Золотой Рунет
На прошлой неделе было объявлено сразу о трех сделках, имеющих отношение к интернету: швейцарская инвестиционная фирма InterGlobal Consulting купила компанию "Партер" (интернет-продажа билетов на разного рода зрелища), "Лаборатория Касперского" - технологию "Спамтест" (борьба со спамом) у компании "Ашманов и партнеры", а портал Banki.ru - финансовый интернет-ресурс "Банки и деньги". Сделки эти, конечно, разные по масштабу (первую эксперты оценивают в $4-6 млн, вторую - в $3 млн, третью - не более чем в $100 тыс.), однако то, что они совпали по времени, - факт многозначительный. В интернет-отрасли сегодня явно происходит что-то важное.
Тайные сделки
Уже больше года эксперты в сфере интернета поговаривают, что российская часть сети наконец-то созрела для новой волны инвестиций - весной 2004 года даже была проведена тематическая конференция. Скептики считают, что речь идет о надувании очередного пузыря - прошлый лопнул в 2001 году, надолго лишив потенциальных инвесторов интереса к интернету. Дескать, все идет своим чередом, жизнеспособные проекты развиваются, нежизнеспособные умирают, для нового бума предпосылок нет.
Анатолий Карачинский, президент группы компаний IBS: Разумеется, такие компании, как "Яндекс", "Рамблер медиа", "Мэйл.ру" интересны крупным инвесторам, прежде всего западным, но если говорить об интернет-компаниях второго и третьего эшелона, то никаких чудес здесь последние несколько лет не наблюдается.
О лихорадке образца 1998-2001 годов, когда в проекты, так или иначе связанные с интернетом, было вложено около $100 млн, конечно, говорить пока неуместно, однако кое-что обсудить можно. После успеха Google и удачного размещения акций РБК и "Рамблер медиа" интерес инвесторов к интернет-проектам вновь резко вырос, но владельцы этих проектов так же резко подняли цену участия в них. Кстати, одной из ключевых тем упомянутой конференции был адекватный уровень этих цен.
Юрий Ровенский, гендиректор компании РБК: Мы не раз объявляли, что заинтересованы в приобретении интернет-ресурсов, которые могли бы быть интегрированы в наши проекты, более того, провели множество переговоров на эту тему - и пока ни с кем не договорились. Платить за компанию сумму в пять-десять ее годовых доходов нам неинтересно, платить большие деньги за компанию, которая пока дохода вообще не имеет, - тем более.
На первый взгляд сделок на рынке действительно не очень много. К более или менее крупным можно отнести следующие. Финансовая компания "Финам" приобрела фирмы "Бегун" (система контекстной рекламы) и "Поисковые технологии" (разработка поисковых машин), MoneyMail (платежная система) и e-generator (креативное агентство); "Рамблер медиа" - 25% "Бегуна" у "Финама"; компания "Агентство массовых коммуникаций" прикупила пакет в 65% интернет-магазина "Колибри", 51% информационно-аналитического агентства рынка недвижимости RWAY, а также увеличила до 51% долю в информационном агентстве "Финмаркет". Здесь же стоит упомянуть покупку американским холдингом Ener1 Group компании Nival Interactive (разработчика многопользовательской игры "Ночной дозор") за $10 млн. Однако все это - публичные сделки, эксперты же говорят, что на рынке совершается масса покупок, которые никак не афишируются.
Хачатур Арушанов, консультант в области интернет-проектов: С лета 2004 по лето 2005 года на рынке прошло несколько десятков сделок с интернет-проектами на общую сумму около $20 млн. Мне даже вспомнился 2000 год, когда такие цифры были в порядке вещей. Но подробности по многим сделкам не выходят на информационную поверхность рынка. Зачастую информация не является публичной, если партнеры по сделке не хотят использовать сделку для PR-хода, то о ней и не сообщается.
Леонид Богуславский, председатель совета директоров инвестиционной компании ru-Net Holdings (владеет крупными долями компаний "Яндекс" и "Озон"): Закрытых сделок за последнее время действительно было немало, и речь действительно идет о десятках миллионов долларов - перераспределяются доли в крупных интернет-компаниях, покупаются компании второго и третьего эшелона, идут инвестиции в перспективные проекты. Но в отличие от времени интернет-бума инвесторы - а это и компании, и частные лица - предпочитают не афишировать свою активность. Кто-то не желает раскачивать рынок, чтобы это не повлияло на стоимость новых сделок. Кто-то просто не является публичной фигурой, и PR ему ни к чему. Да и вообще, интересы в этой отрасли зачастую переплетены, и иногда лучше совершать сделки втихаря, чтобы не вредить бизнесу.
