Алексей Кокорин: Значительного роста не предвидится, но и снижения не ждем
Эксклюзивное интервью Накануне.RUЧуть больше года экс-мэр небольшого городка Шадринска Алексей Кокорин возглавляет непростой, дотационный регион России – Курганскую область. 14 февраля прошлого года он был назначен президентом Владимиром Путиным исполняющим обязанности губернатора Зауралья. Спустя полгода, выиграв выборы, стал полноправным руководителем Курганской области. О том, что удалось сделать за столь небольшой срок, от каких планов пришлось отказаться, а какие скорректировать, а также о том, как регион переживает кризисное время и с какими трудностями пришлось столкнуться новому губернатору, Алексей Кокорин рассказал в эксклюзивном интервью Накануне.RU.
Вопрос: Алексей Геннадьевич, Вы возглавляете Курганскую область вот уже больше года. Понимаем, что это небольшой период времени, за который можно добиться каких-то прорывов в экономике, промышленности, улучшений, но как лично Вы оцениваете этот год? Что удалось сделать за столь короткий период времени?
Алексей Кокорин: Первоначальная задача, которую и я перед собой ставил, и команда – это консолидировать общество на решение общих задач. Убежден, что это сделать удалось и сейчас нет разобщенности в обществе. Это самое важное.
Те цели и задачи, которые ставили на первом этапе, в большинстве своем пока не удается выполнить до конца по ряду причин, в том числе из-за экономической ситуации. Реализация инвестиционных проектов немного затормаживается, и такая ситуация не только в Курганской области. В связи с этим мы проводим ряд корректировок. Мы не отказываемся от принятых решений, от стратегических задач, которые сами для себя поставили. Мы планомерно движемся к реализации планов, которые стоят перед всеми департаментами и управлениями. Мы работаем и будем продолжать работать.
Вопрос: Одной из задач Вы для себя ставили решение вопроса по тарифам на электроэнергию. После Вашего обращения к президенту Владимиру Путину, Курганская ТЭЦ-2 сменила статус с "вынужденного режима" по теплу на "вынужденный режим" по электроэнергии. Какой эффект получил регион от этого решения?
Алексей Кокорин: Решение по ТЭЦ-2 приняла Госкомиссия, и ТЭЦ-2 на текущий год действительно получила статус "станции, работающей в вынужденном режиме по электроэнергии". Сейчас нужно смотреть. Первые два месяца не показательные: произошло снижение на 5 коп. за киловатт в час по январю и на 20 коп. – по февралю. Но сейчас ситуация стабилизировалось, и должно быть 20-21 коп. экономии по закупке электроэнергии с оптового рынка для всех юридических лиц.
Кажется, что это незначительно, но работа правительства области проведена большая, и насколько значимым будет эффект – посмотрим и проанализируем по итогам первого квартала.
Вопрос: Недавно Вы заявили, что "вся работа правительства области по ТЭЦ-2 может сойти на нет" из-за новых решений правительства РФ. Когда это может произойти?
Алексей Кокорин: Есть проект решения правительства России по увеличению потребляемой мощности. Если оно вступит в силу, то будет повышение на 17 коп. Но это касается не только Курганской области, но и всей страны. В итоге общая экономия останется 5-7 коп., и она уже будет не так ощутима. Мы работаем в этом направлении, департаменты сейчас смотрят, каким образом можно по минимуму избежать таких последствий.
Вопрос: В предвыборной программе Вы, Алексей Геннадьевич, делали упор на привлечение инвестиций, на реализацию новых инвестиционных проектов. Над какими проектами сейчас активно работает правительство региона, в каких прослеживается возможность реализации уже в ближайшее время?
Алексей Кокорин: Все проекты, которые анонсировались, остаются на контроле. Отодвигается реализация ряда проектов в связи со сложной экономической ситуацией, в том числе из-за увеличения банковских ставок по кредитам. Тем не менее, проекты, о которых мы заявили, реализуются: это строительство торгового комплекса METRO; переоборудование бывшей автоколонны в Шадринске под распределительный центр. Здесь есть площади, они в собственности. Ведутся переговоры с тем же инвестором, который предполагал зайти на земельный участок под логистический центр в Варгашах. Думаю, что ему это будет интересно: здесь и участок готов, и инфраструктура.
У Шадринска выгодное географическое положение: равноудаленность от всех крупных мегаполисов - это 200 км до Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, и развязка автомобильная удобная. Площадка находится в 300 метрах от федеральной автомобильной трассы.
По дополнительным проектам: поставлена задача оформить имущественно-земельные отношения по озеру Медвежье. Сейчас размежевываются два земельных участка для того, чтобы можно было привлечь инвестора для строительства современных медицинских центров, которые будут использоваться, как здравницы. В ближайшее время будет организована круглосуточная охрана этого озера, чтобы ликвидировать браконьерство.
В планах – строительство завода СПГ в Кургане. Здесь два направления. Окончательное решение за "Газпромом", но если что-то получаться не будет, строительство завода готовы начать другие инвесторы.
Есть еще ряд инвестиционных проектов. Инвестициями нужно заниматься системно, но пока у нас системная работа не выстроилась, к сожалению. Но мы делаем корректировки, на финансовые трудности ссылаться не нужно, нужно просто работать в этом направлении. Я убежден, что над всеми проектами нужно работать, тогда и будет результат. Привлечение инвестиций – это кропотливая, тонкая и сложная работа, результат которой виден не моментально.
Вопрос: Что стало с предложениями экспертов, экономистов, промышленников, общественников, которые были озвучены на многочисленных заседаниях "круглых столов", проводимых в регионе весной и летом прошлого года. Как-то используют их в своей работе Вы или правительство области?
Алексей Кокорин: Все предложения обобщены. Мы стараемся их использовать. Более того, многих экспертов будем периодически собирать, многих уже приглашали для того, чтобы они высказывали свою точку зрения. И сейчас при ротации региональной Общественной палаты некоторые из них войдут в новый состав. Мы все предложения обязательно будем учитывать.
Вопрос: Алексей Геннадьевич, в 2014 году индекс промышленного производства в регионе составил 98,1%. Ожидается, что этот год будет тяжелее прошлого. Какая ситуация на сегодняшний день складывается в промышленном секторе экономике? Какие показатели запланировано достигнуть, какие предприятия находятся в худшем положении?
Алексей Кокорин: В наихудшем положении сегодня находится ряд предприятий, прежде всего, это металлообработка и машиностроение, потому что цена на металл резко подскочила. Если по предприятиям, то это Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования, Курганский электромеханический завод, Икар, Завод транспортного машиностроения в Шадринске. Это самые проблемные.
У нас достаточно стабильно сработали ряд крупных предприятий: "Курганприбор", "Далур", "Курганстальмост", "Синтез", несмотря на трудности. Те предприятия, которые работают на нефтяной и газовый комплекс, достаточно стабильны. Негативно экономическая ситуация, конечно, сказывается на объемах промышленного производства, особенно там, где комплектация идет за счет импортных комплектующих и импортного оборудования. Но стабильно работают те предприятия, где есть опытные и эффективные руководители, они стараются уходить от негативных последствий и продолжают работать устойчиво.
Вопрос: А какие задачи поставлены на этот год?
Алексей Кокорин: В данных условиях не всегда четко получается спланировать. Не хотелось бы терять объемов промышленного производства, если ситуация не будет ухудшаться, не будет санкций. Очень сложно спланировать. Когда нестабильность на финансовом рынке, спрогнозировать никто не сможет. Мы встречались со всеми руководителями крупных промышленных предприятий для того, чтобы узнать из первоисточников, как они планируют работать, какие объемы выполнять, и из их заверений значительных темпов роста не предвидится. Но и снижения не предполагается.
Вопрос: Какая ситуация складывается на Автобусном заводе и Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования? Обеспечены ли эти предприятия заказами на этот год?
Алексей Кокорин: Ситуация на Варгашинском заводе сложная. Мы постарались после очередной смены руководителя загрузить предприятие дополнительными заказами, правда, не совсем профильными. Высказываем пожелания другим предприятиям, чтобы каким-то образом можно было бы загрузить мощности Варгашинского завода. Некоторые идут на совместные договоренности, пока сложно все решается, но работа движется.
На автобусном заводе заказы есть. Будем смотреть, как будет развиваться ситуация дальше, какое решение холдинг "ГАЗ" будет принимать. КАВЗ на сегодняшний день единственное предприятие, которое изготавливает автобусы на газомоторном топливе.
Вопрос: По автобусному заводу часто появляются слухи о трудностях, о том, что работать завод будет неполную рабочую неделю?
Алексей Кокорин: Ситуация напряженная, но мы ее мониторим.
Вопрос: Алексей Геннадьевич, какая ситуация на предприятии "Синтез"? Директор медкомбината на встрече с Вами перечислял целый ряд проблем. Вы говорили, что собираетесь обратиться в правительство РФ с просьбой оказать поддержку фармпредприятию, было ли отправлено такое письмо и если да, то получили ли Вы какой-то ответ?
Алексей Кокорин: Письмо было написано еще давно, сразу после первой встречи. Из Министерства промышленности и торговли РФ пришел ответ с перечнем мероприятий, которые разработаны в рамках антикризисной программы, где говорится, как и каким образом данному предприятию можно помочь. Мы в ближайшее время будем двигаться дальше, чтобы помочь нашему предприятию.
Сейчас я поставил задачу – до середины апреля создать государственную аптечную сеть в Кургане, Шадринске, наших муниципалитетах для того, чтобы можно было централизованно проводить закупки на нашем медкомбинате. Для них это был бы дополнительный объем.
Недавно у нас побывала делегация во главе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, который поставил своему министру здравоохранения задачу по увеличению объема закупок у "Синтеза". Я думаю, все эти меры, на уровне правительства области и на уровне правительства страны, позволят нашему медкомбинату динамично развиваться.
Вопрос: В рамках федеральной антикризисной программы какая еще помощь предусматривается Курганской области?
Алексей Кокорин: В антикризисной программе много мероприятий по всем министерствам и сферам, по промышленности, по сельскому хозяйству. Сейчас стоит задача перед всеми заместителями, чтобы они активно работали по этой программе, подавали заявки на участие в тех или иных мероприятиях, добивались финансирования по программам. В масштабах страны суммы предполагаются не такие значительные, но во всех мероприятиях нужно участвовать. Для того чтобы попасть в ту или иную программу, нужно показать, доказать, что именно здесь нужно финансирование. Будем работать.
Вопрос: Алексей Геннадьевич, какие предложения были отправлены в федеральный центр от Зауралья по импортозамещению?
Алексей Кокорин: В части импортозамещения у нас каких-то новых предприятий, кроме тех, кто своими силами пытается выпускать импортозамещащую продукцию, не планируется. Область у нас сельскохозяйственная, и стоит задача не только себя обеспечить продукцией сельского хозяйства, но и другие области. Хотелось бы, чтобы наши продукты питания замещали импортные. Нужно увеличивать объемы продукции, увеличивать реализацию в соседние регионы. Будем в этом направлении активно работать.
Вопрос: Правительство Курганской области разработало "План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона". Что запланировано сделать? Предусматривается ли планом реальная финансовая поддержка предприятиям?
Алексей Кокорин: План разбит на четыре этапа. Он составлен и разработан по рекомендации правительства РФ и по аналогии с федеральным антикризисным планом. Я считаю, что такой план должен быть всегда, а не только в кризисный период. У нас много проблем, которые нужно решать вне зависимости от ситуации. Новое здесь что-то сложно обозначить, нужно решать уже поставленные задачи, невзирая ни на банковские ставки, ни на финансовую ситуацию.
У нас с бюджетом в области ситуация очень сложная, поэтому финансовой помощи предприятиям в плане не предусматривается. Несмотря на то, что в 2014 году мы на один миллиард рублей собственных доходов "приросли", расходы увеличились. Мы занимаемся оптимизацией, сокращением госслужащих, но инфляция, рост тарифов – в суммарном выражении все же выше, чем этот миллиард рублей, на который мы "приросли".
С бюджетом в области всегда сложности были, поэтому говорить о дополнительных затратах, исходя из этого, не приходится.
Если говорить о помощи малому и среднему бизнесу, то здесь самое главное – оказывать административное содействие. Малый бизнес гибок в таких ситуациях, может сориентироваться по перечню выпускаемой продукции, по востребованности продукции. Есть проблема с крупными предприятиями, где большое число работающих, которые сразу и быстро перестроиться не могут.
Но, несмотря на сложности, у нас в области уровень безработицы от трудоспособного населения сохранился на уровне прошлого года – 1,6%. В начале прошлого года был этот же показатель. Значительных сокращений у нас нет, и массовых сокращений в перспективе тоже не предвидится. Сейчас некоторые пытаются перейти на трехдневную неделю, но не сокращать людей. Здесь учитывается опыт 2008-2009 годов, когда людей уволили, а потом, когда ситуация стабилизировалась, не могли найти специалистов. Сейчас ценят и берегут те квалифицированные кадры, которые есть на предприятиях.
Вопрос: Алексей Геннадьевич, есть ли, на Ваш взгляд, стимул регионам открывать новые производства, когда налоги уходят в федеральный центр?
Алексей Кокорин: Так было всегда, но стимул такой есть. Для того чтобы наша область динамично развивалась, нужно минимум в два раза увеличить собственные доходы, и нам вне зависимости от того, какая часть налогов и куда уходит, новые производства нужно открывать. И это касается не мелких предприятий, а крупных, промышленных, которые будут востребованы и с учетом кадрового потенциала Курганской области, и потенциала реализации на рынке продукции. Новые предприятия позволили бы решить и вопросы занятости населения. Предприятия нам нужны не только в областном центре, но и в районных центрах.
Вопрос: Сегодня помощь правительства РФ все больше направлена на помощь банкам, госкомпаниям, в то время как ключевая ставка равна 15% и кредиты стали недоступны. Считаете ли Вы, что это может существенно затормозить процесс привлечения инвестиций в Курганскую область?
Алексей Кокорин: Если было бы 15%, то было неплохо. Но у нас сегодня 24% и выше. Для сельского хозяйства ставки сегодня 23%, с учетом льготных понижающих коэффициентов будет 18%. Конечно, кредитные ставки достаточно высоки, но в правительстве РФ есть целый блок экономистов, финансистов, которые считают, что нужно помогать банковскому сектору, а какой от этого будет эффект, время покажет.
Кредиты были недоступны и до этой ситуации. Если были бы доступней, то сельское хозяйство, к примеру, развивалось бы большими темпами. Аграрии могли бы покупать технику, необходимое оборудование. Молочное животноводство рентабельно только тогда, когда покупается крупное племенное поголовье, применяются новые технологии, но на все нужны средства. У нас сейчас стоит задача в сельском хозяйстве возродить мясное и молочное животноводство, чтобы занятость людей была круглогодичной, а не как сейчас – сезонной.
Вопрос: В Зауралье начал работу штаб по оценке текущей социально-экономической ситуации. На первых заседаниях рассматривался один из злободневных вопросов – повышение цен. Вами было принято решение об установлении предельной торговой надбавки в 15% на социально значимые продукты питания. Исполняют ли его в регионе?
Алексей Кокорин: Мониторинг проводится постоянно, в большинстве случаев решение исполняется. Ряд крупных сетевых компаний сами приняли решение заморозить цены на два месяца, потому что объем реализации, видимо, у них снизился.
Мы разработали механизм проведения "ярмарок выходного дня" или так называемых "социальных ярмарок", где жители областного центра могли бы приобрести сельхозпродукцию без посредников и по более низкой цене, чем в магазине. Ярмарки действуют и на сетевые компании, потому что появилась конкуренция, и они вынуждены сами мониторить ситуацию и снижать цены.
Ярмарки проводились в Кургане и Шадринске, но стоит задача проводить их во всех крупных районных центрах и на системной основе.
Проблема в том, что на продукты питания, которые мы сами производим, тоже произошел рост цен – это картофель, овощи. Сейчас смотрим, кто поднял цены: производители или розница. Это недопустимо! Это время нужно производителям как раз использовать для того, чтобы занять нишу на рынке, закрепиться и выместить импорт. На полках должны быть наши товары.
Вопрос: А какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять, чтобы у государства появилась возможность регулировать цены на продукты питания на федеральном уровне?
Алексей Кокорин: У нас на сегодняшний день много товаропроизводителей, и разобраться, откуда начинает расти цена, достаточно сложно. Нужно выстроить конкуренцию на рынке таким образом, чтобы она была "здоровой", чтобы была возможность зайти в соседний магазин и купить дешевле, тогда и было бы саморегулирование.
Вопрос: Как обстоит ситуация по пригородному сообщению? Со Свердловской пригородной компанией договор заключен только на полгода, а что дальше? По нашей информации, СПК уже запрашивает большую сумму денег, чем заложено в бюджете?
Алексей Кокорин: Большую сумму они не предъявляют. Сейчас, после поручений президента, принимается ряд мер, но у нас существует задолженность за прошедшие годы. И к финансированию этого года нам нужно заложить еще 98 млн руб., чтобы начать выплачивать долги. Поэтому придется делать корректировку в бюджете.
Мы на сегодняшний день не можем отказаться от пригородных электричек, потому что для жителей некоторых муниципальных образований другой возможности передвигаться нет. Мы вынуждены в этом направлении работать.
Вопрос: Алексей Геннадьевич, спасибо, что уделили нам время и ответили на наши вопросы. Успехов Вам в работе.
Алексей Кокорин: Спасибо.