"Инновационная редакция" - "перезагрузка". Дмитрий Федечкин: "Мы даем редакциям не рыбу, а даем удочку"
В Свердловской области приступили к непосредственной реализации проекта "Инновационная редакция", более того, в настоящее время редакции городских и районных газет уже делают первые шаги в качестве участников проекта. Говорить о результатах пока рано, однако в ближайшее время СМИ ждет оценка эффективности и их "включение" в систему бизнес-планирования, которая в перспективе покажет результаты проекта в целом. Среди тех проблем, которые приходится решать на пути внедрения "Инновационной редакции" не только решение вопросов, связанных с материально-технической базой, но и решение кадрового вопроса, а также вопросов менеджмента. Как стало известно, в ряде муниципалитетов ситуация достаточно напряженная. Корреспондент Накануне.RU побеседовал с директором департамента по печати и массовым коммуникациям администрации губернатора Свердловской области Дмитрием Федечкиным и узнал все подробности нового многообещающего проекта из первых уст.
Вопрос: Дмитрий Николаевич, что это за проект? С чего все начиналось и что происходит с "Инновационной редакцией" сейчас?
Дмитрий Федечкин: Долгое время не было коммуникатора, который бы владел информацией настолько, насколько это необходимо. Мы понимали, что ситуация в редакциях далека от идеальной, но все-таки надеялись, что она лучше, а когда реально поехали, то увидели все своими глазами, в частности, что техника изданий не отвечает современным требованиям. Первые анализы, которые мы проводили, показали, что потенциала, в частности по материально-технической базе, для прорыва нет. Речь идет о работе не только на печатном носителе, но и на мультимедийном носителе - это развитие сайта, работа с социальными сетями и т.д. Люди работают по большому счету с компьютерной техникой, которая не отвечает этим требованиям. Решать какие-то современные задачи с тем оборудованием, которое есть в редакциях, невозможно. Когда мы поняли, что эта проблема в Свердловской области носит системный характер, мы приняли решение создать проект "Инновационная редакция", разработали типовой модуль оборудования, которое может редакция приобрести. В настоящее время мы аккумулируем у себя городские и районные газеты - они переходят под знамена области. На обновление технических фондов редакций направлено порядка 20 млн. руб. Это деньги на компьютерную технику, современные компьютеры, в том числе отдельные компьютеры для верстки, оргтехенику, современные принтеры, сканеры, обязательно зеркальные фотоаппараты, лицензионное программное обеспечение, как офисные программы, так и для верстки. В конце прошлого года редакции такое оборудование получили. Фактическим, мы даем редакциям не рыбу, а даем удочку.
Вопрос: В чем цель проекта? Зачем это все?
Дмитрий Федечкин: Мы хотим "перезагрузить" отношение к блоку местных медиа, хотим заняться их развитием, чтобы они эффективно работали на тех площадках, которые представлены сегодня на их рынке, чтобы это реально были эффективные редакции и с точки зрения экономики, и с точки зрения формирования контента. Еще одна из целей реформы - решение одной из важных проблем Свердловской области. Речь идет о немотивированных отставках главных редакторов. Часто случаются ситуации, когда человек убирается с работы не за его профессиональные достижения, а только лишь потому, что он работал с предыдущей командой, т.е. не из нашей команды - убираем. По нашей информации за последние три года в каждой третьей редакции сменился руководитель, 75% отставок - по политическим мотивам.
Вопрос: Какие конкретные примеры есть? Как удалось проблему решить в таких "горячих точках"?
Дмитрий Федечкин: В Алапаевске длительное время была сложная ситуация с изданием "Алапаевская Искра". После длительных переговоров мы пришли к такому общему знаменателю, поддержали там действующего руководителя Светлану Вострикову. Она будет главным редактором. Мы проводили мониторинг: редакция в настоящее время зарабатывает в месяц 600 -700 тыс. на частном рынке, это реально эффективная газета; 80% тиража она реализует в розницу - это хороший тираж. Кроме того, мы провели анонимное анкетирование и увидели, что 85% коллектива выступали за Светлану Вострикову, в коллективе хорошее отношение к ней, как к руководителю. В результате, мы нашли общий язык с главами, договорились, чтобы поддержать ее на руководящем посту. В целом, напряжения хватает, таких точек не мало. Эти вещи надо решать - собираться мужиками, садиться и договариваться.
Вопрос: Дмитрий Николаевич, кого коснется модернизация?
Дмитрий Федечкин: Программа направлена на печатные издания, но они и есть, по большому счету, основа локальных рынков. У нас первая волна около 40 редакций, в частности мы побывали в Алапаевске, Реже, Бисерти, Сухом Логу. Там мы видим, что это оборудование начинает работать. Мы работаем именно с районками, занимаемся прессой малых городов. Общий периметр - порядка 100 изданий, как частных, так и муниципальных, последних более 60. С частными другая форма - там мы работаем по информационной вкладке. Этот проект возможен только с теми редакциями, к учредительству которых мы имеем отношение.
Вопрос: Значит ли, что эти редакции с появлением нового инновационного оборудования, с новым подходом перейдут в новый формат?
Дмитрий Федечкин: Да, безусловно, мы ставим задачу укрепления традиционного продукта, укрепления традиционных печатных медиа. Другое направление - развитие мультимедийности, прежде всего это интернет сайты и работа с социальными сетями. Мне очень импонирует позиция, пусть спорная, но яркая, Уоррена Баффетта. Он в Америке начал покупать информационные газеты. Многие инвесторы восприняли это с настороженностью: зачем покупать продукт, который, вроде бы, не является ультрамодным и многие вообще пророчат смерть печатным СМИ, называют конкретные даты? Баффетт очень технично поступает: он вкладывается в те издания, которые имеют очень сильную аудиторию в печати, а также очень сильную аудиторию в интернете на своем сайте. Мне этот подход очень импонируют, потому что даже исследования показывают, что целевые аудитории интернета и печатных изданий, они пересекаются в очень маленькой части. За этим будущее - пересечение онлайн и оффлайн.
Вопрос: В рамках проекта речь идет только о технической модернизации редакций или это коснется и кадров?
Дмитрий Федечкин: В прошлом году мы полностью создали предпосылки для обучения и переобучения сотрудников. Учитывая, насколько сегодня мода быстро меняется, нужно постоянно держать руку на пульсе, постоянно быть на гребне волны. Мы пошли двумя способами. Первый: мы готовим раз в неделю, раз в две недели информационный альманах, который отражает все тенденции, которые удается отследить в мировых медиа, в российских медиа, опыт других территорий и т.д. Он четко разбит по зонам: теория и практика; печатные, электронные СМИ, телевидение, радио; отдельно блок по пиару и маркетингу; по продвижению новых медиа; а также по стратегии и тактике менеджмента. Мы его рассылаем в редакции для обучения. Второй: мы приглашаем тренеров, преподавателей, чтобы обучать сотрудников. В прошлом году было проведено порядка 20 мероприятий, большая часть из них пришлась на медиафорум, но тем не менее они были. В этом году мы будем программу продолжать.
Вопрос: Проект только начал реализовываться, но, тем не менее, каковы первые результаты? Как будете оценивать эффективность?
Дмитрий Федечкин: О результатах пока говорить рано. Результат - это глаза тех сотрудников, которые там работают, которые видят, что таких вложений в Свердловской области не было никогда, это абсолютно точно. Что касается оценки эффективности, то мы разработали систему бизнес-планирования для городских районных газет, чтобы были абсолютно реальные и прозрачные критерии по оценке редакции. Система позволит четко определиться с целеполаганием этих редакций: куда они должны стремиться, каких показателей достигнуть. Она позволяет абсолютно беспристрастно оценить деятельность той или иной редакции, потому что по сути своей редакции будут сравниваться не между собой, а со своими же показателями более ранних периодов. Будет видно, прогрессирует редакция или нет, по каким направлениям, какие слабые звенья, на которые в перспективе нужно работать и т.д.
Есть 60 контрольных показателей эффективности по которым оценивается работа редакции и пять шкал. Есть четкий показатель, постепенно редакция двигается в лучшую сторону, от шкалы к шкале по каждому показателю, при этом, для каждого издания он конкретный: тиражные характеристики, репутация (награды, полученные редакцией), характеристики чисто экономические и т.д.
В целом же, система заточена на то, что бы диагностировать проблематику конкретно, которая касается этого СМИ и наметить цели, чтобы сдвинуться, чтобы показатели пошли вверх. В феврале планируем ее внедрять. Первый этап - диагностирование состояния, которое позволит подвести статистику. Затем это будет поквартально. Наказывать отстающих я не вижу смысла, наша роль, как департамента, направлять, задавать тренды, подсказывать.
Вопрос: Где еще реализуются подобные проекты?
Дмитрий Федечкин: В этом секторе мы новаторы, но многие проявляют высокую заинтересованность этим проектом: Башкирия, Челябинская область, Пензенская область и другие. Я вижу такое не праздное любопытство. Причем те области, которые интересуются этим проектом, они длительное время уже имеют редакции в периметре и могли подобные проекты реализовать раньше, но по той или иной причине этого не делали.
Вопрос: Как сами редакции восприняли новации? Обрадовались, наверное?
Дмитрий Федечкин: Учитывая, что у многих редакций вложений вообще не было длительное время, по большому счету это полностью "перезагрузка". Настроение редакций повысилось. В печатных СМИ, как у Горького, - у человека, должно быть все прекрасно: рабочее место должно быть светлое, мебель хорошая, оборудование прекрасное, все должно быть чистенько, аккуратненько, как в нормальном среднеевропейском банке. Они реагируют достаточно хорошо на это улучшение.
Вопрос: Вопрос в заключение, сейчас многие говорят об увеличении затрат на СМИ, что губернаторы тратят огромные деньги на это и т.д. Что можно сказать о проекте "Инновационная редакция" с этой точки зрения?
Дмитрий Федечкин: Я бы не сказал, что много тратится. По сметам, в этом году у нас было реальное сокращение - 16%. Здесь по большому счету речь идет не об увеличении доходной части, а об их перераспределении внутри бюджета. Эти деньги не сверху упали, а в рамках утвержденных бюджетов.