Скандальный госстандарт утвержден новым главой Минобраза - естесственнонаучные дисциплины стали необязательными для старшеклассников
Новый министр образования Дмитрий Ливанов утвердил федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который вызвал столько споров и критики как со стороны родителей, так и со стороны профессионального сообщества. По словам Ливанова, документ прошел все необходимые согласования и ожидает тотального внедрения к 2020 году.
Уже можно сказать, что Ливанов оказался решительнее своего предшественника Андрея Фурсенко. Новый образовательный стандарт делает необязательными для изучения естественнонаучные дисциплины.
Как видно, министр не настроен особо вслушиваться в критику. "Всю критику учесть невозможно, но конструктивные предложения были учтены", – отметил он в интервью "Московским новостям".
В чем же заключаются нововведения в образовательном стандарте с учетом "конструктивных предложений". Как не раз говорилось, суть заключается в том, что обязательной для старшеклассников будет лишь часть предметов, а остальные курсы они смогут выбирать сами в зависимости от выбранного профиля — гуманитарного, технического, естественнонаучного.
Первая версия буквально вызвала шок в обществе, поскольку предлагала акцентировать внимание на таких предметах, как физкультура, ОБЖ и "Россия в мире".
В новой версии в список обязательных дисциплин попали математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, а также основы безопасности жизнедеятельности и физкультура
Все предметы делятся на два уровня: базовый и профильный, для углубленного изучения. Не более трех дополнительных курсов школьник должен выбрать сам — так, чтобы общее число учебных часов не превышало 37 в неделю.
Если с утверждением первых версий боролись в основном словесники, требовавшие вернуть в число обязательных предметов русский язык, то теперь больше всех негодуют математики, физики и биологи. Разработчики стандарта предлагают создать курс "Естествознание" для школьников, которые не выбирают физику, химию или биологию в числе профильных. Учителя-предметники считают, что это приведет к резкому падению базовых естественнонаучных знаний, поскольку позволит гуманитариям практически полностью проигнорировать сложные предметы, пишет "МН".
Президент Российской академии образования Николай Никандров заявил "МН", что и вовсе выступает за то, "чтобы эти предметы были обязательными для изучения".
Эксперты также отмечают, что в последней версии стандарта по-прежнему отсутствуют четкие критерии того, какие именно знания и навыки должен демонстрировать выпускник средней школы. Псевдонаучные обороты из ФГОС ни о чем не говорят, заявил "МН" научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Григорий Колюцкий.
"Хоть что-нибудь конкретное должен выучить школьник в результате? Нет, не должен. За всеми этими невиданными доселе конструкциями, такими как "сформированность представлений о понятиях" и "владение умением характеризовать", прячется неприятный факт: в случае окончательного утверждения стандарта российское государство снимает с себя любую ответственность за результаты общего образования", — уверен он.
Времени на "обкатку" стандарта будет предостаточно, и какие-то коррективы по ходу его внедрения возможны, заверил "МН" Дмитрий Ливанов. Но протесты сегодня уже бесполезны – документ направлен на утверждение в Минюст.