Кобылкину больше всех надо. Сергей Маслов назвал главного лоббиста Северного широтного хода и причину торможения мегапроекта
Генеральный директор "Корпорации развития" Сергей Маслов сегодня дал большую пресс-конференцию в Москве, передает корреспондент Накануне.RU.
Площадка для разговора о достижениях и ,увы, проблемах "Корпорации развития", которая работает, напомним, вообще-то в Уральском федеральном округе, было выбрано своеобразное - пресс-центр агентства РБК.
Кстати, на площадке РБК вместе с гендиректором на конференцию побывали бывший член совета директоров ОАО "РБК Информационные Системы" и заместитель генерального директора общества, а нынче – замгендиректора "Корпорации развития" Сергей Лукин. Любопытно, что "КР" выбрала местом проведения конференции именно РБК, принадлежащий Михаилу Прохорову, который одним из первых признал в лице майданщиков новую украинскую "власть". Однако олигархи - олигархами и Украина - Украиной, а пресс-конференция целиком была посвящена Северному широтному ходу – "импульсу для развития экономики России". В ходе беседы с журналистами Сергей Маслов назвал виновных в торможении проекта, о котором ведутся разговоры с 2007 г., и главных его лоббистов. Впервые глава структуры обозначил конкретную дату начала строительства северной магистрали, передает корреспондент Накануне.RU.
Сергей Маслов, заручившись поддержкой Владимира Путина (на итоговой пресс-конференции он назвал Северный широтный ход одним из приоритетных инфраструктурных проектов), заявил, что без него развивать Северный морской путь будет невозможно: по СШХ грузы направятся в порт Сабетта, который, благодаря железной дороге будет не только отгружать СПГ со строящегося завода НОВАТЭКа, но и отправлять грузы из регионов Урала.
"Я думаю, что следующий проектом будет – строительство линейной части между Бованенково и Сабеттой, - сказал Сергей Маслов. – Сейчас, когда мы комплексно рассматриваем все проекты с Министерством транспорта, появляется необходимость участка Бованенково - Сабетта. Строить новую ветку Обская-Бованенково, нет смысла она есть (инвестпроект "Газпрома", находится в собственности монополии, прим. Накануне.RU). Чем больше грузов будет проходить по этой ветке, тем больше инвесторы [строительства] будут получать, и тем быстрее будет проходить процесс окупаемости.
"А если не строить Северный широтный ход?", - поинтересовался один из участников конференции, заботившийся об экономии бюджетных средств. Сергей Маслов с такой постановкой вопроса не согласился.
"Я думаю, тогда мы не сэкономим, а потеряем деньги. СШХ даст возможность разгрузить Свердловскую железную дорогу, у нас сейчас скорость движения грузового транспорта достигает 9 и иногда 6 км/час. Постоянные пробки и заторы, все разъездные пути перегружены. Мы предварительно считали, что в сторону порта Усть-Луга, оборачиваемость цистерн сократится в два раза. Что касается линейной части – на нее не задействовано ни копейки государственных средств, поэтому возвращаться они будут за счет тарифов грузоотправителей. Не знаю, в чем там экономия", - сказал Сергей Маслов.
Общая стоимость проекта СШХ – 190 млрд руб., линейная часть, строительством которой пока еще не занимается "Корпорация развития" ( мост через Обь, и дорога Надым – Салехард) стоит 135 млрд руб. Журналисты пытались узнать, объемы и источники финансирования, но несмотря на скорое начало работ, полной финансовой выкладки у КР нет.
" Ориентировочная стоимость моста через Обь 69 млрд руб.: 61 млрд руб. – государственные деньги, 8 млрд руб. – деньги Ямальского округа. Что касается линейной части, ее "Корпорация развития" будет строить без привлечения государственных денег. Стоимость участка Надым – Салехард 66 млрд руб. из которых точно также 8 млрд будут привлечены ЯНАО. Остальные – заемные средств, привлекаемые Корпорацией", - рассказал Сергей Маслов.
Однако 61 государственный миллиард на мостовой переход еще не выделен. В этом, по словам Маслова причина того, что Северный широтный ход до сих пор не начали строить.
"Этот мост включен в федеральную целевую программу и она, к сожалению, переносилась с 2010 г., на 2012г., сейчас перенесена на 20 17 г. Как только мы затвердим, что мост будет внесен в ФЦП, мы начнем строительство этого проекта", - сказал Сергей Маслов.
Тут же гендиректор вспомнил про мост через Надым, строительство которого ведется одновременно с судебными
Разбирательствами между КР и подрядчиком – компанией "Мостострой – 12": " Строительство Северного широтного хода "Корпорация развития уже начала. Потому что КР является заказчиком, строит мост через Надым, а он входит в состав СШХ".
Что же касается линейной части проекта, Маслов сообщил, что компания вышла на подготовительный период и, скорее всего, в этом году она приступит к строительству первого участка Сырковый - Хорей.
Часть денег КР придется привлекать от частных инвесторов. Сергей Маслов рассказал, что вскоре куратор проекта объявит тендеры, в которых примут участие иностранные компании. Он надеется, что они приведут вместе с собой инвестиции:
"Сейчас предварительный интерес к линейной части проявили испанские, чешские, китайские компании. Они приходят не только со своим желанием строить, но и подтягивают дешевые кредитные ресурсы для этого".
Северный широтный ход частично проходит по знаменитой советской 501 стройке, которой так и не суждено было закончиться. Журналисты интересовались, пройдет ли СШХ по местам мега-проекта времен Сталина.
"В районе реки Надым, мы часть захватим 501 стройки, а потом мы от нее отходим. Потому что раньше строительство велось для того, чтобы доставлять грузы вдоль реки. По современным экологическим требованиям мы от реки отходим, чтобы в случае аварий не нанести ущерб региону", - ответил Маслов.
Сергей Маслов сравнил Северный широтный ход с БАМом, отметив, что при его строительстве будет создано от 18 до 20 тыс. рабочих мест, которые займут прежде всего жители УрФО.
Справедливое замечание сделал один из пользователей сайта РБК: хорошо ли видно будет стройку кураторам мегапроекта, которые находятся в Москве. Сергей Маслов заявил, что с началом строительства Корпорация переедет на север.
"У нас головной офис находится в Екатеринбурге, представительство в Москве. На сегодняшний день, чтобы действительно сдвинуть и начать строительство Северного широтного хода, нужно решать очень много вопросов связанных с Минтрансом, Минэкономразвтия, Минфином. Поэтому мы сейчас находимся здесь. Когда начнется строительство все основные силы будут находиться там", - сказал Маслов.
Неоднократно эксперты сомневались в том, что Северный широтный ход привлечет грузоотправителей: из-за больших инвестиций в строительство тариф будет значительно повышен. Гендиректор КР не опроверг повышение тарифа, к нему будет применен коэффициент 0,65. Однако, для грузоотправителей маршрут не удорожит доставку:
"Мы взяли всех грузоотправителей, которые подтвердили грузовую базу для проекта, посмотрели, куда они везут грузы и рассчитали окупаемость проекта, чтобы для них из точки А в точку Б не появилась дополнительная финансовая нагрузка. Так как расстояние, например, для НОВАТЭКа, в порт Усть-Луга сократится примерно на тысячу километров, соответственно они по увеличенному тарифу не потеряют. Потому что сейчас они везут грузы по более длинному пути", - объяснил Маслов.
Говоря об окупаемости проекта, он отметил, что 15-17 лет, заявленные сейчас – это пессимистичный вариант, в случае, если грузопоток увеличится, СШХ окупится в более короткие сроки.
Говоря о взаимоотношении с регионами, Сергей Маслов заметил: "Они спать Корпорации не дают". По его словам, поддержку оказывают все три губернатора "матрешки", но главным лоббистом Маслов назвал главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина.
"В любом проекте должен быть инициатор. Прежде всего, это энергия Дмитрия Николаевича Кобылкина, который больше всего переживает за этот проект, потому что он проходит в его регионе. Это, прежде всего, рабочие места, это развитие инфраструктуры. Здесь заинтересованы практически все. Потому что при вводе проекта будет толчок не только для ЯНАО, но и для Тюменской области и для ХМАО. Это и рабочие места, и возможность разрабатывать неинтересные сейчас месторождения с трудноизвлекаемыми запасами", - сказал Сергей Маслов.
Интересное замечание. Ведь, если главный лоббист - губернатор Ямала, то, получается, что его оценка деятельности руководства Корпорации весьма важна. Думается, журналисты не упустят случая поинтересоваться и у главы Ямала, и у самого уральского полпреда - удовлетворяет ли их деятельность руководящего звена корпорации.