Виктор Ремша, гендиректор компании "Финам": Мы тоже далеко не обо всех сделках объявляем открыто - просто пока нет смысла. Придет время - сообщим.
Со стороны вся эта ситуация кажется довольно странной: афишируй не афишируй, но заблокировать информацию о сделках в миллионы долларов очень непросто, она ведь имеет свойство просачиваться, как, например, просочились сведения о продаже одним из акционеров eHouse своего 20-процентного пакета. Ходят слухи, что скупку тематических контент-проектов ведут два крупных игрока из "большой четверки" (РБК, "Рамблер медиа", "Яндекс", "Мэйл.ру"). Как бы то ни было, хочется разобраться, где и какие деньги есть в интернете сегодня и на что могут рассчитывать инвесторы.
Доходные места
Всю доходную часть интернета можно разделить на шесть составляющих: реклама, продажи с использованием интернета (e-commerce), платные сервисы, многопользовательские игры, казино и платежные системы. Уровень доходов, понятно, у каждого сегмента свой.
Например, по оценкам Ассоциации коммуникативных агентств России, объем медийной рекламы в интернете в 2004 году составил около $30 млн. Но многие эксперты считают эту цифру заниженной.
Федор Вирин, исполнительный директор компании SpyLOG (сервис интернет-статистики): Если сложить открытые данные основных рекламных площадок рунета - "Яндекса", "Рамблера", "Мэйл.ру" и РБК, - получим $37 млн в 2004 году. Но есть много площадок, зарабатывающих более $500 тыс. в год. Навскидку это "Авто.ру", "Газета.ру", "Афиша.ру", "Сотовик", "Спорт-Экспресс", "Коммерсантъ", "Ведомости", iXBT, КМ.ru, Travel.ru, "Работа.ру", 3DNews, "Известия", Subscribe. Как минимум 14, итого еще по меньшей мере $7 млн, хотя реально - больше. Кроме того, есть операторы типа "Бегуна" или "Адмедиа", которые размещают рекламу на небольших площадках, отдавая им долю своего дохода. В сумме это еще $4-5 млн. Итог - $48-49 млн в 2004 году с учетом бартера. Есть еще мелкие площадки, доходы которых могут составлять до $100 тыс. в год, так что $48-49 млн - цифра вполне консервативная.
Борис Овчинников, ведущий консультант исследовательской компании J`Son & Partners: Я бы расширил этот диапазон до $40-55 млн. При этом наблюдается 60-процентный рост доходов, что может быть долгосрочной тенденцией. По крайней мере, удвоение трафика каждый год создает для этого хорошую основу. Таким образом, средняя оценка для 2005 года - $75 млн, для 2006-го - $120 млн.
Однако есть еще контекстная реклама. Тут всего два оператора - "Яндекс" и "Бегун", так что прикинуть ее объем достаточно просто: $15 млн в 2004 году. В нынешнем году этот показатель может вырасти до $25 млн. Хотя есть и более скромные оценки. Так, Мария Черницкая из рекламного агентства IContext считает, что объем российского рынка контекстной рекламы в 2004 году составил не более $9 млн.
Далее - интернет-коммерция. По подсчетам Национальной ассоциации участников электронной торговли (Nauet.ru), в 2004 году объем онлайн-продаж в розничном сегменте вырос на 40% и достиг $660 млн (доходность - 10-15%), в сегменте b2b - $450 млн (доходность - 20%). Оценка J'Son & Partners розничного сектора значительно выше: $0,8-1,1 млрд. Но оба источника сходятся на том, что динамика роста сохранится - 40-50% в год.
Что касается платных сервисов, то их в рунете пока можно пересчитать по пальцам - это площадки, где размещают информацию (наиболее популярен сервис знакомств компании Mamba.ru, он интегрирован в более чем 200 площадок, включая "Рамблер", "Мэйл.ру" - около 1 млн уникальных посетителей в сутки), доступ в базы данных, подписка на информацию и т. д. Оценок доходов этого сегмента получить не удалось.
