Челябинску и Екатеринбургу придется "попотеть", чтобы развернуть экспорт для ТЛК "Южноуральский"
Челябинску и Екатеринбургу придется проделать немалую работу, чтобы встроиться в экспортное направление функционирования ТЛК "Южноуральский". Для этого местным производителям необходимо сделать свою продукцию конкурентоспособной, как по качеству, так и по цене. Как считают эксперты, Екатеринбург не только не проиграет, но и может получить выгоду от новых артерий, идущих через Южный Урал. Что касается ускорения сроков реконструкции федеральной трассы, которая примыкает к ТЛК, то это вопрос лоббистских возможностей губернатора, передает корреспондент Накануне.RU.
Проект ТЛК "Южноуральский" был презентован в рамках Петербургского международного экономического форума-2015. По мнению региональных властей, он станет новым транспортным коридором "Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) – Казахстан – Челябинская область", а сроки доставки грузов из Китая в Россию сократятся с 36 до 10 дней.
ТЛК расположится в 75 км к югу от Челябинска, в Увельском районе. Общая площадь ТЛК составит 180 гектаров, из которых на 60 гектарах разместятся распределительные склады, таможенный пункт со складом временного хранения и железнодорожный контейнерный терминал, способный принимать до 400 контейнеров в сутки.
"У нас этот новый коридор сравнивают с Северным морским путем. Китайские коллеги справедливо называют его возрождением Великого Шелкового пути", - заявил тогда губернатор Челябинской области Борис Дубровский.
Концепция "Экономического пояса Шелкового пути" появилась в сентябре 2013 года. Проект воссоздания современного "Великого Шелкового пути" подразумевает организацию транспортных коридоров между станами Азии и Европы, а также создание зоны свободной торговли между ними. На протяженности предполагаемого пути проживает порядка 3 млрд руб., что является существенным для рынков сбыта. Пока обсуждается создание семи коридоров: торгового, транспортного, энергетического, аграрного, туристического, информационного, научно-технического.
По информации ЦБ РФ, в 2014 году прямые инвестиции со стороны Китая в Россию удвоились. Ожидается, что они будут доведены до 20 млрд долларов. Поможет в этом проект "Экономического пояса Шелкового пути", представленный Китаем. Эксперты считают, что проект способствует экономическому росту и взаимовыгодному сотрудничеству соседних стран, в том числе за счет ресурсов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, куда Россия вступила в конце марта 2015 года.
За счет запуска проекта ТЛК "Южноуральский" региональные власти рассчитывают снизить нагрузку на альтернативные железнодорожные переходы из КНР в Россию. При выходе на проектную мощность ежегодный объем транзитного грузопотока через ТЛК составит 2,5 млн тонн. Эти потоки в значительной мере пойдут не только по железной дороге, но и через автотрассу М-36, которая сейчас имеет всего две полосы в разных направлениях.
В связи с этим региональные власти уже неоднократно ставили вопрос об ускорении сроков реконструкции федеральной трассы, в частности, тех участков, которые прилегают к ТЛК. Потребуется оптимизация процесса грузоперевозок и по железнодорожной сети.
Эксперт управления федеральных дорог "Южный Урал" Татьяна Денисова пояснила, что М-36 входит в федеральную целевую программу реконструкции и ремонта "Росавтодора". Еще недавно в разделах программы, касающихся этой дороги, в графе финансирования стояли ноли. В новой редакции ФЦП появилась сумма в 20 млн руб. на проектирование и реконструкцию участка дороги от Челябинска до Южноуральска. Деньги будут выделены в 2020 году, сам проект должен пройти экспертизу и согласование. Иными словам, перспектива неблизкая.
"Мы понимаем, что считанные месяцы назад реконструкция вообще не предполагалась, а сейчас появилась перспектива. Благодаря ТЛК мы получим федеральный бюджет на реконструкцию дороги, которая является одной из самых загруженных в регионе", - пояснила Денисова.
Что касается сроков финансирования, то, по ее мнению, тут все зависит от лоббистских возможностей губернатора. В регионе есть более актуальные объекты для реконструкции, а существующая дорога пока справляется с транспортными потоками.
Денисова отметила, что управление не формирует заявки на ремонт, поскольку объективно на дорожном объекте нет критических ситуаций по пробкам или заторам, трасса загружена, но справляется не хуже других.
"Росавтодор" в курсе появления ТЛК, поэтому по мере того, как тема возрастания трафика будет заостряться, к ней будут подключаться, обращаться за увеличением суммы финансирования. Денисова отметила, что примыкания к дороге за счет проекта ТЛК уже выстроили, теперь они должны быть введены в эксплуатацию.
Экономисты предлагают расценивать появление ТЛК в общих, а не частных интересах отдельных территорий – работа на ввоз китайских товаров позволит создать конкуренцию и понизить цены, что благоприятно скажется на благосостоянии населения и экономике в целом. В какой-то мере это может создать проблемы для местных производителей, если их продукция окажется неконкурентоспособной, но это естественный процесс рыночной экономики.
В целом будущее ТЛК зависит от работы двух направлений – импорта и экспорта. И если с импортом все понятно, то на экспорт еще нужно поработать. Здесь перспективы Челябинска и области в целом пока не ясны, считает экономист Сергей Гордеев.
"Достаточно много вопросов по экспорту. Насколько удастся развернуть экспортную составляющую, настолько и будет успешен ТЛК. То, что проект состоялся, а не ушел в традиционную "незавершенку", несомненно, плюс. Но плюс может быть большим, а может быть и маленьким. Этот вопрос пока до конца не решен. То, что губернатор предлагает развивать товарооборот с Китаем, Казахстаном и остальными – это объективно необходимо, поскольку мы находимся в такой территориальной зоне, где это очевидно. Здесь очевидны резервы роста развития определенных взаимосвязей. Но необходим баланс экспорта и импорта, конкурентоспособная продукция по цене и качеству", - пояснил он.
В комитете по экономике администрации Челябинска такая работа уже ведется.
"Безусловно, функционирование ТЛК "Южноуральский" несет предприятиям города экономическую выгоду. Уже сегодня понятно, что проект позволит продвигать на китайский рынок продукцию пищевой промышленности, сельхозпродукцию глубокой переработки, сейчас это очень актуально и с китайской стороны вызывает большой интерес. В проекте будут участвовать не только предприятия областного центра, но и других муниципалитетов. Если говорить о челябинских компаниях, то свое желание сотрудничать с ТЛК официально подтвердили очень крупные и известные уже за пределами российского рынка компании "Союзпищепром" и "Макфа". Совместно с инициаторами проекта продолжается поиск новых ниш", - сообщила Накануне.RU заместитель главы администрации Челябинска по экономике и финансам Елена Мурзина.
Она отметила, что недавно было анонсировано открытие прямого авиарейса Челябинск – Урумчи. Для областного центра это также станет преимуществом: увеличение загрузки челябинского аэропорта, рост пассажирского потока, а отдельные грузы будут поставляться именно этим рейсом.
Соседний Екатеринбург также сможет присоединиться к проекту. Представитель ОАО "Областной центр информации и конъюнктуры рынков" Анатолий Кенин положительно оценил появление ТЛК.
"Если что-то строят – это всегда хорошо. Но вообще, ситуация в стране практически предвоенная, деньги нужно тратить на свою защиту", - считает он.