Демпинг украинских металлургов остынет вместе с мартенами? Яценюку пообещали закрыть все заводы
Выпуск металла на украинских предприятиях может остановиться, предупредили руководители крупнейших ГОКов и метзаводов страны власти в Киеве. С марта 2016 г. Министерство инфраструктуры Украины поднимает тарифы на грузовые перевозки, это сделает продукцию украинских ГМК неконкурентоспособной на мировых рынках, написали металлурги в письме премьер-министру Арсению Яценюку. Если закрытие производств произойдет, то свободные ниши могут занять российские, в том числе уральские компании, передает корреспондент Накануне.RU.
"Логистические расходы австралийских производителей при поставках в китайский порт Qingdao на сегодня составляют около $9/т, бразильских – $12/т. В то же время расходы производителей Украины - $22/т", – говорится в обращении.
Металлурги попросили снизить тарифы (ссылаясь, в том числе, на право железных дорог увеличивать размер скидки с 12,8% до 25% для привлечения клиентов), иначе мартены остынут, а на улице останутся 50 тыс. работников. Металлурги, обвиняющие Украинские железные дороги в необоснованном повышении цен, сами не отличаются порядочностью. Российские компании не столько конкурируют с украинскими, сколько борются с их активным демпингом.
Аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев отмечает, что при этом Европейская комиссия приняла решение ввести предварительные антидемпинговые пошлины в отношении российских (до 26%) и китайских (до 16%) поставщиков холоднокатаного проката, а экспортные возможности украинских металлургов неожиданно ограничило собственное правительство.
"В условиях стремительного падения цен, когда каждая страна поддерживает своих производителей: ограничивает импорт, снижает налоги, тарифы на перевозку, чтобы снизить себестоимость продукции и сохранить национального производителя, - нынешние киевские чиновники, наоборот, собираются повысить железнодорожные тарифы на 15%. В результате себестоимость экспорта украинской металлургии делает ее товар неконкурентоспособным. А между тем непокрытые убытки металлургических предприятий Украины еще к сентябрю 2015 г. выросли до 31,2 млрд грн. С учетом того, что поставки из России, Китая и Украины составляют совокупно около 60 % от общего объема импорта стали ЕС, в случае прекращения поставок металла Украиной освобождающаяся доля рынка не будет пустовать и минуты", - рассказал он Накануне.RU.
Подписи под обращением к Яценюку поставили руководители крупнейших горно-обогатительных комбинатов, в том числе "Азовстали", Криворожского железнорудного комбината, Днепровского металлургического комбината. Отметим, что среди подписавшихся присутствует и директор украинской "дочки" "Евраза" - "Евраз Суха балка". Предприятие специализируется на добыче железной руды, в структуре комбината две шахты – "Юбилейная" и шахта им. "Фрунзе". По данным самой компании, в 2014 г. было добыто свыше 3,4 млн т сырой руды, 3 млн т аглоруды реализовано. При этом, одним из основных потребителей продукции является Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, который тоже находится на грани закрытия из-за подскочивших тарифов.
По итогам 2014 г. Украина по выплавке стали заняла десятое место в мире, выпустив 27,2 млн т. Для сравнения, 70,7 млн выпускают металлурги России, страна находится на 6 месте. В 2014 г. на Украине произошло сокращение выплавки на 17,1%, в это время российские металлурги нарастили объемы на 2,6%. Но в 2015 г. страна "победившего майдана" "вылетела" из первой десятки, по данным Госстата, металлургия (сталь и чугун) сократилась на 11,5%, добыча руды – на 5,1%. Причем, экономисты расходятся во мнениях, из-за чего год был закончен с таким результатом. По одной версии крупный бизнес из-за снижения мировых цен останавливал "мартены" и модернизировал производство, чтобы выйти на безубыточность в течение нескольких следующих лет. По другой, падение металлургии – результат перестройки экономики Украины в сторону аграрной модели, а, значит, возврата к былым объемам ждать не стоит.
Падение 2014 г. можно было объяснить военными действиями в ДНР и ЛНР, где сосредоточена большая часть производств. И в 2015 г. возврат некоторых металлургических производств в правовое поле Украины дал свой эффект, к лету настал прирост производства, отмечает украинский топ-блогер Юрий Сумы. Но с октября эффект сошел на нет и возобновилось падение.
"Те рынки, которые были потеряны в 2014 г., заняли конкуренты, в первую очередь китайцы, и их уже вернуть не удастся. Более того, украинские сталевары сейчас находятся под многовекторным прессингом конкурентов. Китайская промышленность продолжает быстро замедляться, что создает добавочный переизбыток стали. По итогам 2015 г. экспорт ее составил 112 млн т, то есть вырос на 20% и будет расти далее. В это же время российские производители вследствие девальвации рубля и, имея полностью внутреннюю сырьевую базу, получили конкурентные преимущества по сравнению с украинскими производителями. Уже в декабре их предложения были на 5-10% ниже, чем у украинских "коллег", что ставит Украину в еще более худшие условия. Ну и наконец, резкое падение спроса на традиционных украинских рынках: Турция, Ближний Восток. Там началась большая война, которая резко сократила спрос на продукцию металлургов. К тому же главный источник богатства региона - углеводороды резко потеряли в цене, что также сказалось на спросе", - говорит он о причинах падения.
На российском рынке к соседям сочувствия нет. Дело в том, что практически все металлурги столкнулись с недобросовестным поведением украинцев при поставках продукции в страны Евразийского экономического союза. ЕАЭС пытается с этим бороться через антидемпинговые пошлины. Зуб на украинских производителей - у железнодорожных дивизионов "Евраза" и "Объединенной металлургической компании". В отчете за 2014 г. ОМК пишет о снижении выпуска ж/д колес до 450 тыс. единиц.
"Снижение в 2014 г. выпуска железнодорожных колес объясняется общим сокращением спроса и негативным влиянием на положение российских компаний демпинговых поставок украинских колес", - приводит компания слова руководителя дивизиона ЖДК Александра Волкова.
Евразийская экономическая комиссия с 22 января ввела антидемпинговую пошлину в отношении колесной продукции с Украины в размере 4,75%. Для поставок на российский рынок дополнительно им нужно заплатить еще 5% импортной пошлины. Мера должна защитить российских производителей, но есть предположение, что украинские колеса нашли объездной путь через Белоруссию – спрос на продукцию российских заводов не повысился. Так, с 1 февраля в вынужденный простой были отправлены сотрудники колесопрокатного цеха Выксунского металлургического завода (входит в ОМК). В пресс-службе объяснили простой небольшим объемом заказов на колесную продукцию на внутреннем рынке из-за демпинговых поставок продукции с Украины.
В 2014 г. Евразийская экономическая комиссия провела расследование, по итогам которого ведущего производителя колес, компанию Виктора Пинчука "Интерпайп" обвинили в демпинге. Она же снижала на 40-60% цену на трубную продукцию (еще раньше на "Интерпайп" и украинский "Метинвест" жаловались американские трубники). Антидемпинговые пошлины введены для украинских труб (обсадных, нержавеющих, нефтегазопроводных), а НЛМК просил ЕЭК обратить внимание и на занижение на 10-15% цен на арматуру. Последовательное введение новых защитных мер говорит о нечестном поведении украинских металлургов, и пошлины, безусловно, увеличивают финансовую нагрузку на компании, что вместе с выросшими железнодорожными тарифами ведет к увеличению убытков.
"Российские металлурги надеются, что украинские производители прекратят практику использования недобросовестной конкуренции на рынке России и ЕАЭС, что исключит продажи по демпинговым ценам и поможет им преодолеть их трудности", - отметил в комментарии агентству один из участников рынка.
В случае, если украинские металлурги свои угрозы все же выполнят и законсервируют производства, многие свободные ниши могут занять отечественные компании. На ключевых для Магнитогорского металлургического комбината рынках России, СНГ, стран Ближнего Востока, Европы основную конкуренцию компании составляют крупные металлургические холдинги Украины, Германии, Турции и Китая, отмечают на комбинате. Горячекатанные рулоны Магнитогорского металлургического комбината поставляются на трубные заводы, закупающие аналогичную продукцию на Украине и в Казахстане. Украинский "Метинвестхолдинг" - шестой крупный конкурент ММК. В группу входят "Азовсталь", "Запорожсталь", "Енакиевский МЗ" и Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. После повышения цен экспорт для них станет намного дороже.
Челябинский металлургический комбинат с металлургами Украины конкурирует по многим позициям. "Митта-стилл Кривой рог" выпускает строительный сортовой прокат, "Днепросталь" – нержавеющий прокат, компании поставляют на российский рынок фасонный прокат, отмечается в отчете предприятия "Мечела".
Между тем, в ведущем профильном аналитическом агентстве "Металл Инвест Консалтинг" поводов для того, чтобы всерьез обсуждать перспективу остановки металлургической промышленности на Украине, не видят.
"Остановка производства" у нас намечается регулярно вследствие проблем с выплатой НДС, повышения тарифов и тому подобное. Должны же металлурги как-то реагировать на угрозу снижения прибыли (в текущих условиях - на угрозу роста убытков). В этом контексте вопрос, безусловно, стоит рассматривать", - отметил в комментарии Накануне.RU эксперт агентства Вадим Литвинов.
К тому, что под давлением производителей решение о повышении тарифов будет отменено, склоняется и Калачев.
Отметим, что способы борьбы украинских металлургов за преференции не отличаются от того, как льгот для своих производств добиваются их российские коллеги. Другое дело, что на Украине в последнее время с легкостью прощаются даже со стратегическими предприятиями, примером чему может служить ситуация на "Южмаше" и "Антонове".