17 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBcjeq
Цена монтажа водосточных труб на http://remont.youdo.com/building/roofing/vodostoki/.
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/building/roofing/snegozaderzhateli/, подробности тут.
Особенности лучевой разводки отопления на http://remont.youdo.com/plumbers/heating-systems/layout/radiation/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

К печальному юбилею мартовского пленума ЦК 1985 года

Евгений Спицын о "приводе" к власти Горбачева

По свидетельствам ряда мемуаристов (А.И.Вольского) первая попытка привода М.С.Горбачева к высшей власти была предпринята уже в декабре 1983 г., когда умирающий генсек Ю.В.Андропов включил в заключительную часть своего доклада на декабрьском Пленуме ЦК абзац, в котором просил членов ЦК дать согласие на то, чтобы на период его болезни именно его "подлесок" М.С.Горбачев руководил заседаниями Политбюро ЦК. Но в самый последний момент стараниями всесильного главы общего отдела ЦК К.М.Боголюбова, занимавшегося непосредственной рассылкой этого доклада всем членам ЦК, этот абзац странным образом был удален из доклада генсека. Однако проверить достоверность этой информации до сих пор не удалось, поскольку никто из других участников этой "тайной операции" не подтвердил, но и не опроверг ее.

По свидетельству тех же мемуаристов (М.С.Горбачев, Е.И.Чазов) после смерти Ю.В.Андропова вопрос о новом Генеральном секретаре ЦК был решен на Старой площади в самом здании ЦК КПСС во время встречи четырех старейших членов высшего партийного руководства страны – К.У.Черненко, Н.А.Тихонова, Д.Ф.Устинова и А.А.Громыко. Причем, именно там маршал Д.Ф.Устинов резко пресек попытку А.А.Громыко заявить о своих претензиях пост нового лидера страны, поскольку зная его невыносимый характер и особую упёртость, понимал, чем это грозит для стабильности в самом Политбюро ЦК.

13 февраля 1984 г. на заседании Политбюро во избежание любых неожиданностей глава правительства Н.А.Тихонов, первым взяв слово по ведению заседания, сразу предложил избрать новым Генеральным секретарем ЦК К.У.Черненко и весь состав высшего партийного ареопага единодушно поддержал это предложение. Хотя ни для кого не было секретом, что новый генсек очень тяжело болен, именно он стал той компромиссной фигурой, которая вполне устроила всех членов Политбюро и Секретариата ЦК, где в тот период существовало, как минимум, три противоборствующих группировки.

В июне 1984 г. ряд ближайших соратников нового генсека, в частности два его помощника В.А.Печенев и В.В.Прибытков вкупе с новым главным редактором журнала "Коммунист" Р.И.Косолаповым, ставшим главным идеологом нового "царствования", задумали хитроумную интригу. Суть этой интриги состояла в следующем: поскольку их патрон был тяжело и неизлечимо болен и его уход их жизни не сулил им дальнейшего карьерного роста и был чреват приходом к власти "андроповцев", т.е. прозападного крыла в руководстве страны, они задумали перенести на год раньше созыв запланированного на февраль 1986 г. XXYI съезда КПСС, с тем, чтобы успеть перетряхнуть весь состав ЦК, заполучить ключевые посты в Секретариате и Политбюро ЦК и отстранить от власти "команду реформаторов" во главе с М.С.Горбачевым.

Однако в планы этой группировки опять вмешался фактор здоровья престарелого генсека. В сентябре 1984 г. здоровье К.У.Черненко резко пошатнулось, поскольку по совету самого М.С.Горбачева и главного кремлевского эскулапа академика Е.И.Чазова он уехал на отдых в высокогорный Кисловодск, что для хронического астматика, страдавшего к тому же тяжелой эмфиземой легких, было сродни настоящему самоубийству. Именно после этого "отдыха" К.У.Черненко окончательно слег и борьба за власть у одра умирающего генсека вступила в решающую фазу.

