Рособрнадзор освободит школу от ЕГЭ или от среднего образования?
Общественный совет при Рособрнадзоре предложил не учитывать средний балл Единого государственного экзамена (ЕГЭ) при оценке работы школ, поскольку он не описывает реального положения дел в образовательных учреждениях. Предложение по замене одного критерия пятью другими предстоит обсудить общественному совету при Министерстве образования. Казалось бы, дождались: вот-вот учителей освободят от обязанности по "натаскиванию" на ЕГЭ и переориентируют на качественное обучение. Но оказалось, что предложение Рособрнадзора можно трактовать иначе, а именно как предвосхищение краха среднего образования. Дело в том, что обучение в 10-11 классах с каждым годом становится все более "факультативным", следовательно, оценивать школы по результатам ЕГЭ, который сдают только 11-классники, станет нецелесообразно, передает корреспондент Накануне.RU.
По итогам заседания общественного совета Рособрнадзора, которое прошло в конце прошлой недели в закрытом режиме, эксперты решили представить на суд Минобрнауки и его общественного совета предложения по замене одного критерия оценки работы школ на пять других. Итак, средний балл ЕГЭ предлагается заменить на такие показатели, как массовость достижения базовых результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды, результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.
Ректор Московского городского педагогического университета, председатель общественного совета Рособрнадзора Игорь Реморенко отметил, что решение отказаться от показателя ЕГЭ в оценке работы школ связано с тем, что средний балл ЕГЭ, по которому сегодня оцениваются ключевые показатели эффективности школы, по сути не отражает реального положения дел в учебном заведении.
"Средний тестовый балл ЕГЭ без привязки к иным критериям качества образования не описывает реального положения дел в школе: уровень подготовки выпускников; уровень профессионального мастерства педагогов по учебным предметам; качества условий, организованных для осуществления учебного процесса. Поэтому оценка школы должна производиться по комплексу различных показателей, включающих качество образовательной среды и прозрачность и объективность образовательного процесса и другие. Мы намерены активизировать работу по исключению различных связанных с ЕГЭ показателей из перечня критериев оценкирезультатов социально-экономической деятельности", — цитируют Игоря Реморенко "Известия".
Однако результаты ЕГЭ все же будут учитываться при оценке эффективности школ, как элемент критерия "массовость достижения базовых результатов". В нем предлагается оценивать, какое количество среди обучающихся в школе набрали не менее 10 баллов по сумме трех предметов основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятых классах. Затем предлагается производить оценку результатов всероссийских проверочных работ в четвертых классах, которые набрали не менее 11 баллов по сумме трех предметов. Оценку результатов ЕГЭ предлагается проводить по количеству учеников, набравших не менее 160 баллов по сумме трех выпускных экзаменов.
В показателе "развитие таланта" предлагается оценивать количество призеров и победителей всех этапов всероссийских олимпиад школьников, о "прозрачности и объективности" образовательного процесса будут судить по участию школы в независимых диагностических или мониторинговых процедурах. Положительными факторами станут наличие сайта, внутреннего регламента, правила приема, число и наполняемость классов и публичные отзывы о школе.
Качество образовательной среды будет определяться по компьютеризированности школ, доступу к интернету, наличию бассейна, спортзала, доступной среды для инвалидов, доле педагогов с профильным образованием.
Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Сергей Комков считает, что в умах чиновников от образования произошло долгожданное просветление.
"О том, что ЕГЭ не может быть критерием оценки работы школы, ведущие эксперты в сфере образования говорили еще 15 лет назад. Но тогда "авторы" и разработчики ЕГЭ активно внедряли мысль о том, что "единый государственный экзамен" может стать универсальным измерительным инструментом, при помощи которого будет четко определяться уровень развития каждого отдельно взятого образовательного учреждения и всей системы в целом. При этом все остальные критерии отвергались напрочь. Между отдельными школами, а затем – между районами, городами и целыми регионами начались соревнования по успешной сдаче ЕГЭ. Начал процветать формализм, натаскивание на тестовые задания, репетиторство. Из школы быстро выветрился дух творчества и активной развивающей деятельности. Выпускники все больше и больше стали напоминать тупых роботов, натасканных на заранее заученные тестовые задания. И все это не могло не сказаться на общем уровне всего образования в стране. Совершенно очевидно, что рано или поздно, должно было наступить прозрение. И, слава Богу, что оно, наконец-то, наступило! Поэтому решение Общественного Совета при Рособрнадзоре об отмене ЕГЭ в качестве основного параметра оценки деятельности школы меня лично нисколько не удивляет", - сообщил Сергей Комков корреспонденту Накануне.RU.
Профессор добавил, что Игорь Реморенко, который ратует за отказ от такого критерия, будучи бывшим сотрудником Минобра, активно отстаивал идею внедрения ЕГЭ в школе. "Видимо, возглавив педагогический вуз, этот человек очень многое понял и пересмотрел в своем отношении к этой проблеме", - считает Комков.
По мнению Комкова, ЕГЭ изначально задумывался как тестовый экзамен, а не как показатель деятельности школы, поэтому с отказом от ЕГЭ, как от критерия, можно ждать существенных улучшений. "В первую очередь, это позволит изменить психологию деятельности школьного учителя, который постепенно будет возвращаться из стадии "репетитора", натаскивающего своих выпускников на совершенно тупые тестовые задания ЕГЭ, в статус педагога-наставника, готовящего своих подопечных к предстоящей жизни. Что сразу же скажется и на качестве итоговой подготовки выпускников. Конечно же, в лучшую сторону", - добавил Сергей Комков.
Согласен с этим и заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Он считает, что предложение Рособрнадзора способно исключить "натаскивание" на ЕГЭ в школах и вернуть качественное обучение.
"В принципе, решение верное. Хотя характерно, что Рособрнадзор предлагает исключить результаты ЕГЭ из оценки работы школ. Дело в том, что в противном случае школы забывают о том, что образование – это не "дрессировка" на ЕГЭ, а, как написано в законе, воспитание и обучение. Поэтому предложение Рособрнадзора, если оно будет реализовано, уменьшит количество "дрессировки" в школе, и, как мы надеемся, увеличит количество нормального образования", - сообщил Смолин корреспонденту Накануне.RU.
Депутат признался, что все же сохранил бы ЕГЭ в качестве одного из критериев оценки эффективности школ.
"У нас сейчас школы и учителей оценивают по результатам ЕГЭ и по количеству олимпиадников. Это было бы возможно, если бы этих критериев было не два, а например 12. Если же этих критериев два, то совершенно не факт, что учитель, который подготовил больше олимпиадников, систематически работает и с остальным классом. Не факт, что учитель, у которого дети лучше сдают ЕГЭ по литературе, лучше выполняет главную миссию литературы – воспитание души и воспитание читателя. Поэтому я бы даже согласился с тем, чтобы ЕГЭ мог остаться одним из критериев оценки работы школы, если бы таких критериев было много, и ЕГЭ ни в коем случае не играл главную роль. Но если Рособрнадзор сам предлагает исключить ЕГЭ из критериев оценки работы школ, с моей стороны было бы странным это не поддерживать. Я поддерживаю предложение Рособрнадзора", - добавил Олег Смолин.
По словам зампреда комитета по образованию, определить критерии для оценки работы школ достаточно трудно. Особенно это касается воспитательной работы. "Наверное, одним из критериев могло бы быть отсутствие правонарушений. Одним из критериев мог бы быть, например, социологический опрос, который бы показал, как дети чувствуют себя в школе. Мы помним советские фильмы "Чучело" и "Плюмбум, или Опасная игра", которые описывают, что отношения в детских коллективах очень часто бывают непростыми. Умение создать нормальный климат, когда ребята ориентируются не на то, у кого круче "Айфон", а на то, кто больше работает, добрее и кто помогает другим, - вот это задача, которая стоит перед учителем. Критериев должно быть значительно больше пяти, чтобы объективно оценить работу школ, в том числе и психологический климат, и самочувствие ребенка в детском коллективе", - заключил эксперт.
О том, что определить критерии эффективности образовательных учреждений непросто, свидетельствуют документы Минобра. В настоящее время образовательное ведомство руководствуется приказом № 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность" от 5 декабря 2014 г.
Описанные в нем критерии оценки школ имеют мало общего с" качеством образовательной деятельности". Так, в числе первых показателей – показатели открытости информации об организациях: размещение основных сведений о школе в интернете, наличие официального сайта со сведениями о работниках, доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг.
Вторая группа показателей касается комфортности условий. В нее входит материально-техническое обеспечение школ, условия для индивидуальной работы с учащимися, наличие возможности участия в олимпиадах, обеспечение доступной среды для инвалидов. Третья и четвертая группа критериев связаны с компетентностью работников и удовлетворенностью получателей образовательной услуги ее качеством.
Дополнительные критерии, согласно закону об образовании, устанавливают общественные советы при Минобре и Рособрнадзоре. Предложенные взамен ЕГЭ показатели не впечатлили Сергея Комкова.
"Складывается впечатление, что "критерии" эти кто-то берет с какого-то потолка. Посудите сами: что такое "массовое достижение базовых результатов"? Это опять все тот же подсчет каких-то баллов. И, при этом, опять-таки – все тот же пресловутый ЕГЭ! От которого, ну никак не могут оторваться наши "реформаторы"! Показатель "Развитие талантов" должен стоять на одном из главных мест. Но лишь при условии, что перед ним будет стоять аксиома: "Каждый ребенок – талантлив от природы, и задача школы – разбудить в нем этот талант". Поэтому ограничивать данный показатель участием во всероссийских олимпиадах не стоит. Что такое "Прозрачность и объективность образовательного процесса", по-моему, на сегодня не понимает никто. Ибо, участие школы в неких диагностических и мониторинговых процедурах никому ни о чем не говорит. Потому что все прекрасно знают, что мы еще не научились толком проводить у себя в России ни мониторингов, ни диагностики. Ну и, наконец, такой показатель как "Качество образовательной среды". Над этим показателем должна работать, скорее всего, не сама школа, а власти региона и муниципальные органы. Таким образом, над критериями показателей работы школы предстоит еще много думать и работать. Всему образовательному сообществу: чиновникам, ученым, экспертам, общественности, законодательной власти всех уровней. Радует только одно: делать теперь это будут люди с просветленными мозгами, из которых выветрились иллюзии, навеянные безобразием из трех букв, которым столько лет пугали выпускников российских школ – ЕГЭ!" - заключил эксперт.
Радоваться тому, что федеральная служба по надзору в сфере образования и науки решила пренебречь результатами ЕГЭ при оценке школ, еще рано. Это решение может означать приближение краха среднего образования, считает представитель общественного движения "За возрождение образования" Дарья Иванова.
"Не так давно Голодец заявила, что что высшее образование в стране должны получать не более 30% выпускников. С другой стороны, 10-11 классы массово превращают в профильные, то есть они официально становятся подготовительными курсами для поступления в вуз. Статья 43 Конституции вменяет в обязанность только получение девятилетнего образования. А ПРАВО на получение среднего все более и более размывается. И вот, на основании последних заявлений Правительства и ситуаций с набором в 10-е классы, можно сделать вывод, что и средним образованием скоро будет охвачено только 30% детей. Конечно, в таком случае результаты ЕГЭ не могут служить для оценки качества образования", - сообщила Накануне.RU Дарья Иванова.
Общественники выяснили, что за последние годы все больше детей стали покидать школу после окончания девятого класса.
"Общая доля таких ребят составляет 40%, а в отдельных районах уже достигла 70%. Причем значительная часть из них не продолжает обучение ни в какой форме. Здесь сошлись два встречных процесса: с одной стороны, школьники, не нацеленные на поступление в вуз, не видят смысла в дополнительном двухлетнем пребывании в школе, на выходе из которой вступительные ЕГЭ и ничего больше; с другой — сама школа заинтересована в том, чтобы из нее ушли слабые ученики, способные испортить статистику предстоящих единых экзаменов. И в этом школу полностью поддерживает Минобр. В старшей школе вводится двухуровневое обучение: "базовое" и "профильное" (углубленное). Разработка соответствующего комплекса учебных программ (ПООПСОО) близится к завершению. Выпускные классы практически полностью должны стать профильными. Тем самым школа организационно уподобляется подготовительным курсам к поступлению в вуз. Дети будут старательно изучать дисциплины, нужные им для ЕГЭ, а все остальное — "на базовом уровне", то есть фактически — никак. Ну а тем, кто захочет попасть на настоящий профиль, придется потрудиться. Конкурсными вступительными экзаменами здесь станут соответствующие ОГЭ. будет пропуск в лучшую школу в лучший профильный класс. А неудачников из этих классов выгонят без зазрения совести. Баллы профильных ОГЭ станут главной целью общего образования (9 классов), и мы увидим в среднем звене во всей красе процессы, которые уже накрыли старшую школу: дети будут учить только те предметы, которые соответствуют их профилю, встречая полное понимание учителей", - отмечает профессор Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.
Таким образом, отказ от ЕГЭ при оценке работы школ – еще не повод для радости, а скорее напротив – для опасений за будущее российского образования, которое вскоре может остаться без общедоступной школьной "ступени".