ДНР переходит на мультивалютную корзину и восстанавливает прибыльность угольных шахт
Донбасс героически сражается в сложнейшей экономической войнеЭкономика ДНР переживает тяжелейшие времена. Причины этого вполне понятны, и после каждой относительной стабилизации ситуации следует очередное вредительство со стороны Киева, ухудшающее положение народных республик. Так, первым стало решение еще прошлым летом прекратить финансирование Донбасса, с выводом почти всех банков и госучреждений. В ноябре, после выборов, Киев снова, уже полностью отказался от освобожденных территорий, уйдя из ДНР и ЛНР. Тогда же республики были абсолютно освобождены от каких-либо признаков присутствия здесь Украины. Наконец, третий этап произошел после Минска-2, когда Киев перешел к уже абсолютной блокаде, в результате чего из магазинов стали быстро исчезать даже товары первой необходимости. Сейчас даже в Донецке далеко не везде можно купить нужные медикаменты, продукты, средства гигиены, а ажиотаж на них только нарастает. В этих условиях говорить о каком-то развитии не приходится. ДНР выживает, стараясь сохранить хотя бы то, что есть.
Поскольку Донбасс возник как промышленный регион Российской империи, то именно промышленность является основой экономики. В этой сфере положение особенно трудное. Кооперационные связи с Украиной практически разорваны по воле Киева, а с Россией еще не налажены по причине непризнанного политического статуса.
Как рассказал Накануне.RU министр транспорта ДНР Семен Кузьменко: "Благодаря общему наследию СССР кооперацию с Россией восстановить можно в кратчайшие сроки. При дипломатическом признании работоспособность всех предприятий будет восстановлена очень быстро. Но Киев пошел по пути вредительства, пытаясь вызвать социальный взрыв". Однако автомобильное сообщение с Россией Киев перекрыть не может, и это используется для смягчения социального напряжения.
"Правда, для промышленности это не выход", - признает Семен Кузьменко.
В середине марта власти ДНР приняли решение о ликвидации компании "Донбассэнерго" за долги и национализации Старобешевской ТЭС. Об этом заявил глава республики Александр Захарченко. Правда, он уточнил, что в ДНР нет национализации, а есть возврат государству того, что ему принадлежит, но вряд ли это меняет суть дела. "Было принято решение – упраздняем "Донбассэнерго" в связи с тем, что они задолжали более 400 млн гривен по предприятиям. Старобешевская ТЭС переходит в государственную собственность", - сообщил Захарченко во время расширенного совещания министерств и ведомств о состоянии и проблемах угольной, металлургической, машиностроительной и коксохимической отраслей. "Донбассэнерго" - это одна из крупнейших энергетических компаний в восточной части бывшей Украины. До войны предприятие занимало 4,6% от общего объема производимого электричества в стране. Оно включало 9 подразделений, в том числе Старобешевскую ТЭС.
Для угольной промышленности также наступили тяжелые времена. Хотя в феврале администрация главы ДНР озвучила план добычи угля на 2015 год – 9 млн тонн. Решение было принято после рабочей встречи с руководством предприятий и шахт, сообщили Накануне.RU в пресс-службе министерства угля и энергетики ДНР. "В 2015 году предусмотрена общая добыча в объеме 8,7 млн тонн. Ввести в работу 25 новых очистных забоев, восстановить работу 6 остановленных лав. Кроме того, организовать проведение 53 км вскрывающих и подготавливающих горных выработок, подготовить горными работами 26 новых очистных забоев. Это основные показатели", – заявил министр угля и энергетики Евгений Файницкий.
Что касается якобы убыточности донбасских шахт без киевских дотаций, то министр экономического развития ДНР Евгения Самохина эти байки опровергла.
По ее словам, "откаты", ставшие частью экономической политики предыдущей власти, скрывали истинное положение вещей в угольной промышленности. Именно они формировали себестоимость продукции. "Все прекрасно знают, как работала угольная отрасль до этого. Как проводились тендеры, как устраивались закупки. Захарченко попросил быстро убрать все эти составляющие себестоимости угля. После расчета себестоимости на поверхность выплыли те вещи, которые когда-то были учтены и больше не изменялись", - рассказала она о теневых схемах, введенных когда-то в расчет себестоимости угля и считавшихся незыблемой составляющей. Была создана специальная комиссия, рассмотревшая экономическую составляющую себестоимости продукции, в результате чего многие шахты перешли из разряда убыточных в теоретически прибыльные.
Но возникает другая проблема – куда сбывать уголь? Поставлять его в Россию – это не так просто. Об этом Накануне.RU рассказал министр транспорта ДНР: "Что касается работы угольной промышленности ДНР на российский рынок, то это плановая отрасль. Объемы потребляемого угля согласованы заранее, а планы составлены. В этих планах нас пока не было. Придется договариваться. Будем стараться выбить рынок для наших предприятий. Но энергосистема Украины все равно основана на донбасском угле. После того, как там установится нормальная власть, а не фашиствующая банда, мы будем рассматривать и рынок Украины". Уже в настоящее время существует межправительственное соглашение между ДНР и Украиной о поставках туда угля. За последнее время около 600 вагонов было отправлено на Украину, сообщил министр.
Отметим, что в ДНР на освобожденной территории находятся примерно 70 шахт, из которых 32 государственные.
В марте, после громкой трагедии в Донецке на шахте им. Засядько, было решено договор об аренде шахты у государства прекратить досрочно, заявил Александр Захарченко. "Смена собственника на шахте не планируется. Шахта государственная, и была взята в аренду. Досрочно будет прекращен договор аренды. По сути, собственник не менялся, это Донецкая народная республика, как правопреемник Украины", - сообщил он.
В транспортной сфере блокада тоже ужесточилась. Сообщение между народными республиками и Украиной прекратилось еще в конце января. Последние выезды производились в направлении Курахово (западнее Донецкка) и зависели от личного желания украинских военных на блокпостах.
Сейчас действует около 60 автобусных маршрутов, в том числе и в Россию. В середине марта открылся автобусный маршрут Донецк – Сочи. "Сейчас наш департамент прорабатывает возможности новых транспортных сообщений, которые помогут связать территорию ДНР с Санкт-Петербургом, Республикой Крым и Южной Осетией", – сообщили Накануне.RU в пресс-службе транспортного ведомства ДНР со ссылкой на директора департамента автомобильного пассажирского транспорта Игоря Власюка. Также недавно были введены дополнительные два рейса Донецк – Москва.
В направлении Ростова добавилось два маршрута: из Донецка и Снежного. Всего в этом направлении зарегистрировано 4 перевозчика из Донецка. Открыт и автобусный маршрут Донецк – Луганск, проходящий через Енакиево, Углегорск, Дебальцево, Красный Луч, рассказали в пресс-службе Минтранса.
Отметим, что весной в ДНР планируется начать ремонт автодорог.
Однако в ДНР существует еще одна огромная транспортная проблема, которую создал Киев, - это рельсовая война. На момент начала войны Донецкая железная дорога (ДонЖД) являлась одой из самых густых сетей в бывшем СССР. И для Киева это стало опасным. "Первым этапом Киев отрезал сообщение с РФ. Киевом была подана официальная бумага, по которой России запрещалось принимать по этим стыкам грузы. Следующим этапом стали подрывы мостов и путей. Началось все с Никитовки, возле Горловки, от которой отходят пять направлений. На четырех из них были взорваны мосты. Потом начали "работать" по направлению Мариуполя. Многие восстановленные перегоны снова взрывают. Некоторые из них просто бросают восстанавливать ввиду невозможности обеспечить их безопасность. Так, перегон Скотоватая – Ясиноватая восстанавливался более 30 раз", - рассказал Накануне.RU глава минтранса ДНР Семен Кузьменко.
Он также сообщил, что сейчас на ДонЖД подорвано 35 мостов и путепроводов, из них по 23-х отрыто движение по временной или постойной схеме, по остальным 12 (7 в ДНР и 5 в ЛНР) ведутся работы по обследованию разрушений, выдаче технических заключений и выдаче заданий для проведения восстановительных работ. Поэтому ситуация остается крайне тяжелой и, главное, непредсказуемой. В связи с этим бόльшая часть предприятий практически парализована, многие работают просто в режиме поддержания технологического цикла.
