Андрей Даниленко: Сейчас тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в АПК
Правительству необходимо сбалансировать бюджет с учетом приоритетов, ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года. В том числе, необходима программа развития молочной отрасли, ведь у России появился уникальный шанс стать мировым экспортером продовольствия. Об этом рассказал председатель правления российского Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, сообщили Накануне.RU в пресс-службе МЭФ.
Вопрос: Белоруссия получила большие преференции от ввода санкций. Какие меры необходимо предпринять, чтобы белорусская молочная продукция не вытеснила с полок российскую? Сможет ли отечественная продукция выдержать эту конкуренцию?
Андрей Даниленко: Российские производители в условиях введения запрета на ввоз молока и молочной продукции получили, с одной стороны, шанс нарастить объемы производства, но, с другой стороны, стали испытывать давление со стороны белорусских конкурентов. В Белоруссии высокий уровень господдержки, контроль за уровнем издержек и ценами за инфраструктурные услуги, и российские производители проигрывают им на рынке молока. Сегодня российским компаниям крайне необходимо вернуть те субсидии, которые им задолжало государство, а также принять государственную программу развития молочной отрасли до 2020 года. Самое главное для предприятий - это дешевые кредиты. Высокие процентные ставки делают неконкурентоспособным практически любое современное сельхозпроизводство в РФ. Ставки даже с учетом субсидирования отличаются в разы. Темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ, минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции. В результате, окупаемость проектов в отрасли превышает 5-7 лет, а в ряде подотраслей – молоко, овощи – достигает 10-15 лет. С учетом непрогнозируемости форм и объемов государственной поддержки, регулярно меняющихся правил игры, отрасль становится малопривлекательной для инвесторов.
Вопрос: Как повлияло на молочную отрасль вступление России в ВТО?
Андрей Даниленко: Для молочной отрасли вступление в ВТО совпало с началом трудностей с выплатой субсидий. Все это привело к стремительному росту импорта и сокращению собственного производства. Импорт продовольствия сегодня исчисляется десятками миллиардов долларов. И если за последние 10 лет ситуация с производством зерновых, производством мяса птицы, свинины серьезно улучшилась и можно говорить о приближении к показателям, определенным Доктриной продовольственной безопасности, то по молоку, говядине, овощам, фруктам – ситуация не улучшилась.
Вопрос: Какие, на сегодняшний день, существуют программы господдержки производителей сырого молока? Как Вы оцениваете степень реализации этих программ?
Андрей Даниленко: Сегодня для решения задачи форсированного импортозамещения необходимо кардинально пересмотреть политику государства в отношении агропромышленного комплекса. Необходимо четко определить приоритеты. Принцип - "размазать поддержку тонким слоем" без учета государственных приоритетов – не работает на результат. Сейчас основные приоритеты с учетом импортозамещения – молоко, мясо (прежде всего, говядина), овощи, фрукты, селекция, генетика, логистика. Поддержка социальной сферы должна быть выделена в отдельный блок. Нужно сбалансировать бюджет с учетом приоритетов, ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года и гарантировать их исполнение.
Обязательно согласовывать бюджет и ключевые показатели с бизнес-сообществом. При этом он должен быть долгосрочным – на 10-15 лет и должен быть подготовлен в контексте международных обязательств России. Предполагаемый объем финансирования уже в ближайшие год-два значительно превысит возможный объем финансирования в рамках взятых на себя Россией обязательств в ВТО. Государство играет во всем мире определяющую роль в развитии АПК. Сейчас именно тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в отрасли, и в течение 5-10 лет Россия может стать ведущими мировым экспортером продовольствия и занять на мировом рынке то место, которое заслуживает.