Глава "Славтэка" выбрал "Родину": Теперь я не буду ни с кем договариваться
Югорское отделение партии "Родина" возглавил политик с опытом, амбициями и большими финансовыми возможностями. Хозяин холдинга "Славтэк" (а неофициально - чуть ли не половины вартовского малого и среднего бизнеса) Александр Петерман уверяет, что "Родина" пришла на уральский север всерьез и надолго. Региональный лидер оппозиционной партии Ханты-Мансийского автономного округа в интервью Накануне.RU рассказал о том, почему он вернулся в политику из свободного плавания и каким курсом будет следовать.
Вопрос: Вы вступили в "Родину" еще до того, как она стала частью "Справедливой России", сейчас могли бы возглавлять отделение эсеров в ХМАО. Почему не остались с Сергеем Мироновым?
Александр Петерман: До "Родины" я не состоял ни в каких партиях. Потом, когда она трансформировалась в "Справедливую Россию" с председателем Сергеем Мироновым, я долго в ней не засиделся. На некоторые вещи, в том числе на кадровый потенциал "Справедливой России", мы по-разному смотрели. Я достаточно долго был в свободном плавании, и после выборов 2011 г. я политикой не занимался. Я встречался с федеральными руководителями "Родины", они мне импонируют в своих мыслях и по духу. Мне, как патриоту, даже само название близко, по всем этим причинам я выбрал "Родину". Партия – это оболочка. И я смотрю на это так: есть передо мной стакан и его можно наполнить чаем, морсом или грязной водой. Партия "Родина" в Югре – это такой стакан, чистый, но пустой. От того, чем мы наполним его, зависит, какая партия будет.
Вопрос: И какое наполнение будет в Югре?
Александр Петерман: Мы сейчас в процессе формирования партии, ее регистрации. Люди проявляют активность, звонят жители разных городов. Наполнять будем чистыми людьми с чистыми помыслами. Мы не возьмем в партию тех, кто преследует свои меркантильные интересы, они нам не нужны. Настало время взглянуть на жизнь в России по-другому.
Вопрос: Партия создана в предвыборный период, в 2016 г. пройдет голосование за депутатов Нижневартовска, окружных парламентариев, депутатов тюменской облдумы и Госдумы. Для того, чтобы конкурировать с парламентскими партиями, нужны не только "чистые люди", но и лидеры общественного мнения, которые станут лицом кампании. "Родина" таких кандидатов будет приглашать?
Александр Петерман: Последние 25 лет у нас в политике проводилась масштабная антиселекция. Сложно найти в городах и областях каких-то ярких лидеров, хороших людей много, но они не политики. Политик - это тот, кого растят и учат. Неподготовленного человека можно посадить в думу, но на третьем заседании он сойдет с ума или его купят, на этом политика закончится. Мы будем участвовать в выборах 2016 г. не для того, чтобы взять определенное количество мест – это технические вопросы. Мы хотим менять жизнь в России и в Югре. Возрождение страны не начнется с Москвы, оно начнется с периферии, с северных регионов, где живут пассионарии. Мы понимаем, на кого опираться – на людей из народа. А мы все из него, вне зависимости от того, богатые мы или бедные. Многие люди, которых сейчас считают знаковыми фигурами в Югре, нам не подходят, потому что для нас важны их моральные качества, а не деньги и потенциал.
Вопрос: Но деньги важны для работы партии, особенно, в предвыборный период. Кто, помимо федеральной "Родины", спонсирует работу отделения в Югре? "Славтэк" будет принимать участие, например, в финансировании благотворительного направления?
Александр Петерман: Любой машине нужно топливо. Но ровно столько, чтобы она могла двигаться. Если подходить к делу по совести, для работы партии огромных денег не нужно. Корпорация "Славтэк" - структура коммерческая, но она зарабатывает деньги не только для того, чтобы я, как ее руководитель, жил и процветал. В моей компании работают тысячи людей, они содержат свои семьи. Мы платим налоги государству и региону, мы оказываем социальную поддержку. Корпорация делает это уже десятилетиями, "Славтэку" уже 23 года. Поэтому в случае чего, я не вижу проблем с финансовыми ресурсами.
Вопрос: В каких избирательных кампаниях 2016 г. будет участвовать "Родина" и Вы конкретно?
Александр Петерман: Решение о моем участии в выборах будет приниматься внутри партии. Как бизнесмен я понимаю, что любое политическое движение – это трата времени, энергии, финансов. Я состоявшийся человек, мне не нужна должность или мандат депутата, чтобы меня называли "Александр Анатольевич". Когда на выборах 2011 г. в Нижневартовске было совершено мошенничество, и тех депутатов, которые должны были выиграть, просто не допустили до выборов, я остался тем, кем и был. Ничего не потерял из-за отсутствия мандата. Но я понимаю, для того, чтобы продвигать партию, нужно иметь представителей в органах власти. Мы будем выдвигать кандидатов на выборы всех уровней: городские, окружные, областные. Для этого мы формируем свой блок. Возможно, что сам я буду участвовать в выборах в Госдуму по одномандатному округу: Нижневартовск, Сургут, Лангепас, Мегион, Радужный. Это сложный регион, я по нему уже баллотировался 12 лет назад, когда были довыборы, и моим оппонентом стал заместитель губернатора ХМАО. Власти ничего не оставалось, кроме как снять меня по надуманному предлогу, потому что он проигрывал везде.
Вопрос: Вашим оппонентом на выборах в Госдуму может стать нынешний спикер думы ХМАО Борис Хохряков. Как оцениваете конкурента?
Александр Петерман: В свое время я по просьбе губернатора Югры не стал участвовать в выборах мэра Нижневартовска, и кресло занял Хохряков. Борис Сергеевич - уважаемый в округе человек, но у всего есть свое начало и свой конец. Нужно вовремя уходить. Если он пойдет в Госдуму, я с уважением отнесусь к нему, буду бороться. Я знаю свои сильные стороны и знаю сильные и слабые стороны Бориса Сергеевича. Я никогда не делаю первый негативный шаг, я только отвечаю на агрессию. Если она будет, у меня есть ответ: я долгое время работал депутатом, у меня накоплено много материалов, я задам вопросы, на которые будет сложно ответить. Но я отношусь к такой конкуренции, как к спортивному соперничеству. Если оппонент более авторитетен и получит больше голосов жителей округа, я его поздравлю. Но я в себе уверен, есть понимание, что я должен делать и говорить. А тем, кто долгие годы у власти, особенно в таких богатых регионах, как Ямал и Югра, будет сложно напрямую разговаривать с народом, учитывая те проблемы, которые у нас есть.
Вопрос: А Вы думали о том, что с Вами могут попытаться "договориться" - ведь есть такое понятие в политике?
Александр Петерман: А с кем договариваться? У меня богатый опыт договоров, я человек не конфликтный, хотя меня таким пытаются выставить. Если я подал руку человеку, то буду держать свое обещание, как бы неудобно для меня это ни было. Поэтому со мной постоянно пытались договориться, но еще ни разу власть свое обещание не выполнила. Так что если я пойду на выборы, ни с кем договариваться я не буду. Я иду не для того, чтобы договариваться, хотя СМИ каждый раз писали, что меня снимали с выборов по договоренности. Меня не интересует материальная сторона. Меня интересует, как в нашей стране будут жить мои дети, правнуки, земляки. Поэтому я иду в политику и ставлю свой бизнес, себя, свою семью в не очень удобное положение.
Вопрос: В ваш блок "Добрая сила", представители которого в 2006 г. получили большинство мест в думе Нижневартовска, входили члены разных партий. Сейчас коалицию создавать не думаете?
Александр Петерман: Чем жизнь тяжелее, тем больше людей собирается вокруг фигур, способных брать на себя ответственность. Все понимают, что я такой человек, поэтому вокруг меня в любом случае объединятся жители города и округа вне зависимости от их принадлежности к другим партиям.
Вопрос: С политическими объединениями ведете переговоры о сотрудничестве?
Александр Петерман: Я не веду никаких переговоров и активничать в этом плане не собираюсь. Более того, агитировать всех голосовать за партию тоже не буду. Я уверен, что общество само заинтересовано, чтобы к власти пришли люди, готовые брать на себя ответственность, а не удобные кому-то персоны. Было время, когда коллективы сгоняли на участки, как баранов, говорили, что в кабинах установлены камеры и заставляли голосовать за нужных кандидатов. А потом эти народные избранники их обворовывают, как случилось в нашей думе Нижневартовска. Повторения никто не хочет.
Вопрос: По Вашему мнению, почему текущий созыв получился таким скандальным? Несколько уголовных дел, лишение мандатов…
Александр Петерман: Если клептомана устроить продавцом в магазин, где он несет ответственность за имущество, он воровать не перестанет. Люди, которые пришли мошенническим путем на места депутатов, ведут себя, как преступники. Это видно по уголовным делам, но далеко не все инциденты стали достоянием общественности. На 70% депутатов должны быть заведены дела. На примере действующей думы можно увидеть, какими не должны быть депутаты. Я три созыва отработал в городской думе и ни один человек не может сказать, что я произносил название своей компании. Я шел защищать интересы горожан. А действующие депутаты, не все, но большинство, работают ради того, чтобы иметь доступ к "кормушке". Если люди во власти уродливы, то таким же будет наше государство, этого сейчас допустить нельзя. "Пятая колонна" – это не какой-то человек с плакатом в Москве. Это человек, который ведет антигосударственный образ жизни. Он может быть членом "Единой России", работать в прокуратуре или ФСБ, быть депутатом – неважно.
Вопрос: Дума сформирована почти полностью из представителей "Единой России", на Ваш взгляд, скандалы опустят рейтинг партии в Нижневартовске?
Александр Петерман: "Единая Россия" – это партия госслужащих с зарплатами по несколько сот тысяч рублей. Эти люди, аппарат, который якобы заботится о нас, скоро проедят дыру в экономике России. "Единая Россия" – партия состоявшаяся. Она мне не нравится, мне много раз приносили заявление о вступлении, но я его не подписывал. Хотя, как бизнесмену, мне было бы это удобно. Мы видим, что в целом в стране доверие к "Единой России" падает, как, впрочем, и доверие ко всем остальным партиям тоже. Все проходит через цикл "рождение-становление-конец", по-видимому, у парламентских партий жизнь короткая. Я думаю, что все они наберут гораздо меньший процент голосов по вполне объективным причинам. Традиционно исключением станет КПРФ. Но я не хочу погружаться в проблемы других партий, считать их проценты, я знаю, чем нужно заниматься "Родине". Я смотрю дальше одной выборной кампании, получится набрать достаточно голосов – хорошо, не получится – попробуем еще раз. Мы пришли работать в регион не на один год и не на пять лет.
Вопрос: После 2011 г. Вы перестали быть публичным политиком, почти не общались с журналистами. Вам не кажется, что избиратели могли забыть, кто такой Александр Петерман?
Александр Петерман: Я не боюсь этого, моя предвыборная кампания началась 29 марта 1965 г., когда я родился. Политика - не эфир на телевидении, когда ряженый клоун за деньги говорит о том, в чем он не разбирается. Я никогда не предпринимал каких-то действий, чтобы стать депутатом, я жил, как обычно. И моя предвыборная кампания – это мой образ жизни. И мне не нравится, когда пиарщики "продают" кандидата, как товар на рынке, обманывая избирателей. Можно медведя научить на велосипеде ездить, но он не станет велосипедистом. Так и с политиками.