Многопользовательских ролевых игр в рунете (см. "Деньги" #49 за 2004 год) около десятка, однако львиную часть доходов делят проекты "Бойцовский клуб", "Территория", "Ганжубасовые войны" и "Сфера". Стоимость создания такой игры сегодня - $300-500 тыс., доход (либо от продажи игрокам средств для развития персонажей, либо от продажи доступа в игру, как у "Сферы") - $5-10 млн в год.
Владимир Никольский, гендиректор компании "Территория IT": Рост бизнеса здесь бешеный, до 150% в год. Сегодня в эти игры играет около 800 тыс. пользователей, мой прогноз на 2005 год - 1,6 млн.
Интернет-казино, как известно, являются второй по прибыльности после порнографии сферой бизнеса в сети (см. "Деньги" #6 за 2004 год). В рунете сегодня работает около 20 казино, но этот рынок только начинает формироваться. Внятных оценок доходов нам добыть не удалось, невнятные - от $300 тыс. до $5 млн в месяц на одно заведение.
Ну и, наконец, платежные системы (см. "Деньги" #25 за 2005 год). Цифры, с которыми согласились все эксперты: оборот - $1 млрд, доход - примерно $50 млн. Если прибавить сюда доходы от интернет-обменников (смежный бизнес), получим около $53 млн.
Какие из этих шести источников доходов будут развиваться в первую очередь?
Дмитрий Гришин, гендиректор компании "Мэйл.ру": Очевидно, что с увеличением количества пользователей рунета (по данным фонда "Общественное мнение", общее количество пользователей - 17,5 млн; по расчетам J'Son & Partners, к концу 2005 года регулярная недельная аудитория достигнет 9,8 млн пользователей. - "Деньги") будут развиваться все направления. Так же очевидно, что рост всех направлений, кроме рекламы, будет напрямую связан с развитием новых платежных систем, которых уже в ближайшие месяц-два станет больше (к выходу на рынок готовятся платежная система "Квинт", которая создана по инициативе компании eHouse, и платежная система INOCard компании "Центр интернет-платежей". - "Деньги"). В ближайшее время мы тоже планируем приступить к разработке своей системы.
Понятно, что больше других от развития платежных систем может выиграть сегмент, который мы не смогли оценить, - платные сервисы. Например, в США одним из самых успешных интернет-проектов является онлайновый аукцион eBay (за первый квартал 2005 года он заработал $256,3 млн), в рунете интернет-аукционы не зарабатывают пока вообще ничего, а значит, рост здесь будет опережающим (если, конечно, платежные системы будут действительно развиваться).
Надо сказать, что представители всех без исключения сегментов интернет-бизнеса, с которыми удалось поговорить во время подготовки материала (некоторые из них упомянуты в тексте), сообщили, что предложения от потенциальных инвесторов в последнее время поступают все чаще. Так, на "Газету.ру" с начала года выходили уже три раза, владельцу "Авто.ру" предложили $8 млн, и он отказался. Так кто же они, эти потенциальные инвесторы?
Переговорный процесс
Во-первых, это "большая четверка". По крайней мере, ее члены сообщили, что намерены совершить ряд сделок как стратегические инвесторы, то есть покупать будут для себя, а не для дальнейшей перепродажи. Ирина Гофман, гендиректор "Рамблер медиа": Планов много, но в ближайшее время мы планируем приобрести одну площадку e-commerce, сервис для создания и размещения сайтов в интернете и, возможно, ряд тематических интернет-ресурсов.
Во-вторых, это крупные западные медийные компании. В-третьих, венчурные фонды, которые тоже решили взяться за старое. Аллан Мартинсон, управляющий партнер компании Martinson Trigon Venture Partners (Эстония): Наш фонд представляет интересы финских инвесторов, которые очень заинтересованы в инвестициях в хай-тек-компании СНГ, в первую очередь России и Украины, поскольку рынки этих стран -- наиболее динамично развивающиеся в Европе. За полгода мы провели несколько десятков переговоров, и в ближайший месяц-другой инвестируем около €6 млн в три российских интернет-проекта. Размер нашего фонда - €20 млн, мы продолжаем поиски.
О своей готовности вложиться в интернет заявили также фонд "Русские технологии" (Альфа-банк) и Российский технологический фонд.
