Выбор Приднестровья: идем на Восток?
В минувшее воскресенье Приднестровье, вслед за еще одной непризнанной республикой постсоветского пространства – Южной Осетией, выбирало президента. Хотя, судя по результатам плебисцита, можно сказать и по-другому: Приднестровье в очередной раз поддержало своего лидера Игоря Смирнова – новый президентский срок для него будет уже четвертым по счету, но и не только. Непризнанная республика поддержала, в первую очередь, курс на признание независимости и сближение с Россией. И это уже второй шаг ПМР на выбранном пути (напомним, 17 сентября в республике прошел референдум о признании независимости, за которую проголосовало более 97% жителей ПМР). Видимо, теперь шаг на встречу пришло время сделать России.
О том, что дают выборы, которые почти никто не признает, о том, что должны сделать приднестровские власти для международного признания, о том, кто может стать преемником Игоря Смирнова и о поддержавшей президента оппозиции в интервью Накануне.RU рассказал старший эксперт приднестровского филиала совета по национальной стратегии России, политолог Владимир Букарский.
Вопрос: На выборах президента Приднестровья в очередной раз победил Игорь Смирнов, совсем недавно прошел референдум о признании независимости ПМР. Что это дает Приднестровью, если ни Евросоюз, ни Молдова, ни Украина не признают этих результатов?
Владимир Букарский: В первую очередь, это дает легитимность курса нынешней властной элиты в глазах населения республики и в глазах России. Более 80% населения Приднестровья дали понять, что они полностью доверяют личности президента Игоря Смирнова и проводимому им политическому курсу. Это дает право избранному президенту легитимно представлять народ Приднестровья на международной арене. Любые переговоры и в любом формате, если они возобновятся, будут вестись с Игорем Смирновым и представителями его администрации, хотя, возможно, Западу было бы куда приятнее видеть в кресле переговорщика Андрея Сафонова (один из кандидатов в президенты Приднестровья – прим. Накануне.RU), но он получил лишь 3,9% голосов избирателей.
Во-вторых, самое главное - это то, что выборы в Приднестровье признала Россия. По итогам выборов будет проведено заседание Государственной Думы России и сделано соответствующее заявление о легитимности волеизъявления народа Приднестровья. |
Ну и, кроме того, проведение выборов и референдума имеют важное психологическое значение для населения Приднестровья: они служат гарантией стабильности внутриполитической ситуации в республике.
Вопрос: Какими, на Ваш взгляд, должны быть следующие шаги приднестровского правительства, если оно хочет добиться международного признания независимости ПМР?
Владимир Букарский: В первую очередь, важно понять - сегодня признать независимость ПМР может только Россия. Для этого необходимо продолжать воплощать в жизнь ключевой документ – "меморандум Жукова – Смирнова", подписанный в Москве 23 мая этого года. Необходима полноценная интеграция Приднестровья в экономическое, социальное и культурное пространство России. Необходимо максимально привлекать в Приднестровье российский капитал. Необходимо интенсивно работать с российским общественным мнением, с регионами России, с Русской православной церковью, с научными и культурными институтами. Необходимо максимально развивать в Приднестровье туристическую отрасль.
Независимость ПМР будет признана тогда, когда Россия поймет: "Приднестровье - это наше все". |
Вопрос: Каких шагов ПМР ждет со стороны России, как на официальном, так и на неофициальном уровнях?
![Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU](https://media.nakanune.ru/images/pictures/image_201863.jpg)
Вопрос: Как Вы считаете, возможно ли в дальнейшем вхождение Приднестровья в состав Российской Федерации, при условии что Россия признает независимость республики?
Владимир Букарский: Я не просто считаю это возможным - я убежден, что к этому следует максимально, как это только возможно, стремиться - и в России, и в Приднестровье. Здесь все зависит от политической воли элит и от общественного мнения, как в Москве, так и в Тирасполе.
Вопрос: Приднестровье в четвертый раз выбрало президентом Игоря Смирнова. Сможет ли он претендовать на президентское кресло и в пятый раз? Есть ли человек, который может стать его "преемником"?
Владимир Букарский: Пока об этом говорить рано. Четвертые президентские выборы состоялись только вчера, и на них никто не смог составить достойной конкуренции действующему президенту. Игорь Смирнов победил с результатом в 82,4%. Говорить о том, что будет через пять лет или даже через неделю, никто не рискнет. В качестве возможного преемника рассматривают новоизбранного вице-президента - 48-летнего генерала МВД Александра Королева. Иногда называют и другие фигуры. Однако сегодня можно сказать лишь одно: действующий президент Игорь Смирнов остается в своем кабинете.
