20 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC9vhY
Ремонт под ключ: http://remont.youdo.com/repair/flat/other/firmy/, подробнее здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, лучшие цены тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Владислав Жуковский: Уход General Motors с российского рынка - не конъюнктурная акция

В России "перестанут ездить" на автомобилях марки Opel и Сhevrolet. Накануне американский концерн General Motors объявил о полном или частичном "уходе" брендов с российского рынка. Своим экспертным мнением о том, чем это бизнес-решение грозит российскому рынку автопрома, и стоит ли ждать массовой "миграции" зарубежных автопроизводителей, с Накануне.RU поделился экономист, биржевой эксперт Владислав Жуковский.

Ситуация посыпалась в "тартарары". Двукратный обвал российского рубля не принес импортозамещения, зато запустил маховик с галопирующей или даже гиперинфляцией. Доходы россиян тают на глазах. Официально инфляция составляет 16,5%, продуктовая - 26,5%. Таких цифр не было с 2001-2002 гг. Мы возвращаемся в эпоху 1990-х гг. Потенциала наращивания экспорта российских предприятий на внешние рынки как не было, так и нет. Сборочные предприятия иностранных автопроизводителей организовывались в России с целью отхода от выплат импортных пошлин, которые достигали в разные годы до 30-35%. В лучшем случае локализация доходила на предприятиях до 60%, в среднем – до 45%. При этом данные эти "надутые". Они не показывают степень сложности технологической и индустриальной локализации. Двигатели, электроника, навигационная система, коробка передач, трансмиссия, ходовая часть, система выхлопа – все это производилось не в России, а в Германии, Китае, Японии. Локализация у нас осуществлялась в рамках примитивных технологических операций.

Кризис в экономике начался еще в 2012 году. Тогда базовые технологические отрасли "покатились" в состояние рецессии, произошел спад инвестиций, капитальных вложений. Мы к этому шли три года, наши чиновники ничего, толком, не делали. В итоге – наши сборочные предприятия закрываются. В 2013 году рынок легковых автомобилей уже начал падать. Данные за январь-февраль текущего года показывают, что по многим маркам спад достигает даже 70-80%. То, что американцы и немцы уходят, неудивительно, потому что масс-маркет сжимается сильнее всего. У населения со средним уровнем доходов все больше денег уходит на оплату товаров первой необходимости – хлеба, молока и других продуктов, которые подорожали в среднем в 1,5 раза за последние полгода. Дорожают и ГСМ, и коммуналка. Для покупки автомобилей денег не остается. У нас экономика латино-американского, бандитско-олигархического феодального капитализма. Бизнес до 2009 года у нас строился на том, что доходы россиян росли. А в последние годы - на увеличении кредитования населения и втягивании его в долговую кабалу. Эта модель себя исчерпала. Проедание валютной заначки "на черный день" практически подошло к концу. Месяца через два все это начнет коллапсировать.

Продажи машин эконом-класса с начала года упали в 2-5 раз, а, к примеру, в сегменте автомобилей премиального и бизнес-класса даже наблюдается рост. Тут, конечно, надо понимать, что некоторые цифры были приукрашены тем, что какое-то количество машин было куплено не резидентами для транзита. В Россию приезжали белорусы и казахи и покупали автомобили за доллары.

Мы входим в состояние серьезнейшего кризиса в реальном секторе экономики. Проблема деиндустриализации, разрушения промышленного потенциала, деградации производственных технологий будет только возрастать. Никакой внятной антикризисной поддержки в виде программы дешевых кредитов, снижения цен на ГСМ и тарифы естественных монополий, поддержки малого и среднего бизнеса, стимулирования развития сборочных производств нет. Либо они крайне маломощны и малоэффективны.

Opel и Сhevrolet были очень слабо локализованы в России и мало занимались инвестициями в российскую экономику, в свои автосборочные предприятия. Для них уход с рынка - самый простой и безболезненный с точки зрения смены технологических и логистических цепочек.

Однако дурной пример заразителен. Все опасались того, кто же "закинет" это пробный шар и сдаст свою долю на российском рынке. Думаю, за ними посыпятся американские марки, возможно, уйдут и китайцы, у которых имеются проблемы с экспортом в Россию. Это только начало. Данный процесс будет наблюдаться года два. А при сохранении негативных тенденций мы можем видеть эту ситуацию еще 3-4 года. Спад продаж по текущему году реально может достигать 60-70%, хотя эти цифры многим кажутся апокалиптичными.

В отличие от 2009 года нынешний кризис будет более глубоким и затяжным, и выхода из него я пока не вижу. Все, что делает сегодня Минфин, Центробанк, правительство, администрация президента, - это меры "гайдаровско-чубайсовского " типа по закручиванию гаек, залезанию в карман россиян, приватизации бюджетной сферы, повышению платности соцуслуг, снятию с себя ответственности перед населением, по удорожанию кредита, закрытию финансовых рынков. На этом фоне мы получим лишь падение уровня жизни населения и остановку реального сектора. А выводить его из этой комы придется совершенно другим людям с другим целеполаганием, которые ориентированы на преодоление последствий реформ либерального блока.

Вряд ли в решении GM можно усматривать политический мотив. Если было бы выгодно американскому бизнесу работать в России, договориться бы они всегда смогли, независимо от политической ситуации в стране. Другие компании ведь пока держат рынок. Санкции мало повлияли на сектор автопрома. Убытки американских производителей, действительно, наблюдаются уже года два. Какой бы ни была политика, если бы была нормальная маржа и растущий рынок с увеличивающимся платежеспособным спросом, они бы никуда не делись.

При этом они могут очень грамотно использовать свой уход из России с точки зрения пиара. К примеру, заявят, что пожертвовали емким рынком ради поддержки американских налогоплательщиков. Уверен, это будет произнесено. Кроме того, при такой риторике они могут получить компенсации от администрации США за свои потери. Раньше говорили: "То, что хорошо для Форда, хорошо для Америки". Сейчас вместо "Форда" имеют в виду "весь американский автопром".

Это в чистом виде бизнес-акция, и симптом того, что мы погружаемся в кризис. Спад продаж не конъюнктурный, не краткосрочный. Безусловно, это решение спровоцирует и негативный социальный эффект в стране. Произойдет масштабное сокращение зарплат сотрудников дилерских центров, массовые увольнения работников предприятий. В России выживет только тот бизнес, который работает либо на совсем низкий ценовой сегмент, либо на люкс-класс. Таким образом, социальная мощная пропасть между россиянами будет только разрастаться.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС