Каспий "окольцуют" железной дорогой, но газопровод не пустят
На Каспийский саммит собрались главы всех прикаспийских государств: президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Ирана Хасан Рухани, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Участники "каспийской пятёрки" обсудили, в частности, правовой статус Каспия и вопросы безопасности в регионе.
Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана по итогам встречи подписали совместное заявление и приняли итоговое коммюнике.
В присутствии глав государств подписаны Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря, Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море, Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля.
Так, стало известно, что главы государств договорились о строительстве железнодорожного кольца вокруг Каспия. Планируется, что железная дорога, опоясывающая Каспий, соединит основные морские порты. Это позволит сократить время и стоимость транспортировки грузов, что благоприятно скажется на развитии экономики региона. Поскольку для реализации проекта потребуется координация усилий пяти государств, возможно создание единой структуры, которая будет заниматься решением организационных вопросов.
Также президенты пяти прикаспийских государств совершили прогулку по набережной и выпустили в реку молодых осетров. Лидеры России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана вместе нажали символическую кнопку у бассейна с осетровыми, и рыба ушла в Волгу. Эта церемония призвана продемонстрировать значение, которое главы "каспийской пятёрки" уделяют сохранению биоресурсов Каспия.
Одна из интриг взаимоотношений лидеров прикаспийских государств - возможная конкуренция "Газпрому" со стороны туркменского газа в случае строительства Транскаспийского газопровода, создание которого активно лоббирует Евросоюз. Это предполагает деление акватории на сектора. Россия и Тегеран не поддерживают проект. С другой стороны, на сегодняшний день основные объемы туркменского газа уходят в Китай, в то время как реальных экономических перспектив у страны в части строительства Транскаспийского газопровода нет. К тому же Азербайджан сейчас добивается долгосрочных контрактов по своему месторождению "Шах-Дениз" и пока не заинтересован в конкуренции с туркменским газом. По существующим положениям, Туркменистану для того, чтобы поставлять газ в Европу, необходимо будет заручиться согласием всех пяти стран каспийского бассейна, что пока невозможно.