Леонид Хабаров (УГТУ-УПИ): У нас лучший военный факультет в России
Военных кафедр в ВУЗах страны останется мало. Сколько и где- все еще до конца не ясно. Минобороны пообещало опубликовать окончательный список сохраненных "военок". Но уже и сегодня ясно, что большинство гражданских ВУЗов останутся без возможностей военного обучения. Плохо это или хорошо, об этом продолжают спорить все заинтересованные стороны. Один из аргументов кадровых военных - в гражданских ВУЗах настоящего офицера подготовить крайне сложно, если вообще не невозможно. При этом от призыва лейтенантов-выпускников гражданских ВУЗов никто не отказывается. Так, во благо ли наличие военной кафедры в ВУЗе? Об этом накануне в эфире телекомпании "Ермак" рассказывал Леонид Хабаров, начальник института военно-технического образования и безопасности УГТУ-УПИ (Екатеринбург). Заметим, что даже в тех списках предполагаемых избранников-ВУЗов, которые сохранят военное обучение, УПИ фигурировал как единственный из всех ВУЗов УрФО.
Вопрос: Для Вас стало неожиданностью сообщение о том, что среди всех гражданских вузов в УрФО только в УГТУ-УПИ останется военная кафедра?
Леонид Хабаров: Конечно, нет. Так оно и должно было быть. У нас лучший военный факультет в России. Здесь он и должен был остаться. Как иначе?
Вопрос: Вы согласны с тем, что военных кафедр в гражданских вузах слишком много? В Минобороны заявляют, что такого обилия военных кафедр не было даже в СССР?
Леонид Хабаров: Это неправда. Военные кафедры готовят офицеров запаса, резерва на случай крупномасштабной войны. Не для того, чтоб они сейчас служили в мирное время. Это не от хорошей жизни они, лейтенанты запаса, уходят служить после окончания вуза. Есть, конечно, ребята, которые сами желают служить, но это абсолютно другое дело. По статистике набор офицеров запаса должен составлять пятикратный набор на ту или иную учебную специальность. Это делается как раз на случай войны. На случай развертывания крупных соединений, когда будут развертываться кадровые части и призываться из запаса солдаты. С ними надо будет проводить занятия. Для этого предназначены офицеры, которых готовят на военных кафедрах.
Вопрос: В Минобороны продолжают считать, что офицеров запаса на военных кафедрах готовят слишком много.
Леонид Хабаров: В вооруженных силах сейчас служат более 50% офицеров звена взвод-роты, офицеры запаса. Так не должно быть. Хорошо, закроют кафедры, а кто тогда в вооруженных силах будет служить? Если у них не хватает сейчас кадровых офицеров, чтобы служить?
Вопрос: Вы согласны с тем, что военные кафедры превратились в стимул для тех, кто пытается уклониться от службы в армии?
Леонид Хабаров: Про наш военный факультет я бы так не сказал. Мне приходится, как начальнику факультета, сталкиваться с таким вопросом, что ребята после окончания университета желают пройти службу на офицерских должностях, но не получается. Они пишут заявление, пишут рапорты в военкомат, управление кадров, обивают пороги. Ничего не получается. Махнули рукой, устроились на работу. Проходит определенное время, и методом естественного отлова их призывают. Или тех, которые не хотят проходить службу, забирают в армию.
Вопрос: Почему такая ситуация складывается?
Леонид Хабаров: Потому что все ждут разнарядки. Разнарядка сверху пришла, тогда берут. А без разнарядки… ну, не нужен без разнарядки. Все ждут сверху команды.
Вопрос: Действительно ли на военных кафедрах готовят специалистов уникальных специальностей?
Леонид Хабаров: Мы их называем остродефицитные специальности. В УГТУ-УПИ пять военных кафедр на факультете. Это кафедра радиационно-химической защиты, кафедра танковых войск, кафедра инженерных войск, кафедра ПВО, кафедра разведки, спецназ. Итого 11 специальностей. Где еще готовят офицеров запаса по этим специальностям? Командиры частей, командиры подразделений начальники воинских служб округа отмечают, что наши курсанты, которые проходят сборы в войсках, по подготовке выше, чем некоторые кадровые офицеры.
Вопрос: Кстати, о качестве подготовки. По мнению представителей Минобороны, многие военные кафедры не в состоянии добиться высоких результатов в подготовке студентов из-за отсутствия необходимых учебных помещений, элементов полевой учебной базы, изучаемых образцов вооружения и военной техники, тренажеров по огневой подготовке и вождению боевых машин. Что Вы думаете по этому поводу?
Леонид Хабаров: Ну, опять же я за всю мировую революцию не отвечаю, то есть за все кафедры не могу сказать. У нас есть такая аппаратура, которой могут позавидовать любые военные. Например, у разведчиков. Такой аппаратуры всего три вида в вооруженных силах. У нас есть у танкистов танки, которых в округе нет. Безусловно, есть слабые кафедры. Пожалуйста, закрывайте их. Нельзя же чохом всех подряд ставить, под одну гребенку, правильно?
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы