От чумы, если вовремя обратиться, можно легко вылечиться. Итог оказался гораздо лучше. Надо просто знать, как и с чем бороться.

Вопрос: Если на самом деле особых поводов для паники нет, то кому выгодна поднятая шумиха?

Виктор Белик: Это точно выгодно птицепрому определенных

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.ural-chel.ru
стран. Сейчас во многих странах уничтожен птицепром, а шум со временем пройдет, и народ вновь будет покупать ту же курятину, но уже импортную. Это выгодно производителям вакцины, производителям лекарств. Это очень большие деньги. Всегда было выгодно запугать людей и получить на этом деньги. Те же ученые по итогам шумихи получают достаточно большие гранты. В общем, дивиденды получают многие.

Нужно обязательно информировать. Это не страшная болезнь. Это не чума, не туляремия, не холера. К тому же "птичий грипп" не так опасен для человека, как обычный. Это болезнь птиц, которая к нам попадает случайно. Конечно, она может привести к смерти отдельных слабых людей.

Вопрос: Существует версия, что вспышка была инициирована искусственно. Насколько оправданы такие предположения?

Виктор Белик: Это спекулятивные версии, но я не исключаю такой вероятности, что его действительно могли запустить, чтобы уничтожить птицеводческую промышленность в некоторых странах. Во-вторых, есть версия, которая не имеет никакой доказательной базы, но ничего ведь нельзя исключать, что на самом деле это 

Вид на Пентагон с воздуха в Вашингтоне, США(2023)|Фото: Reuters / Joshua Roberts
Фото: mignews.com.ua
военные изучают возможные пути распространения других, более опасных инфекций. Та шумиха, которую подняла пресса, помогает контролировать пути, направления и скорость распространения инфекции. А, если это знать, то можно запускать и другие инфекции. Раньше, между прочим, военные США финансировали очень много исследований по роли птиц в распространении особо опасных инфекций. У нас в Сибири было проведено несколько больших международных конференций на деньги Пентагона.
Возможно, сейчас они нашими руками изучают эти механизмы.

Вопрос: У домашней птицы иммунитет изначально слабее. Поможет ли им разрабатываемая вакцина?

Виктор Белик: Вакцины – единственное средство. Насколько помогут – это уже зависит от эффективности самой вакцины и точности соблюдения рекомендаций. Много разных факторов. Но это единственное средство, которое может помочь уберечь домашних птиц от заражения. Иначе нет никакой гарантии, что какой-нибудь воробей не занесет вирус. А ведь сейчас, если заболела одна птица, то уничтожают всех. Тут как у людей – когда появляется заболевание, то вводится тот же карантин и ограничивают общение больных со здоровыми.

Вопрос: Вы сказали, что инфекция со временем утихнет сама. Через какое время можно этого ожидать?

Виктор Белик: Это будет зависеть от скорости распространения инфекции. Чем она быстрее охватит все популяции диких птиц, тем скорее у них выработается иммунитет, тем скорее начнется спад. Это займет еще год, максимум – два.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС