Тайны 12 километра: мэрия Екатеринбурга рискует погрязнуть в репрессиях и вызвать гнев ФСБ
В Екатеринбурге разгорается очередной скандал с участием администрации города. На этот раз речь идет о мемориале жертвам политических репрессий, расположенном на 12 км Московского тракта. В настоящее время захоронение является простым кладбищем, по закону после 70 лет существования оно может быть снесено - для сохранения необходим особый статус места. С горем пополам активисты выясняли, что объект находится в ведении "серого дома". Чиновники заявили, что собираются отремонтировать мемориал. Прозападные общества призывают придать кладбищу некий особый статус, сделать мемориал наподобие скандального музея "Пермь-36", а возле здания ФСБ установить "камень скорби". Историки же просят не забывать: "Там [на кладбище] лежат люди, которые реально занимались криминалом, коррупцией, казнокрадством. Там же просто фамилия и имя, а что сделал - непонятно". Записывать всех в "невинно репрессированных" - значит заниматься фальсификацией истории. Подробности - в материале Накануне.RU.
Впервые проблему 12 км в своем блоге поднял Александр Аникин. Мемориал увековечивает память о 18 тыс. граждан, погибших в период "массовых репрессий 30-50-х годов XX века". Место массового захоронения находится в собственности Екатеринбурга и обслуживается ЕМУП "Предприятие специализированного обслуживания" (в простонародье - похоронной службой). Что представляет собой "мемориал", понять сложно: кладбище - да, памятники, памятные именные плиты, но помещение для возможного музея, - до сих пор не введено в эксплуатацию.
Основная проблема в том, что в настоящее время место захоронения так называемых "жертв политических репрессий" является кладбищем, которое по Закону "О погребении и похоронном деле" (ФЗ-8) предполагает возможность сноса, реконструкции по истечении 70 лет с момента захоронения. А без необходимого статуса здесь невозможно оборудование музейного комплекса.
Однако этого с нетерпением ждут активисты прозападной общественной организации "Мемориал". Судя по заявлениям, они хотят возвести здесь аналог скандально известного музея "Пермь-36", где бандеровцев и "лесных братьев" превозносили как героев.
О статусе объекта сказано в ответе из министерства по управлению госимуществом, ответственном органе по объектам культурного наследия в Свердловской области.
15 июля общественники встретились с и.о. заместителя министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Константином Никаноровым. Поводом для встречи стал как раз вопрос об изменении статуса этого памятного места. По мнению чиновников из МУГИСО, поскольку историческое место находится в ведении "серого дома", именно администрация города должна обеспокоиться и его судьбой, и его статусом.
Обсудить репрессии общественники решили с близким к Ройзману депутатом гордумы Константином Киселевым - в ходе беседы они озвучили свои предложения к мэрии, которые сводились к тому, чтобы к "80-летию начала террора, который будет отмечаться в 2017 году, подойти со взвешенными оценками истории, с переоценкой значения коллективной могилы на 12 километре". Кроме того, к "траурной дате" Екатеринбургское общество "Мемориал" предложило установить напротив здания НКВД (пр.Ленина, 17) "камень скорби, проект которого уже готовится".
"Екатеринбургское общество "Мемориал" на фоне изменений, происходящих в Музее "Пермь-36", обеспокоено судьбой этого знакового, не только для Свердловской области, места. Предложения сводились к тому, чтобы в период до траурной даты, 80-летия начала террора, который будет отмечаться в 2017 году, вести подготовку к этому историческому событию. ЕО "Мемориал" обеспокоено, что 2017 год может пройти только под эгидой 100-летия Октябрьской революции, в то время, как этот год будет нести в себе много знаковых событий", - сказал Аникин.
Мэрия хоть и взбудоражена совсем другими "репрессиями" - по отношению к невинным пенсионеркам из-за их квартир, но прокомментировать ситуацию с кладбищем пришлось вице-мэру Сергею Тушину, который в конце июля заявил: "Мы занимаемся проектированием с таким расчетом, что в 2016 году, когда исполнится 20 лет с момента открытия мемориала, мы могли бы его отреставрировать".
По его словам, в планах администрации - увековечить на этом мемориале память еще 2 тыс. репрессированных екатеринбуржцев. Для этого в черте комплекса установят дополнительные пилоны с выбитыми на них именами, а в отремонтированном здании откроют музей.
Между тем, эксперты отмечают, что в вопросе отстаивания мемориала нужно быть осторожными. Многие репрессированные получили наказание заслуженно, некоторые не являются "политическими" - это обычные уголовники. Однако "Мемориалу" почему-то выгодно преподнести кладбище как место захоронения "невинных жертв режима".
"То, что говорит сейчас "Мемориал" и Пастухова, очень странно: вот, репрессированные [хорошие], а чекисты, коммунисты такие нехорошие. Там лежат и палачи этих жертв. В то же время, в 37 году шла политическая война и в основном там лежат одни коммунисты, 50%. Есть и еще один момент, "Мемориал" говорит, что репрессированные люди, а за что и почему? 58 статья в то время охватывала многое, это и покушение на социалистическую собственность, например, казнокрадство, коррупция, бандитизм и другое. Там лежат люди, которые реально занимались криминалом. Там же просто фамилия и имя, а что сделал - непонятно", - прокомментировал ситуацию корреспонденту Накануне.RU историк Роман Зыков.
При этом он отметил, что сохранение самого мемориала несомненно нужно, но "в истории нужно разбираться". "На волне антисоветской пропаганды, которая шла последние 24 года, стояла цель просто весь [советский] период загадить в умах людей и не разбираться. Надо разбираться, конечно, наверное, там есть невинно пострадавшие, а есть и преступники, чьи имена подняты на мемориал. Нужно все изучать, по архивам, например", - отметил Зыков.
Аналогичного мнения придерживается и руководитель свердловского регионального отделения общественного движения "Суть времени" Артем Брусницын. По мнению общественника, сам мемориал должен быть сохранен, однако проверка необходима.
"Подобные мемориалы в любом случае нужны. Эпоха была тяжелая и достаточно большое количество людей пострадали несправедливо. То, что касается списка репрессированных, по истории с той же "Пермью-36", как бы не оказалось, что 2/3 - это либо уголовные бандиты, либо натуральные националисты и сепаратисты, те, кто действительно заслуживает наказания", - отметил Брусницын в разговоре с корреспондентом Накануне.RU.
По словам общественника, те, кто пострадал незаслуженно, конечно же, не должен быть забыт, но при условии, что это будет делаться "адекватно и без истерик".
Что касается установки "камня скорби" напротив здания бывшего НКВД, то это вопрос спорный. "Что за камень скорби? Как это будет выглядеть? Почему здание НКВД? Офицеры госбезопасности, героические, которые стояли на защите нашей Родины, должны в чем-то обвиняться? Что они этим хотят показать? Обвинить в преступлении советских офицеров, которые боролись с изменой? Здесь уже нужно смотреть. Мне это уже не очень нравится", - пояснил общественник.