В-четвертых, это компании, которые открыто инвестируют в этот рынок уже сегодня: "Финам" и "Агентство массовых коммуникаций". У них интерес не только стратегический - покупки совершаются и с целью заработать на доходах или перепродаже. Кроме того, на рынок, похоже, возвращаются игроки, уже отметившиеся несколько лет назад удачными вложениями в интернет-отрасль.
Леонид Богуславский: В начале 2006 года будет объявлено о создании фонда с условным названием ru-Net Holdings-2, который продолжит инвестиции в интернет-отрасль, начатые ru-Net Holdings. Деньги, аккумулированные под ru-Net Holdings, уже успешно инвестированы, это будут новые деньги под новые проекты.
В принципе вложить деньги в профильный сектор готова любая успешная компания (например, упомянутая "Территория IT", по словам Владимира Никольского, активно изучает новые игровые проекты с целью купить что-нибудь подходящее). Не говоря уж от старт-апах (начальные стадии проектов), под которые можно достать деньги, не обращаясь к традиционным инвесторам: например, их могут дать посетители сайта Doli.biz (перечисляя электронную наличность автору проекта, они становятся его участниками). Кроме того, есть шанс без всяких условий получить грант от компании .masterhost, которая реализует программу по спонсированию любопытных проектов.
Надо сказать, что идея поддержки старт-апов переживает второе рождение. Например, в создании технопарка в Троицке помимо НПО "Информация" участвует более 15 компаний, включая R-Style, RBC, "АйТи". Андрей Вакуленко, директор по развитию бизнеса НПО "Информация": Мы создаем модель технопарка, предусматривающую образовательную и консультационную поддержку старт-апов и существенную помощь в организации контактов между западными инвесторами и российскими компаниями.
Но как в итоге решать проблему адекватной оценки интернет-проектов, о которой говорилось выше?
Андрей Акопянц, интернет-консультант, управляющий партнер порталов medprom.ru, agrobiznes.ru, autobiznes.ru: Есть инвесторы чисто финансовые, разной степени венчурности, которым в принципе все равно, куда вкладывать - в интернет или в производство пиломатериалов. Их интерес - либо купить и перепродать с прибылью, либо купить и держать, получая дивиденды и подращивая рыночную стоимость акций. А бывают инвесторы стратегические, которым интересно интегрировать проект в свою инфраструктуру. Некоторая активность со стороны последних наблюдалась всегда, и кризис 2000 года на ней сильно не сказался, только цены упали. А вот финансовые инвесторы заметно активизировались в последний год. Но пока, как мне видится, они проявляют интерес к вложениям либо в компании первой двадцатки с очевидными перспективами роста, либо в недорогие старт-апы. А до средних проектов вроде моих пока не добрались. Такие уже зарабатывают реальные деньги и потому не столь дешевы, как нулевые старт-апы, и в то же время они не настолько большие по капитализации, чтобы ими интересовались серьезные институциональные инвесторы. Когда мы сделали первый наш проект на продажу, "Медпром.ру", то не смогли договориться с инвесторами о цене. Пришлось эксплуатировать проект и учиться на нем зарабатывать самостоятельно. А сейчас я совершенно не уверен, что мы сможем вообще договориться с каким-нибудь финансовым инвестором. Я уверен, что сам заработаю на своих проектах больше денег, чем мне предложит любой разумный консервативный инвестор.
Ирина Гофман: Покупать задорого нам неинтересно, но при приобретении новых компаний нам всегда важно сохранить баланс между ценой и рисками. И еще - всегда нужно четко представлять, что будет с проектом после приобретения.
Александр Бурмистров, гендиректор "Агентства массовых коммуникаций": Я в основном покупаю середнячков за относительно небольшие деньги, $100 тыс. для меня предел. Но, во-первых, я выбираю проекты, которые пребывают в не очень хорошем состоянии: создавать нечто подобное было бы дороже. А во-вторых, я выхожу на владельцев с конкретным планом развития. Я формирую интернет-медиахолдинг, осталось добавить туда два-три информационных ресурса, в первую очередь автомобильный и компьютерный, - и эффект не заставит себя ждать. Рекламы под такой набор ресурсов можно будет собирать больше и дороже, чем каждый из них мог собрать по отдельности. Впрочем, мне удается покупать и проекты с целью перепродажи. Так, в 2004 году Whisky.ru был перепродан торговому дому "Арома", в текущем году при моем участии были проданы компьютерный интернет-магазин "Слоникс" и Webfile.ru.
