Как в демократической "евроЛитве" душат оппозицию
Евроатлантизм требует жертвЛитва не может без скандалов, на днях случился очередной. На популярных интернет-сайтах появился сюжет, на первый взгляд идиотский, но при тщательном рассмотрении выясняется, что у него далеко идущие цели. В основе фантасмагория: агрессивный поляк укусил другого человека – допустим, литовца, после чего тот превратился в поляка и в этом новом качестве стал вести себя непотребно. Комментарий к этому дурацкому клипу также выдержан в духе неприязни к инородцам, хотя разве можно считать пришлым народ, живущий здесь более пяти веков? Обзор событий Литвы - в материале Накануне.RU.
Сюжет вызвал ажиотаж, его просмотрели десятки тысяч человек, его обсуждали, над его героями не просто зло подшучивали, но и делали выводы о глубоко порочной природе иного этноса. Все это зашло настолько далеко, что Мариуш Цитацкий, человек не последний в диаспоре, обратился в суд с просьбой возбудить дело за разжигание национальной розни, что противоречит основному закону. И самое удивительное в том, что ни одна судебная инстанция, включая высшую, не увидела тут не только криминала, но и призвала истца отнестись к этой "невинной шуточке, не более того" с юмором.
Вряд ли стоит упрекать судейских и прокуроров в низкой квалификации, в непонимании сложности, граничащей с деликатностью, межэтнических отношений, того, как важно сто раз отмерить, и после того только резать. Тут просматривается, думается, циничный расчет: подпортить репутацию сограждан иной национальности в глобальном, так сказать, плане и конкретно "опустить" кандидата в мэры Вильнюса Вальдемара Томашевского аккурат накануне муниципальных выборов, запланированных на 1 марта. Отдать этот важнейший пост оппозиции, которая постоянно вставляет палки в колеса власти, катастрофе подобно, и этот вариант вполне возможен, ведь на прошлых выборах Избирательная акция поляков в блоке с Русским альянсом намного опередила правящих в ту пору консерваторов. Поэтому сейчас идет атака на поляков, а за кампанию с ними и на русских, по всем фронтам. Не осталась в стороне и президент Даля Грибаускайте, только что она отметила махинации, якобы совершаемые избирателями Виленщины – края, в подавляющем большинстве населенного именно поляками.
О, у верховной власти огромный - без малого вековой - опыт борьбы с инакомыслящими. В 1926 году президентом первой республики избран Антанас Сметона, и после неудачных попыток построения "демократического" государства разогнал парламент, запретил все партии, кроме своей националистической, пересадил в тюрьмы всех оппозиционеров и самолично взял полноту власти. Это было в 1929 году, всего лишь через пару лет после того, как бразды правления в Италии взял дуче Муссолини. На долгие 11 лет страна погрузилась в мрак фашистской диктатуры, когда все находилось под контролем почитателя Гитлера (духовное родство, к слову, не уберегло от аннексии клайпедского края, который, как тогда писали немецкие газеты, вернулся домой, в фатерланд). Далеко не случайно вступившая летом 1940 года Красная армия была восторженно встречена прежде всего простым народом, который не только был лишен политических прав, но и в полном смысле слова бедствовал.
Сметона сделал добрый замес, его опыт сейчас не только востребован, но и творчески переосмысливается. Больше всех в этом преуспела действующая глава республики, именно она стала инициатором и исполнителем политического уничтожения Партии труда и дискредитации ее основателя Виктора Успасских только на том основании, что этот архангельский помор считается агентом Москвы, обвиняет президента в установлении диктатуры, подавлении демократических свобод. Разнообразию в репрессиях, которые свалились на голову опального политика, мог бы позавидовать и сам литовский дуче: его и взрывали, и сажали в карцер, ломали ребра, и накладывали немыслимые штрафы, в итоге приговорили к лишению свободы... Дамоклов меч "правосудия" висит и сейчас: апелляционный суд решает дилемму, отправить ли его на нары или терроризировать по месту жительства. А возглавляемая им партия, выигравшая последние выборы в Сейм, шельмуемая в хвост и в гриву, откатилась на политические задворки и реальной опасности уже не представляет.
16 февраля отмечался праздник восстановления независимости, и президент в своей речи сделала упор на том, как далеко продвинулась страна по демократическому пути. А вот председатель "Народной партии" Андрюс Шяджюс так не считает. В беседе с местными журналистами он рассказал возмутительную историю, произошедшую с его добрым знакомым Вилюсом Кайкарисом, который развивает успешный бизнес в России. Как-то, выступая по телевидению, он, человек откровенный и искренний, резко критически отозвался о восточной политике, антироссийской риторике, которая мешает деловым связям, в целом вредит экономике Литвы: "После этого против него в прессе и с высоких трибун развернулась настоящая травля...Вот так: предприниматель высказал свое мнение, свою боль, а из него сделали врага народа. Мало того, на него обрушился шквал проверок, подозрений, откровенной клеветы. Пример ярко показывает истинное положение со свободой слова. И не только, аналогичные диктаторские приемы действуют и относительно права граждан на свободный выбор источников информации. Закрыты или скоро закроют российские телеканалы, которые смотрит большинство населения, чем лишают людей возможности самим разобраться текущих событиях. Получается, что доказывают правду народу не аргументами, а запретами".
Смело, слов нет. "Народную партию" этот принципиальный политик возглавил недавно, до того он входил в правящую социал – демократическую, являлся членом Сейма, так что неплохо знаком с законами политического закулисья. И это не единственный бунтарь в рядах властной элиты. Самое страшное обвинение брошено в лицо и социал-демократу, главе парламентского комитета по бюджету и финансам Бронюсу Брадаускасу: по возвращении из Белоруссии – туда он ездил во главе делегации Сейма - он огласил крамольный вывод: сельское хозяйство соседей - для литовцев пример. Оппозиционеры призвали даже за это отправить его к духовным союзникам в ... Северную Корею. Ветеран, надо думать, сделал правильные выводы из критики, последнее время предпочитает не высовываться со своей правдой, справедливо полагая, что это в конечном счете станет себе дороже.
Засадить десятки тысяч человек за решетку, как поступил Сметона (он сейчас в почете, на днях с помпой отметили очередной юбилей диктатора, сейчас рассматривается вопрос о сооружении мемориала) со своими оппонентами, сейчас вряд ли возможно – времена не те. Но тех же результатов можно добиться более "цивилизованными" методами, например, политическими расправами. Сейчас угрозу режиму Грибаускайте, похоже, представляет партия "Порядок и справедливость", чей лидер Роландас Паксас, будучи президентом, прошел через унизительную процедуру импичмента по надуманному, по его мнению, предлогу, и европейский суд по правам человека признал его правоту. Пока частично, но опальный политик надеется, что не за горами то время, когда он вновь наденет регалии главы государства. А пока ему всячески закрывают дорогу: запрещают выдвигаться в Сейм, претендовать на высокие государственные должности, сочиняют небылицы о его продажности восточному соседу и пр. Несмотря на козни, шантаж и клевету, партия, как показывают последние опросы, уверенно движется вперед, она уже на втором месте, лишь немного уступая сдающему позиции лидеру. Победа "Порядка и справедливости" будет расценена дома и в Евросоюзе, скорее всего, как крупнейшая неудача, а потому следует ожидать новых громких скандалов. Героями их, вероятно, станут если не сам Паксас, то его ближайшие соратники. Евроатлантизм требует жертв.