Вопрос: Существует ли в Приднестровье оппозиция действующему режиму? Если есть, то насколько она сильна?
Владимир Букарский: Выборы показали, что никакой реальной оппозиции действующему режиму нет. В качестве оппозиции называют партию "Обновление", контролирующую большинство мест в Верховном Совете, и стоящую за ней крупную фирму-монополиста "Шериф". Однако на нынешних президентских выборах "Обновление" не стало выдвигать своего кандидата и фактически поддержало Игоря Смирнова. Что касается других оппозиционных сил, то на сегодня они маргинальны: кандидат от коммунистов Надежда Бондаренко, при всех социально-экономических неурядицах, набрала только 8% голосов протестного электората, а радикальный оппозиционер Андрей Сафонов - и того меньше, несмотря на бесплатный пиар, который сделал ему центризбирком, сначала отказавший ему в регистрации, а затем вынужденный его зарегистрировать по решению суда.
Однако я не исключаю, что в ближайшие годы ситуация может кардинально измениться. |
Вопрос: Можно ли ждать изменений в отношениях Украины и Приднестровья после недавней встречи Владимира Путина с Виктором Януковичем? Возможна ли встреча Игоря Смирнова и Виктором Януковичем?
Владимир Букарский: В Приднестровье проживает более 200 тыс. этнических украинцев и более 67 тыс. граждан Украины.
Долгие годы, особенно в десятилетнюю эпоху Кучмы, отношения между Киевом и Тирасполем были самыми радужными. В Тирасполе набирала силу идея о вхождении ПМР в состав Украины. "Оранжевая революция" 2004 г. и последующая блокада 2006 г. произвели для Приднестровья "эффект холодного душа". В Тирасполе осознали, что в Киеве у республики друзей, как таковых, нет.
![Фото: Reuters Фото: Reuters](/images/pictures/image_5563.jpg)
Казалось бы, такой очевидный и естественный шаг, как отставка клинического русофоба Тарасюка с поста министра иностранных дел наталкивается на серьезное противодействие со стороны президента Ющенко. Встреча Януковича со Смирновым возможна, и более того - я уверен, что она состоится. Однако о каком-либо кардинальном изменении позиции Украины в нынешней ситуации говорить не приходится. Другое дело, что сама Украина в нынешнем виде и в нынешних границах долго не просуществует как единое суверенное государство. Хоть убейте - ну не могут сосуществовать в рамках одного государства Луганск и Львов. Это два разных, полярных мира, С совершенно разной психологией, менталитетом, ценностями, верой и даже языком. Поэтому давайте подождем следующего кризиса на Украине, который не заставит себя долго ждать.
Вопрос: Как Вы считаете, что может повлиять на позицию молдавского руководства по отношению к Приднестровью? Если Россия признает независимость ПМР, как это отразиться на молдавско-приднестровских отношениях?
Владимир Букарский: На нынешнее руководство Молдовы, похоже, уже ничто не может повлиять. Эти люди утратили всяческое представление о действительности вокруг них. Политика республики Молдова все чаще напоминает флюгер, который вышел из строя и просто болтается на ветру из стороны в сторону. У Республики Молдова нет никакой внятной стратегии дальнейшего существования. Все понимают: в Евросоюз Молдова не вступит еще долго. Вхождение в Румынию или вступление в НАТО похоронит последние надежды на мирное присоединение Приднестровья, а воевать ради Молдовы с Россией не станет ни одна западная страна. Все понимают, что единственным шансом на создание общего государства с Приднестровьем может стать только радикальная смена курса республики Молдова: вступление в ЕЭП, ЕВРАЗЭС и ОДКБ, придание русскому языку статуса второго государственного, отказ от румынской государственной символики, прекращение оголтелой антироссийской и антиприднестровской пропаганды. Однако унионистские и антироссийские силы в элите Молдовы достаточно сильны, в том числе и среди ближайшего окружения Владимира Воронина, так что рассчитывать на какие-либо радикальные перемены не приходится.
![Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU](https://media.nakanune.ru/images/pictures/image_201863.jpg)
Однако наиболее реальным представляется другой вариант: постепенный уход правобережной Молдовы в Румынию с осознанием неизбежности потери Приднестровья. И тогда речь пойдет не о молдавско-приднестровских, а о румыно-российских взаимоотношениях. |