Леонид Богуславский: Очень хорошо, что инвесторы, не являющиеся инсайдерами, помня о пузыре, недооценивают ситуацию на интернет-рынке. Тем самым они позволяют работать профильным инвесторам. Это напоминает рынок недвижимости двухлетней давности. Люди, считавшие, что дорого, через полгода кусали локти: надо было покупать!
В общем, получается, что ситуация на интернет-рынке на надувание пузыря не очень-то похожа.
Игорь Ашманов, гендиректор компании "Ашманов и партнеры": Нынешняя ситуация кардинально отличается от ситуации 1998-2001 годов. Тогда вкладывались в надежды, в короткие деньги, причем часто совершенно необдуманно. Лишь бы успеть обменять миллионы долларов на будущее количество показов. Сейчас все более или менее представляют, как можно зарабатывать в интернете, более того, многие интернет-проекты уже зарабатывают хорошие деньги. С другой стороны, над рунетом сейчас нависли "горячие" деньги из других отраслей, где рынок стабилизировался, шальные нефтяные деньги. Визиты инвесторов следуют один за другим. Но ведь определить, будет ли проект успешным, по-прежнему трудно. Так что разочарований от покупок опять будет много, как и историй успеха.
Борис Овчинников: Теперь все действуют осторожнее, опасаясь нового пузыря. На рынке по-прежнему нет адекватных метрик, нет прозрачности, нет доверия даже к аудированным отчетам. В итоге развитие будет планомерным, а не взрывным.
Алексей Басов, исполнительный директор компании "Бегун", управляющий сектором IT-проектов компании "Финам": Интерес к инвестициям в интернет-компании растет по мере того, как рынок становится прозрачнее. Можно ожидать, что со временем появятся инвестиционные продукты с относительно невысоким входным порогом, открывающие доступ к прямым инвестициям в отрасль. Мы сейчас как раз работаем над созданием фонда прямых инвестиций, который будет собирать деньги частных и корпоративных инвесторов под пакет проектов, которыми сейчас владеет "Финам". Этот фонд также будет привлекать средства и под старт-апы.
Мобильное будущее
Разговоры о том, что в Россию вот-вот придут Google, MSN и Yahoo (их эмиссары действительно уже общались с владельцами компаний "большой четверки") и вложат в рунет сотни миллионов, видимо, пока далеки от реальности. Этих инвесторов сейчас куда больше интересует китайский рынок, самый перспективный в мире.
Между тем в интернет-отрасли наблюдается переориентирование ряда компаний на рынок мобильного контента, который развивается более чем динамично: по итогам 2005 года его объем должен составить $500 млн, а к 2010-му может достигнуть $5 млрд (оценка J'Son & Partners).
Никита Корзун, член правления компании 2mobile: Я семь лет посвятил интернету, а теперь мы с партнерами стали заниматься мобильными сервисами. Этот рынок уже более чем в десять раз больше рынка интернет-рекламы. Речь идет не только о рингтонах и картинках, но еще и о сложных многопользовательских сервисах, контент-проектах, мобильном маркетинге, в том числе об адвергейминге - играх, преследующих рекламные цели. И я почти уверен, что с интернетом расстался ненадолго, потому что будущее - за сращиванием интернета с мобильными устройствами. Возможностей тут масса: начиная от взаимоинтегрированных сервисов и заканчивая поиском информации с помощью SMS и микроплатежами с помощью мобильных телефонов.
Руслан Хромов, гендиректор компании Sibius: Именно на сплаве интернета и мобильного контента основан рынок адвергейминга, который в США в 2004 году оценивался в $10 млрд. Мы реализовали десятки подобных проектов, наша игра "Послание нежности Nestle" заслужила награду "Серебряный Меркурий" как самый лучший интерактивный BTL-проект 2003 года. Но по уровню распространения интернет в ближайшие годы при всем желании не догонит мобильную связь даже с учетом новых технологий вроде интерактивного телевидения - это естественный ограничитель роста. Поэтому, занимаясь интернет-проектами, нужно в любом случае иметь возможность задействовать мобильный контент.
АЛЕКСЕЙ ХОДОРЫЧ
ИД "Коммерсантъ"