Тяжелая промышленность ДНР на сегодняшний день функционирует в среднем только на 10–15% своей мощности из-за нехватки сырья и проблем с реализацией готовой продукции. Об этом на днях заявил руководитель управления стратегии развития промышленности при аппарате главы ДНР Евгений Лавренов.
"Коксохимические заводы работают не более чем на 15% мощности. Сегодня Горловский и Макеевский коксохимы ведут небольшую работу, Ясиновский — на горячей консервации, а предприятие "Донецккокс" стоит без сырья. На заводах отгрузки нет, все работают на склад", — отметил Лавренов. По его словам, подобная ситуация сложилась и в металлургической отрасли. Енакиевский метзавод долгое время не функционировал из-за повреждений, нанесенных киевскими боевиками в результате артобстрелов.
"Соответственно печи поддерживались в тлеющем режиме. Только на сегодняшний день завод готов к запуску. В свою очередь, "Донецксталь" простаивает без сырья и кокс не потребляет", — отчитался чиновник. "В связи с тем, что заводы коксохимии и металлургии работают в тлеющем режиме, то сегодня заказов от них машиностроителям почти нет. Поэтому они практически не работают, а если работают — лишь на мелких заказах. Их загрузка оценивается не выше 10%", — сказал Лавренов.
Что касается пассажирских перевозок, то здесь наблюдается тенденция к их наращиванию в направлении России. Украина же отталкивает от себя республики и блокирует автобусное сообщение с оккупированными территориями через особую систему пропусков. С человека взимается около 1000 гривен (2,5 тыс. руб.), с автомобиля – 800 гривен. Любые грузы в ДНР с Украины блокируются, если они касаются потребительской корзины, ГСМ и т.п. товаров.
По словам главы минтранса ДНР, уже в самое ближайшее время через Дебальцево смогут ходить поезда: "Планируется пустить дизель-поезд по маршруту Донецк – Дебальцево – Луганск, который будет ходить раз в сутки туда и обратно". Электропоезда пока невозможны, так как электрификация путей в Енакиево и в Дебальцево полностью отсутствует.
Относительно же перспектив железнодорожного сообщения с Россией все просто. "После признания ДНР Россией ДонЖД сможет войти в международный регламент союзного договора, и произойдет быстрое согласование. Маршруты уже есть, ждем отмашки. Проблема сугубо политическая", - сказал министр транспорта ДНР.
А вот с замещением украинского импорта российским сложнее в силу экономических причин, так как продукция пищевой и легкой промышленности из России на 30-40% дороже. Однако от этого никуда не деться, и уже начались коммерческие поставки в ДНР из России. Правда, пока они осуществляются в небольших объемах. В начале марта об этом сообщила министр экономического развития ДНР Евгения Самохина, а на днях это было еще раз подтверждено.
Наиболее знаменательным событием последнего времени было, пожалуй, решение о переходе ДНР в мультивалютную зону с введением в оборот российского рубля. Без этого, собственно говоря, поставки из России невозможны. Сейчас же решение принято, о чем 18 марта объявил Захарченко. Мультивалютная зона начинает работать с 25 марта.
Вице-спикер Народного совета ДНР Денис Пушилин рассказал Накануне.RU о том, как планируется переходить на мультивалютную зону. "Рынок будет сам определять, в какой валюте более приемлемо работать и какая будет в достатке. Ближайшее время покажет. Сейчас уже в ряде магазинов можно рассчитаться в долларах или рублях, и вам в этой же валюте дадут сдачу", - сказал Пушилин. Он также прокомментировал положение с поставками продуктов из России. "Сейчас решаются технические моменты. В ближайшее время мы увидим на наших полках товары российского производства", - подчеркнул вице-спикер.
Пушилин также заявил, что ДНР "не намерена допускать, чтобы проигравшая сторона, - а Украина – это проигравшая сторона, - диктовала в одностороннем порядке, как будет устраиваться жизнь после войны".
Пожалуй, вот именно за это и борется сейчас Донецкая народная республика. Не только политически, но и экономически. И этот тяжелейший этап нужно пережить.