"Создание "бэби-боксов" - это легализация торговли детьми, но не решение проблемы инфантицида"
На сегодняшний день нет причин, которые давали бы возможность для создания и тиражирования практики "бэби-боксов". Об этом в День защиты детей заявила зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина, передает корреспондент Накануне.RU.
Сенатор совместно с Родительским всероссийским сопротивлением инициировала законопроект о запрете на анонимное оставление детей в специализированных "ящиках". Сегодня он внесен в Госдуму.
Проект закона, как отмечается, направлен на "недопустимость распространения этой практики и необходимость ее скорейшего сворачивания".
По словам Мизулиной, государство не должно поощрять отказы от детей. "Практика других стран доказывает, что число отказов от детей при легализации "бэби-боксов" резко возрастало, потому что это безнаказанно в силу анонимности, легкости оставления ребенка", - сказала она.
Мизулина подчеркнула, что создание "бэби-боксов" несет ряд опасностей. Во-первых, установить контроль за такими специализированными местами невозможно, поскольку данная процедура проводится тайно и анонимно. Во-вторых, по ее словам, ребенок, оставленный в "ящике", может стать жертвой сговора. "Фактически через эти анонимные места мы создаем условия для легализованной торговли детьми на органы, ткани — все, что угодно. Случаев такого рода в зарубежной практике достаточно много. Мы в пояснительную записку включили некоторые примеры", - отметила член Совета Федерации.
Как подчеркнула сенатор, на сегодняшний момент невозможно проследить судьбу каждого пятого ребенка, оставленного в "бэби-боксе". "Мы увеличиваем риски для последующей жизни и здоровья каждого оставленного ребенка", - сказала Мизулина. Она напомнила, что в Комитете ООН по правам ребенка также настаивают на недопустимости применения такой практики. Там, правда, это объясняют, прежде всего, нарушением права ребенка на идентичность. "Такой ребенок навсегда лишается возможности узнать, из какого он рода, кто были его предки", - пояснила Мизулина.
Кроме того, опасны "бэби-боксы" и с точки зрения национальной безопасности, продолжила директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Елена Байбарина. Поскольку возле этих мест нет ни камер, ни охраны, они являются объектами с повышенным уровнем террористической угрозы. Она также выразила мнение, что те, кто популяризируют "бэби-боксы", руководствуются исключительно коммерческими интересами.
Сторонники "ящиков для детей" и впрямь в качестве довода приводят привлекательность такого бизнеса, отметила, в свою очередь, глава РВС Мария Мамиконян.
"Представить себе, что где-то стоит коробка, в которую могут поместить младенца, дико для большинства сограждан. Казалось, что будет абсолютное отторжение такой идеи, что это будет безумная фарсовая попытка. Тем не менее была развернута компания по внедрению в сознание граждан идеи, что "бэби-боксы" - это полезно. "Спасти хоть одну жизнь" - вот мантра, которая овладела многими. Но люди не могут доказать, почему это решение проблемы инфантицида", - прокомментировала правозащитница.
По ее словам, происходит "чистая манипуляция сознанием" населения. Вместе с тем, как подчеркнула Мамиконян, никто не объяснял связь между наличием "бэби-боксов" и сокращением случаев убийства матерями собственных детей. В РВС провели исследование, согласно которому такая зависимость "ведет себя по-разному в различных регионах страны". Противники "детских ящиков" акцентируют внимание на том, что "бэби-боксы" - отнюдь не способ спасения жизни детей, наоборот, они лишь "провоцируют вполне благополучных матерей отдавать детей".
В целом по стране отношение к "бэби-боксам" отрицательное, констатировала Мамиконян. По ее словам, активисты движения получили около 90 ответов из региональных ведомств, большая часть из которых поддерживает позицию Родительского всероссийского сопротивления. На этом фоне все же выделяется два "опасных" региона - Подмосковье и Ставропольский край. В Московской области сам губернатор Андрей Воробьев возглавляет эту кампанию по пропаганде "ящиков для детей", заявила правозащитница. Результат на лицо - в один только Люберецкий "бэби-бокс" в 2015 году было подброшено 11 малышей.
В Ставрополье подобной кампанией занимается супруга губернатора региона Владимира Владимирова. После резонансного эпизода, когда бабушка, выкрав ребенка у матери, отнесла его в "бэби-бокс", местные власти дали "негласный запрет на предоставление информации по поводу подкинутых детей".
"Совершенно очевидно, что система беби-боксов приведет к неконтролируемому процессу перемещения младенцев. Мы получим огромное количество неучтенных детей. И никто не знает, куда они будут деваться", - сказала Мамиконян.
В РВС также привели примеры из международного опыта, которые доказали, что данный "инструмент" не так уж эффективен, каким кажется на первый взгляд. "К примеру, исследования в Германии показали, что 20% таких оставленных детей невозможно найти. Цели "бэби-боксов" не достигаются - это разные целевые группы", - отметила Мамиконян. Свежие исследования функционирования первых "бэби-боксов" в Америке, открытых в 2015 году в штате Индиана, также "говорят" не в пользу "ящиков". Там власти призвали не принимать закон и сконцентрироваться на программах поддержки матерей.
Того же мнения придерживаются и противники российских "бэби-боксов". Представитель Минздрава напомнила, что число отказов от новорожденных в РФ сокращается. Если в 2012 г. матери отказались от 5600 детей, то в 2015 г. - от 3783. Как заметила Байбарина, "примерно четыре средних школы сохранено" в результате оказанной психологической и иной помощи роженицам.
Примечательно, что сама Мизулина ранее была сторонницей открытия "бэби-боксов". В 2008 году она инициировала законопроект, согласно которому мать была бы освобождена от уголовного преследования, если бы оставила ребенка в "безопасном месте". "Тогда я попалась на симпатичное, внешне легкое решение вопроса, как бороться с убийствами новорожденных. Но риски, которые возникают с этой практикой, я тогда не учла. Очень хорошо, что этот законопроект мы тогда остановили, это очень опасный путь", - признала сенатор.
По статистике, приведенной РВС, на данный момент работает 17 "бэби-боксов" в 15 городах. В девяти регионах прокуратура признала деятельность по их созданию незаконной. Легитимными, однако, признаны такие "ящики" в Пермском и Краснодарском краях.
"Мы направили запросы в Генпрокуратуру, чтобы получить полную информацию о каждом факте оставления детей, о том, какова их судьба, что с ними стало. И выясним, была ли деятельность приостановлена в тех регионах, где ее признали незаконной", - рассказала Мизулина.
Напомним, противником "контейнеров для младенцев" также является детский омбудсмен Павел Астахов. Он намерен добиваться отклонения законопроекта о легализации "бэби-боксов", который тоже внесен и уже рассматривается в Госдуме.