Первый модернизированный "Ил-76" готов к летным испытаниям. "Это новый интеллектуальный уровень"
Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" сообщает о завершении сборки и выкатке первого серийного транспортного самолета "Ил-76МД-90А". Это первый самолет из 39 машин этого типа, на которые заключен контракт с Минобороны. В строй он войдет до конца года, передает корреспондент Накануне.RU.
"Первый серийный самолет сейчас находится на летно-испытательной станции. Здесь в течение трех недель будет произведена его покраска, затем в течение трех недель наземная отработка, а после этого предусмотрено 16 испытательных полетов", – цитирует ИТАР-ТАСС заместителя генерального директора "Авиастар-СП" Валерия Токарева.
По его словам, второй серийный "Ил-76МД-90А" отправится на испытательную станцию в конце лета. Поставка самолетов заказчику, согласно официальному сообщению, ожидается до конца текущего года. На разных этапах сборки находятся еще 13 машин семейства "Ил-76".
"Безусловно, этот самолет будет востребован. Дело в том, что система вооруженных сил – это цепочка, и если не будет военно-транспортной авиации, то существование ВДВ теряет всякий смысл – они превратятся в сухопутные войска. Сейчас упор делается на оборудование самолета, а здесь принципиально все изменилось. Это всепогодный военно-транспортный самолет, который может выполнять целый ряд специфических задач десантирования в особых условиях. Поэтому, вхождение этого самолета в строй военно-транспортной авиации имеет большое значение. И еще имеет большое значение количество самолетов военно-транспортной авиации", – рассказал Накануне.RU вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин.
Самолет является глубокой модернизацией советского "Ил-76", принятого на вооружение еще в 1974 году. Оригинальный "Ил-76" собирался на заводе в Ташкенте, изготовление "Ил-76МД-90А", который иногда называют "Ил-476", налажено на ульяновском заводе "Авиастар СП". В рамках программы модернизации в самолете были заменены двигатели, в конструкцию крыла и центроплана внесены существенные изменения, усилены шасси. Серьезным изменениям подвергся бортовой радиоэлектронный и навигационный комплекс, в состав которого включен пилотажно-навигационный комплекс "Купол-III-76М(А)", современное цифровое оборудование. По словам разработчиков, обновлено около 70% систем самолета. Модернизация позволила повысить топливную эффективность самолета, увеличить его скорость, коммерческую загрузку и дальность полета. Первый прототип "Ил-76МД-90А" поднялся в воздух в ноябре 2012 г.
"Возвращаюсь в Москву из Ульяновска довольный как слон: ИЛ-476 в воздух подняли, серийный контракт на 39 машин подписали, ждем новых контрактов от госзаказчиков и частных производителей минимум на 80 машин дополнительно. Летчиков и генконструктора обняли и поздравили, Президент работу горячо поддержал. Ну что, вывод один: русской авиации – быть, начало положено. Жаль, что отец, мечтавший увидеть этот день, его не дождался, но думаю, что на Небе все наши отцы и деды - ровесники Великой страны, радуются вместе с нами", – писал тогда в Facebook вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В широком смысле, не совсем корректно говорить о том, что конструкторам удалось создать принципиально новый самолет. Однако, в данном случае, этого и не требовалось – главное, что удалось поднять электронную начинку машины на новый уровень.
"В свое время был разработан совершенный планер – очень удачный, очень качественный – говорю, как летчик, который на нем летал. А начинка должна постоянно обновляться и очень хорошо, что мы это поняли и выводим планер на совершенно новый интеллектуальный уровень", – подчеркнул Анохин.
С другой стороны, по-прежнему актуальной остается проблема наличия профессиональных пилотов, которые бы смогли использовать потенциал новых машин на 100%. Самый большой удар по системе подготовки пилотов был нанесен в результате "реформы" военного образования "по Сердюкову". Недавно руководство Минобороны заявило о том, что этот процесс пойдет вспять и многие региональные вузы будут восстанавливать, однако на это могут уйти годы.
"Воспитать летчика – это не самолет построить. Чтобы воспитать летчика от "зеленых соплей" до летчика первого класса, надо минимум 10 лет. Нужны преподаватели, нужна база, которую нужно восстановить. Летное училище можно восстановить – набрать первоклассных инструкторов, из любого периферийного вуза преподаватели пойдут в летное училище хотя бы потому, что там зарплата выше. А что будет твориться с высшим руководящим составом ВВС? Монинскую академию разрушили, академию Жуковского разрушили. Сначала их объединили, а потом перевели в Воронеж, где было тыловое училище, и никто туда не поехал из профессорско-преподавательского состава. Система образования при Сердюкове была полностью уничтожена, и восстанавливать ее нужно десятилетиями", – отмечает военный эксперт.