В октябре-ноябре 1984 г. в аппарате ЦК обострилась подспудная борьба за власть, в которой М.С.Горбачев и его команда стали постепенно терять свой аппаратный вес. В частности, именно тогда была предпринята попытка срыва Всесоюзной Идеологической конференции, которая готовилась его командой. И хотя в самый последний момент К.У.Черненко все же дал отмашку на ее проведение, сам факт закулисной борьбы вокруг нее говорил о многом.

В середине декабря 1984 г. состоялась первая за многие годы "холодной войны" поездка парламентской делегации СССР в составе М.С.Горбачева, А.Н.Яковлева и Л.М.Замятина в Великобританию. В советской печати этот визит преподносили как вполне заурядное событие, однако, многие тогдашние советологи и современные историки и мемуаристы расценили эту поездку как своеобразные "смотрины" М.С.Горбачева, после которых премьер-министр Великобритании М.Тетчер прямо заявила президенту США Р.Рейгану, "что с ним можно иметь дело".

Новое обострение борьбы за власть было связано с тем, что в конце декабря 1984 г. скоропостижно скончался всесильный министр обороны СССР, член Политбюро маршал Д.Ф.Устинов, который всегда отличался крепким здоровьем и потрясающей работоспособностью. Всем было ясно, что в предстоящей борьбе за власть именно позиция этого самого авторитетного и властного члена Политбюро имела определяющее значение для любой противоборствующей группировки, поэтому его неожиданный уход до сих пор вызывает массу вопросов. Более того, ряд современных авторов (Н.Зенькович) выдвигают версию, что Д.Ф.Устинов, наряду с министрами обороны ГДР и ЧССР генералами армии Х.Гофманом и М.Дзуром, был отравлен неизвестным распыляющим ядом на проходивших незадолго до их смерти совместных военных учениях стран-участниц ОВД.

Новый 1985 г. ознаменовался очередной схваткой за власть, где четко обозначились два основных конкурента – В.В.Гришин и М.С.Горбачев. Многолетний вождь московских коммунистов, который был олицетворением лучших традиций "партийного аскетизма" и "сталинского стиля" работы, вероятнее всего, мог рассчитывать на поддержку самых влиятельных членов "консервативного крыла" высшего партийного руководства страны, в частности Н.А.Тихонова, Г.В.Романова, В.И.Долгих и других. М.С.Горбачев же, потерявший с внезапным уходом Д.Ф.Устинова, значительный властный ресурс, теперь стал искать поддержки у другого "аксакала" в Политбюро – многолетнего министра иностранных дел СССР А.А.Громыко. Именно тогда, в январе-феврале 1985 г. путем закулисных переговоров, в которых приняли участие только четыре человека - директор ИМЭМО АН СССР А.Н.Яковлев, директор Института Востоковедения АН СССР Е.М.Примаков, директор Института Африки АН СССР А.А.Громыко и заместитель председателя КГБ СССР, начальник ПГУ (внешняя разведка) генерал-полковник В.А.Крючков, был достигнут "исторический компромисс". Суть этого компромисса состояла в том, что М.С.Горбачев и А.А.Громыко делят верховную власть в стране. Первый становится Генеральным секретарем ЦК КПСС, а второй – председателем Президиума Верховного Совета СССР.

В конце февраля - начале марта 1985 г. В.В.Гришин и его команда резко активизировали борьбу за власть, не гнушаясь использовать в этой схватке смертельно больного генсека. Однако 10 марта 1985 г. К.У.Черненко скончался и они так и не успели реализовать свой сценарий прихода к высшей власти.

Кончина очередного престарелого генсека стала последней в череде многочисленных смертей высших руководителей страны, начавшихся с декабря 1980 г., которые злые языки тут же окрестили "пятилеткой пышных похорон". Действительно в это пятилетие один за другим из жизни ушли девять членов и кандидатов в члены Политбюро - А.Н.Косыгин, М.А.Суслов, Л.И.Брежнев, Т.Я.Киселев, А.Я.Пельше, Ш.Р.Рашидов, Ю.В.Андропов, Д.У.Устинов и К.У.Черненко, которые являлись последней когортой руководителей страны, получивших свою политическую закваску и закалку в сталинский период и занимавших, в основном, охранительные позиции в оценке той модели сталинского социализма, которая сложилась в 1930-х гг.

Было совершенно очевидно, что приход к власти нового "старика" из состава Политбюро может вызвать непредсказуемые последствия не только в широких общественных кругах, но и в недрах правящей партийно-государственной номенклатуры, прежде всего первых секретарей республиканских, краевых и областных партийных комитетов. Поэтому шанс на приход к власти авторитетных "стариков", в частности А.А.Громыко и В.В.Гришина, был практических исключен, поскольку мог вызвать "бунт" со стороны значительной части членов ЦК.

Среди "молодых" членов Политбюро наибольшие шансы на успех были у Г.А.Алиева, Г.В.Романова и М.С.Горбачева. Однако первый, несмотря на весь свой авторитет и популярность в стране, будучи этническим азербайджанцем, автоматически выпадал из числа реальных претендентов на высшую власть, хотя вполне мог побороться за пост нового председателя Совета Министров СССР. Второй, ставший после смерти маршала Д.Ф.Устинова полноправным хозяином всего военно-промышленного комплекса страны, не успел за столь короткий срок сформировать свою команду внутри аппарата ЦК и стал заложником закулисных интриг либеральных "партийных диссидентов", которые боялись Г.В.Романова, слывшего настоящим аскетом и жестким руководителем сталинского типа. Самой подходящей фигурой для прогнившей части партийной номенклатуры, которая окопалась в двух Международных отделах ЦК, был именно М.С.Горбачев, который сумел с помощью руководителя Организационно-партийного отдела ЦК Е.К.Лигачева довольно быстро сколотить в центральном партийном аппарате и среди обкомовских секретарей целую когорту своих активных сторонников.

Кроме того, решающим фактором в борьбе за власть стало и то, что М.С.Горбачева активно поддержал и новый глава КГБ СССР генерал армии В.М.Чебриков - старый "андроповский кадр", который в силу своей должности был одним из самых информированных людей в стране.

Буквально на следующий день после кончины К.У.Черненко, 11 марта 1985 г. состоялся внеочередной Пленум ЦК, на котором по предложению А.А.Громыко М.С.Горбачев был единогласно избран новым Генеральным секретарем ЦК и стал фактическим лидером страны. Причем, надо заметить, что на этом судьбоносном заседании Политбюро ЦК по странному стечению обстоятельств отсутствовали два самых авторитетных и старейших члена Политбюро – первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А.Кунаев и первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкий. Оба они не приехали в Москву совершенно не случайно, поскольку их сознательно слишком поздно проинформировали о смерти К.У.Черненко и созыве внеочередного Пленума ЦК. В первом случае самую паскудную роль сыграл зав. орготделом ЦК Е.К.Лигачев, а во втором - давний и верный "андроповский кадр" академик Г.А.Арбатов, который как директор Института США и Канады сопровождал В.В.Щербицкого во время его пребывания в Вашингтоне во главе советской парламентской делегации и сразу получил информацию о смерти генсека от своего старинного дружка А.С.Черняева, занимавшего тогда пост первого заместителя главы Международного отдела ЦК, который возглавлял академик Б.Н.Пономарев, а его внучатый племянник - это тот самый Илья Пономарев, который, не сложив мандат депутата Госдумы, в сентябре 2014 г. сбежал в США, где до сих пор поливает Россию и Новороссию ушатами грязи и откровенной лжи.

Так случилось, что в дальнейшем именно Горбачев стал олицетворением развала крупнейшей державы и ее позора. Но это уже совсем другая история...

Историк Евгений Спицын специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС