Электрички не могут удержаться на "экономических рельсах": крайними должны стать не регионы, а РЖД и правительство
После завершения реформы "Российских железных дорог" в регионах было отменено порядка 500 пригородных поездов, такие цифры огласили участники круглого стола, посвященного проблеме курсирования электричек в России. И это чуть ли не единственный итог реформы. С того момента, как государство поставило РЖД на экономические рельсы, позволив монополии в 2011г. вывести пригородные перевозки в отдельный бизнес, прошло четыре года, а отлаженного механизма работы региональных властей с ППК и монополией не появилось. Недофинансирование, непрозрачные схемы субсидирования привели к отмене более 300 электричек в начале 2015 г. и личному вмешательству в ситуацию президента РФ Владимира Путина. Глава государства дал поручение разработать эффективную модель функционирования пригородного транспорта, но первые предложения Правительства уже вызвали новые споры у экспертов. Почему пригородное железнодорожное сообщение все еще находится в зоне риска - ответы экспертов в материале Накануне.RU.
Отмена пригородных поездов, которая наделала много шума в начале года, может продолжиться. Четыре субъекта заявили об отказе от части электричек, в том числе от маршрутов, восстановленных по поручению президента. ППК получили уведомления от Белгородской, Пензенской, Смоленской и Ульяновской областей. 312 поездов исчезли из расписания из-за долга регионов перед пригородными компаниями, власти на местах отказались субсидировать часть направлений, так как суммы для возмещения, предъявляемые дочерними организациями РЖД, резко увеличились. Возврат поездов проблему не снял: по закону 50% расходов ППК регионы все равно должны субсидировать. Разовая помощь от Правительства в виде траншей и обнуление НДС на пригородные перевозки, принятое депутатами Госдумы в первом чтении, не помогают разрубить гордиев узел.
Недофинансирование пригородных перевозок остается основной проблемой, считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. Ею не занимались с момента создания ППК, что впоследствии привело к вскрытию нарыва в начале года и вмешательству федеральных властей. Лишь на 50% пригородные пассажирские перевозки компенсируются за счет стоимости билета, остальное платит заказчик, то есть регионы. Колташов считает, что регионы устранились от этой проблемы, из-за чего и образовался долг ППК перед РЖД в 38 млрд руб.
"Субъекты должны по закону компенсировать выпадающие доходы, но большинство субъектов отказываются это делать, что и создало кризис. Субъекты должны делать заказ на перевозки, определять, сколько нужно электричек, как они должны ходить и какой должна быть цена билета. Все это предусмотрено нормативными актами. Предполагалось, что в течение четырех лет регионы и ППК как-то договорятся между собой, и электрички будут ходить. Но выяснилось, что региональные власти не стремятся к тому, чтобы договориться и возникла заложенность", - высказал свое мнение Колташов.
Стоит отметить, что регионы в ответ на претензии монополии, заявляют о непрозрачности структуры выпадающих расходов, которые ППК предъявляют для компенсации из бюджетов. К тому же, с каждым годом они увеличиваются. Так, в Пермском крае, где зимой правительство отказалось от двух десятков электропоездов, сумма компенсаций выросла в разы: за 332 млн руб. в 2015 г. край смог оставить на линии на 25 поездов меньше, чем в 2014 г., хотя разница в размерах субсидии всего 1 млн руб. Раскрыть тарифы монополии потребовал и президент:
"Нужно, чтобы было понятно, как формируется тариф пригородными компаниями. Они должны "раскрыть" этот тариф: формирование этого тарифа, структуру этого тарифа. И без активной позиции Федеральной тарифной службы ничего здесь не получится, нужно поручить им заняться этой работой", - сказал Путин.
По расчетам экспертов Центра экономических исследований РЖД перечисляет в бюджеты 40 млрд руб. в год по налогу на имущество, и этих средств субъектам должно хватить на компенсацию расходов ППК. Регионы могли бы претендовать и на федеральные субсидии, но для этого им необходимо подготовить транспортные концепции и планы, еще не приняты в субъектах.
"Все это ставит вопрос о том, что нужен новый нормативный акт, который четко распределит обязанности, сделать невозможным уклонение от их исполнения. Важна скоординированность на всех уровнях и именно отсутствие этой скоординированности стало основной проблемой в пригородном сообщении. Многое зависит от Правительства РФ, от федеральных ведомств. Сейчас ФСТ заканчивает разработку методики оценки стоимости аренды подвижного состава, которая в большей степени отвечает реалиям. Это лишит возможности региональные власти уклоняться от финансирования пригородного сообщения под тем предлогом, что тарифы рассчитаны неверно и аренда переоценена. Эта унификация - шаг вперед. Также, думаю, необходимо, чтобы РЖД выполнили свои обязательства и передали ППК или регионам подвижной состав в собственность", - рассказал Колташов.
На этих же проблемах акцентировали внимание аудиторы Счетной палаты, которые проводили проверку эффективности реформы РЖД. Напомним, тогда аудитор СП Валерий Богомолов заключил, что РЖД совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Одна из них – передача в ППК мотор-вагонные подвижные составы и мотор-вагонные депо, плата за их аренду составляет 80% общего объема расходов ППК, которые потом предъявляются для компенсации регионам. Аналогичное предложение уже выдвинул кабмин, он намерен отдать поезда в ведение регионов. Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Валерий Селезнев говорит об опасности такого решения: сейчас на рельсах осталось 1,5 тыс. электричек и после того, как РЖД откажется от них, субъекты попадут в еще большую кабальную зависимость от монополии и число поездов сократится.
"РЖД стали акционерным обществом, основная задача которого получение максимальной прибыли. Пока государство не поймет, что проблема с электричками создана в результате изменения нашего строя, когда все перешли на бизнес-рельсы, какие бы концептуальные решения не принимались, решения проблемы не будет. Если выполнить рекомендации Правительства, то мы потеряем этот состав. Нельзя передавать – на паритетных ли началах, в принудительном порядке – в ППК. Как только они будут переданы, РЖД не надо будет содержать ни вагоноремонтные депо, ни пригородное сообщение, и, являясь монополистами по инфраструктуре, они скажут: есть у вас электрички, мы предоставим для них инфраструктуру, за которую вы заплатите. На мой взгляд, решение проблемы – централизация процесса. Рельсы одни и перевозчик должен быть единым, поэтому необходимо передать все пассажирские компании в ведение РЖД", - поделился своим мнением Валерий Селезнев.
Фактически, депутат предложил повернуть неудавшуюся реформу РЖД вспять. Он напомнил, что до вывода ППК в отдельный бизнес проблем с электричками не было. Но и субсидировались они по другой схеме. До акционирования монополии тариф на пассажирских перевозки закладывался в стоимость грузовых, что ударяло по конкурентоспособности товаров, перевозимых по железным дорогам, но не страдали социальные электрички. Вернуться к этой схеме в пору коммерциализации РЖД не представляется возможным, но через передачу электричек в ведение РЖД можно повысить ответственность монополии и перестать делать крайними губернаторов. Вместе с тем, больше обязанностей должны получить федеральные органы, считает депутат.
"Пора создать единого заказчика: передать эту функцию от губернаторов РЖД или Минтрансу, а на субъекты возложить ответственность за предоставление верных статистических данных: о потребности в электричках, платежеспособности населения. Поменяв заказчика процесса с регионального на федерального, нужно возложить на губернаторов ответственность за предоставление неверных сведений", - сказал Селезнев.
Еще в мае 2014 г. Правительство приняло концепцию развития пригородных перевозок железнодорожным транспортом, которая должна была быть реализована до декабря прошлого года. Участники круглого стола констатировали, что ни один из ее 19 пунктов не выполнен, хотя документ мог бы снять часть вопросов во взаимоотношении ППК и регионов. В частности, в концепции предусмотрена конкуренция перевозчиков, о которой задумались власти некоторых субъектов в свете роста расходов ППК. Концепция допускает, что подвижной состав может принадлежать как ППК, так РЖД или регионам, еще один вариант – создание государственной компании.
"В государственную компанию можно выделить подвижной состав и прекратить споры о том, обоснованы или нет ставки РЖД за его аренду. Это не значит, что все регионы будут причесаны под одну гребенку. Предусмотрена вариативность", - отметил генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.
По его словам, в рамках этой же концепции планировалось принять закон о регулярном пассажирском железнодорожном сообщении, который во всех правительственных указаниях и поручениях является отправной точкой для формирования правил работы электричек.
"Например, поручение Минтрансу разработать методические указания по разработке субъектами стратегий транспортного обслуживания населения должно быть выполнено в течение месяца после принятия этого закона. И таким образом пункты завязаны один за другой. Пока этот закон не будет принят, все остальные ведомства могут расслабиться и ничего не делать, так как их очередь не подошла", - сказал Саакян.
В том, что Правительство отлынивает от работы, вице-премьера Аркадия Дворковича обвинил Путин, сказав, что тарифы РЖД растут, потому что решения не принимались вовремя, а кабмин только усугубил ситуацию решением увеличить для РЖД долю оплаты инфраструктуры с 1 до 25%:
"Вы неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и все. Вы же должны были это понимать, чувствовать это. А у Минфина и у Минэкономразвития, собственно, и у Вас есть полная картина того, что происходит с финансами в регионах. Это же всем известно. Поэтому я вас прошу повнимательнее к этому отнестись, а не формально".
Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что государство не может свесить решение проблемы электричек на регионы, об этом говорит и международный опыт. Госвласть во всех странах, принимает участие в организации пригородных перевозок: субсидирует маршруты или содержание инфраструктуры из федерального бюджета, определяет правила игры. При этом, обеспечить безубыточность работы электричек в России легче, чем в ряде других государств, говорят эксперты: в среднем в мире пассажиры оплачивают 30-35% стоимости пригородных перевозок, тариф в нашей стране компенсирует более 50% расходов ППК. Юрий Саакян отметил, что разительное отличие организации пригородного железнодорожного сообщения за рубежом в наличии финансовых механизмов обновления подвижного состава.
"Кажется, что это не очень значительный вопрос, но на самом деле мы можем скоро столкнуться с серьезной проблемой. Сейчас подвижной состав принадлежит РЖД, но в инвестпрограмме средства на его обновление не предусмотрены. А это значит, что подвижной состав будет ветшать и через сколько-то лет возить пассажиров будет не на чем", - сказал Саакян, добавив, что без развития пригородные ж/д перевозки остались лишь в двух странах – Бразилии и Мексике. При этом, власти последнего государства уже решили исправить свою ошибку и разработали масштабную программу восстановления сообщения с финансированием в $60 млрд.
Механизм развития пригородных перевозок, который был одобрен правительством четыре года назад, показал свою неэффективность. Вероятно, новые нормы появятся, после того, как кабмин вспомнит об утвержденной годом ранее концепции. По мнению Селезнева, напомнить о ее существовании правительству может сам президент.
"Надо призвать людей, которые пытаются внести в ситуацию с электричками хаос, перестать этим заниматься, потому что каждый из них должен чувствовать, что вопрос находится под личным контролем президента. Конечно, он не в состоянии заниматься всем, у нас на внешнеполитическом фронте много отвлекающих проблем, внутриэкономическая ситуация не самая благоприятная, но если ситуация начала года повторится, то решение будет принято быстрее. Еще одна отмена электричек и проблема решится, а предпосылки к этому есть, из регионов вновь поступают сигналы об этом", - спрогнозировал депутат Виктор Селезнев.