Губернаторы указали Минэкономики на проблемы ТОРов: нет доступа к кредитам, а инвесторы извне не придут
Минэкономики указали на непоследовательную политику при внедрении зон перспективного развития. Проект особых экономических зон (ОЭЗ) провалился, их "преемники" - территории опережающего развития (ТОР) - может постигнуть та же участь, если федеральные власти не решат проблему дорогих кредитных ресурсов, это и будет лучшим "льготным" условием для внутренних - отечественных - инвесторов, именно на них нужно сделать ставку, а также на научный и технологический потенциал "закрытых" городов.
В рамках Гайдаровского форума-2016 состоялась дискуссия, посвященная вопросу будущей реализации территорий опережающего развития в ЗАТО и моногородах. На одной площадке встретились инвесторы, чиновники федеральных министерств и руководители регионов, развивающие ТОРы в ЗАТО и "открытых" моногородах. Круглый стол состоялся по инициативе администрации Томской области, передает корреспондент Накануне.RU.
Разговоры о создании "опережающих" территорий в прошедшем году велись особенно активно. Субъекты ищут возможность внутренней конкуренции по созданию оптимальных условий для инвесторов. В случае с моногородами и ЗАТО ситуация осложняется исторически сложившейся зависимостью от одного предприятия, уникальными условиями, зачастую непривлекательными для инвесторов в силу многих ограничений.
ТОРы изначально создавались как инструмент для ускоренного развития Дальневосточного федерального округа, и, согласно закону, они могут лишь с 2018 г. появляться и в других субъектах федерации. Однако в качестве исключения была введена возможность создания территорий опережающего развития в моногородах и ЗАТО с 1 января 2016 г. "Механизм стал модным. Все хотят создать ТОРы. Сегодня они могут создаваться только в моногородах с кризисной ситуацией - первой категории. Однако эксперты приходят к выводу, что созданная система вместо уменьшения количества кризисных моногородов используется губернаторами как стремление попасть в первую группу, так как только она имеет поддержку", - прокомментировал в ходе дискуссии замминистра экономического развития Александр Цыбульский.
В этой связи в правительстве РФ, ответственных ведомствах обсуждается вопрос о пересмотре критериев для создания ТОРов на таких территориях, сообщил он. "Речь идет об отмене категорийности. Мы можем просто ранжировать города по социально-экономическому состоянию, по сути, дать возможность всем участвовать в конкурсе", - сказал чиновник. Вместе с тем он предостерег от создания большого количества таких площадок. "Если мы всю страну покроем льготным режимом, то в какой-то момент, кроме выпадающих доходов, мы не получим эффекта", - уточнил он.
Как отмечалось, моногорода и ЗАТО имеют свою специфику, от которой зависит экономика муниципалитета и региона, в целом. Не жаловаться на "инвестиционные условия" в ЗАТО, а использовать открывающиеся возможности призвал губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Сегодня ЗАТО, по его словам, все чаще воспринимается именно как "головная боль", сопровождающаяся снижением производственных заданий, уменьшением госфинансирования, проблемами с безработицей.
"Но это уникальное образование с уникальными технологиями, а также поколения ученых, инженеров, которые призваны их создавать. Надо понимать, что, прежде всего, это неиспользованная возможность для государства создать и развить новые высокотехнологичные производства", - сказал глава региона.
Он подчеркнул, что вопрос развития ТОРов и ЗАТО является стратегическим, и "подход к его решению должен быть государственный".
Жвачкин также рассказал о перспективах проекта создания ТОРа в Северске, который является частью федерального проекта "ИНО Томск". Он будет специализироваться на химических технологиях. По словам Жвачкина, частные инвесторы готовы вложить в 18 проектов 31 млрд руб., создав около 2,5 тыс. новых рабочих мест. В целом власти оценивают объем необходимых инвестиций на развитие ТОРа в ЗАТО "Северск" в размере около 300 млн руб. в течение трех лет.
Политику ТОРов, в том числе в ЗАТО, во многом инициирует и продвигает госкорпорация "Росатом", так как возникла проблема использования огромных мощностей в этих образованиях. При этом участники встречи отмечают, что эта задача в первую очередь является базовой для государства. От реализации политики ТОРов будет зависеть пополнение региональных бюджетов. "У нас не очень убедительно получилось с особыми экономическими зонами, нам надо качественно, системно, конкретно, без лишней бюрократии подойти к проекту ТОРов", - сказал в своем выступлении губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. С этим мнением согласился и замглавы Минэкономразвития Цыбульский. "Почему возникли сложности с ОЭЗ? Нет понимания по каркасу. Мы десять лет занимались строительством. И за это время во многих зонах не появилось ни одного резидента. Мы не продукт продавали, а занимались стройкой. Нельзя в ТОРах стать заложником этих же проблем", - прокомментировал он.
В продолжение темы Толоконский подчеркнул, что политика налоговых льгот инвестиционный процесс ускоряет, но "масштабирует" крайне мало. "Это не главная мотивация. У нас нет доступа к кредитным ресурсам, ждать, что мы подготовим площадку, и инвесторы выстроятся в очередь - ошибка. Базовая задача - в ручном режиме договариваться с инвесторами. При этом они вряд ли возьмутся извне. Это будет переток инвестиций из одних регионов в другие - более сильные и привлекательные", - констатировал глава Красноярского края.
Он также подчеркнул необходимость системно решать задачу повышения уровня экономической свободы регионов. "Нельзя стимулировать экономику из одного центра, мотиваторы надо передать на уровень регионов в более масштабном плане, чем сейчас", - сказал Толоконский.
О проектах ТОРов в ЗАТО в Свердловской области в ходе круглого стола рассказал замглавы областного правительства Алексей Орлов. Так, в Лесном будут функционировать две площадки в 95 га. Уже рассматриваются предложения 10 потенциальных резидентов с примерным объемом инвестиций в 1,9 млрд руб. Это поможет создать 1 тыс. 530 новых рабочих мест, уточнил он.
Более масштабный проект будет реализован в Новоуральске. Здесь на 654 га разместятся 5 площадок. Запланировано, что 26 частных инвесторов инвестируют в ТОР 19,8 млрд руб., создав 2 тыс. 590 рабочих мест. "Тот имеющийся научный и кадровый потенциал, который сформировался в ЗАТО, в том числе при участии "Росатома", преступно не использовать. Люди оттуда не хотят уезжать, хотят там постоянно жить и работать. Мы в состоянии полной готовности эти проекты реализовать", - отметил Орлов.
Однако для эффективной и оперативной их реализации необходимо решить ряд технических задач. Об этом говорили на дискуссии представители многих субъектов РФ. В частности, речь идет об ускорении процесса принятия решения по определению полномочного органа, которым, с большей вероятностью, может стать Минэкономразвития, и управляющей компании ТОРов. Кроме того, Орлов обозначил риски "затягивания" процесса и призвал учесть такой фактор, как "инвестиционные условия" внутри охраняемого периметра режимного объекта ЗАТО. "Здесь в случае передачи земельных участков возникнут дополнительные требования по обеспечению безопасности, сохранению государственной тайны. Может быть более длительный период для передачи третьим лицам. Прошу представителей Минэкономразвития ускорить этот процесс", - заключил он.
Предложения, озвученные на круглом столе, будут сформированы в резолюцию для передачи исполнительным органам власти. В целом участники процесса - инвесторы, региональные и федеральные власти - соглашаются с тем, что не стоит быть заложниками ожидания быстрых результатов. "Такого рода деятельность требует времени. На экономическую эффективность такие территории выходят не раньше, чем через 10 лет после начала функционирования", - пояснил, в свою очередь, Цыбульский.