В этом году еще тысяча российских школ попала под горячую руку "оптимизатора" Ливанова
Последние годы в стране одновременно происходят два противоположных процесса: сокращение школ и увеличение числа первоклассников. По данным Министерства образования и науки РФ, при том, что 1 сентября в школы поступило на 145 тыс. новоиспеченных школьников больше, чем в прошлом, количество средних образовательных учреждений сократилось примерно на тысячу, передает корреспондент Накануне.RU.
Проблемой сокращения школ озаботились в Правительстве РФ. Не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил сумму, которую планируется выделить на модернизацию российских школ и создание в них новых учебных мест. На создание 6,5 млн учебных мест до 2025 г. будет направлено 3 трлн руб.
Последовала и реакция Ливанова. Министр образования доложил премьер-министру о подготовке программы по созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных учреждениях, которая предполагает появление более 14 тыс. новых школ.
По его словам, в этом году в России заработало 107 новых школ, общее количество средних общеобразовательных учреждений составляет 43,2 тыс.
Отметим, что в прошлом году их было 44,1, а пять лет назад, в 2010 г., число составляло 50,1 тыс. Если сравнивать с советским периодом, то в 1980 г. в стране действовало 74,8 тыс. школ. Таким образом, за 35 лет количество средних образовательных учреждений в России сократилось почти в два раза.
Конечно, важно учитывать "демографическую яму" начала 1990-х годов, но сейчас страна постепенно из нее выбирается. В этом отдают себе отчет и чиновники Минобра.
"Согласно демографическим прогнозам, в перспективе до 2025 г. численность обучающихся общеобразовательных организаций возрастет на 3,5 млн человек", - сообщили Накануне.RU в Минобре.
812 учебных мест ведомство планирует ввести за счет строительства новых школ, пристроев к зданиям, проведения капитального ремонта изношенных школ. Программа Минобра нацелена на то, чтобы к 2025 г. перевести всех обучающихся из зданий школ с износом более 50% в новые школы и обеспечить обучение в одну смену учеников 5-9 классов.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, депутат Госдумы от Челябинской области Владимир Бурматов сомневается, что оптимистичные прогнозы Ливанова удастся реализовать при нынешнем стремлении Минобра пустить под оптимизацию все, что "плохо лежит".
"Демографическая кривая показывает рост количества детей, которые посещают детские сады, это значит, что всего через несколько лет мы столкнемся с острым дефицитом мест в школах. При этом у нас Министерство образования методично, с упорством, достойным лучшего применения, сокращает школы, особенно в сельской местности и небольших городах. Это называется оптимизацией, но зачастую носит варварский характер", - отметил Бурматов в разговоре с Накануне.RU.
Слова депутата подтверждаются данными Счетной палаты РФ. Весной этого года аудиторы СП оценили итоги оптимизации 2014 г. и пришли к неутешительному заключению о ее неэффективности.
"Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020-21 учебному году потребуется на 2,5 млн мест больше, чем в 2012-13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 г.", - доложил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.
Недостатки планирования очевидны на примере Чувашской Республики, где в деревне с численностью чуть больше 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60% построена школа на 165 учеников.
Выводы Счетной палаты: оптимизация не принесла должного экономического эффекта, не повысила доступности и качества образования и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций.
"Счетная палата нам заявляет: доступность образования сократилась, зарплаты учителей сократились, расходы бюджета выросли. Не достигнута ни одна из целей оптимизации. Зачем тогда нужен был весь этот сыр-бор? Зачем тогда объединяли, условно говоря, школы для одаренных детей со школами для детей с задержкой развития? В Минобре не спросили ни людей, ни жителей территории, ни экспертов", - добавил Бурматов.
Обещающая лучшей жизни программа Минобра о создании 14 тыс. новых школ не кажется депутату решением проблемы, ведь, создавая новые школы, Дмитрий Ливанов не перестает сокращать старые.
"Ведомство господина Ливанова постоянно демонстрирует умение махать саблей там, где махать не надо, и рубить с плеча там, где нужна осторожность хирурга. Если школа закрывается, то это должен быть исключительный случай. Бывают ситуации, когда в школе учеников меньше, чем учителей. Малокомплектная сельская школа: село умерло, никто там не живет, и, например, шесть учеников там и восемь учителей. Тогда о каком качестве знаний идет речь, и действительно проще организовать подвоз в ближайщий райцентр или более крупный поселок и таким образом организовать учебный процесс. А сейчас сельские школы закрывают, несмотря на то, что до ближайшей километров 15 по убитой дороге", - сказал депутат.
Бурматов выступает за дифференцированный подход к школам. "На мой взгляд, подход должен быть следующим: если есть хотя бы какой-то резон сохранить школу, то нужно ее сохранять. Если ситуация уже такая, что нет никаких возможностей для этого, тогда нужно принимать другое решение. На мой взгляд, министерство действует исходя из другой логики: сокращают то, что можно сократить", - заключил депутат.