16 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBhnQh
Отделка стен металлопрофилем на http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-decoration/material/otdelka-sten-metalloprofilem/.
По ссылке http://remont.youdo.com/carpentry/balconies/glazing/, рекомендуем!
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/geo/ivanteevka/, заказать.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Большая антикризисная тройка": Власти Южного Урала предложили план действий в условиях экономической турбулентности

"Большая тройка" антикризисных мер разработана правительством Челябинской области для выживания региона в условиях нестабильной экономической ситуации. Власти планируют заняться господдержкой малого и среднего предпринимательства, оказывать точечную поддержку системообразующим предприятиям и стимулировать ипотечный спрос для поддержания стройкомплекса. Наряду с этим губернатор Борис Дубровский предложил развивать экономические связи с Крымом, что будет, помимо всего прочего, и "красивым политическим решением".

Как передает корреспондент Накануне.RU, эти вопросы обсуждались на заседании антикризисного штаба во главе с главой региона. Открывая совещание, Борис Дубровский отметил нестатичное состояние в экономике Челябинской области и усиление ряда макроэкономических тенденций, в том числе в негативном плане.

Дубровский|Фото:пресс-служба губернатора челябинской области

"В годовой перспективе для нашей области это скажется на ключевых показателях, прежде всего – индексе промышленного производства. Мы внимательно следим за теми мерами, которые принимаются в рамках федерального плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики. В целом, наши антикризисные меры корреспондируются с решениями федерального центра", - сообщил губернатор.

По мнению Дубровского, ресурсов на все не хватит, поэтому нужно работать по трем ключевым направлениям.

"Первое – это господдержка малого и среднего предпринимательства. Второе – точечная поддержка системообразующих предприятий. И третье – стимулирование ипотечного спроса для поддержания стройкомплекса", - уточнил он.

Именно реализации поставленных задач было посвящено заседание штаба. Борис Дубровский уточнил, что уже в апреле планируется внести поправки в областной бюджет 2015 года с учетом размеров планируемых к выдаче госгарантий. По его данным, на 1 января 2015 года их сумма составляла 8,8 млрд руб, а к концу года она может вырасти до 20 млрд руб. Он отметил, что до настоящего времени нет ясности по объемам федерального финансирования программ центра занятости, фонду реформирования ЖКХ, софинансирования по лекарствам для больных с особыми заболеваниями.

Мониторинг экономической ситуации в регионе ведется в еженедельном режиме, сообщила министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова. По ее словам, тенденция такова, что к концу года ВРП покажет более глубокие темпы падения и снизится на 4,7%, а по негативному прогнозу – на 7%. Объем инвестиций может упасть на 15%. Реальная заработная плата в Челябинской области падает сильнее, чем в среднем по стране – по году эта цифра может составить 10,4%. Как следствие, упадет и розничная торговля, по подсчетам, на 8,2%.

Министр отметила негативную тенденцию усиления спада в машиностроении, у металлургов в течение года также произойдет замедление, плюс ослабнет девальвационный эффект, так как внутренние цены начинают сравниваться с валютными. Осложняет ситуацию и то, что кредитные ставки для малых предприятий стали неподъемными.

Кузнецова Татьяна, министр экономического развития челябинской области|Фото:пресс-служба губернатора челябинской области

Чтобы скорректировать негативные тенденции, планируется увеличить объемы госгарантий. В этом году область может также рассчитывать на беспрецедентную помощь со стороны федерального Правительства в рамках стимулирования малого и среднего предпринимательства. По поручению Дубровского региональное минэкономразвития подготовило заявку, позволяющую получить около 400 млн руб. из федерального центра на эти цели, причем с минимальным объемом софинансирования области (на уровне чуть ниже 6%). Для сравнения, в предыдущие годы такая помощь не превышала 100 млн руб., причем софинансирование шло в пропорции 20 к 80. Борис Дубровский поручил активизировать эту работу и подготовить конкретные механизмы администрирования этих денег внутри региона, в случае положительного решения Москвы.

Захаров Константин, депутат ЗСЧО|Фото:пресс-служба губернатора челябинской области"Бизнес сам по себе в воздухе не живет. Для него нужен рынок, в котором, в том числе, должны присутствовать крупные предприятия. Они в значительной степени прямо, через прямые заказы, и косвенно, через зарплату своих работников, обеспечивают малый и средний бизнес заказами. Но в то же самое время количество людей, занятых в малом и среднем бизнесе, на сегодня меньше, чем в среднем мы видим в развитых странах. У нас есть запас, который мы можем реализовать, заполнив новые вакансии впервые зарегистрированными предпринимателями, которые бы работали в сфере производства, в социальной и научной сфере", - комментирует инициативу председатель ЧРО ООО "Деловая Россия" Константин Захаров.

"Эти сферы обозначены в законе о "налоговых каникулах". Задача государства, в том числе и региональной власти, создавать в этих направлениях условия и даже типовые проекты, которые бы привлекали людей заниматься обучением, обеспечить финансирование, создание новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Программы помощи должны быть направлены на три основных вещи: обучение предпринимателя, создание бизнес-проектов в указанных трех направлениях промышленности, научной деятельности, социальной сферы и финансирование этих проектов. Это ядро. Вспомогательными к этому ядру могут быть различные виды помощи в различных программах, которые должны выбираться по приоритету встраевоемости в это основное направление деятельности. Этих программ больше 40, если брать федеральные", - отметил Захаров.

Еще одним направлением работы областной власти станет стимулирование ипотечного спроса для поддержки стройкомплекса. Министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Виктор Тупикин сообщил, что объемы строительства в регионе в 2014 году упали на 6,6% по сравнению с 2013-м. В январе 2015 года тенденция продолжилась со снижением на 5,5% к январю-2014, а в феврале – на 15,5% к февралю 2014 года. И если в январе падение на 3% было обусловлено кризисными явлениями, а на 49,6% – сезонными факторами, то в феврале на кризис приходится 20%, и только 1% – на сезонность. Во втором квартале снижение к аналогичному периоду прошлого года прогнозируется на уровне 30%, при среднероссийском в 10%.

Министр отметил, что область получила отказы по финансированию ряда программ, таких как "Чистая вода", повышение энергоэффективности. Фонд реформирования ЖКХ не согласился перебросить запланированные на 2016-2017 годы лимиты на 2015 год. В июне было обещано изменить условия участия в программе, из-за которых застройщики не хотят в ней работать. Пока деньги "законсервированы".

Южноуральским минстроем по поручению Дубровского был разработан целый пакет антикризисных мер. Среди них – направление бюджетных средств на строительство объектов инженерно-технического обеспечения, оказание государственной поддержки на приобретение жилья некоторым категориям граждан, в том числе молодым семьям, реализация программ переселения из ветхо-аварийного жилья, формирование рынка наемного жилья и другие. По каждому из пунктов губернатор дал ряд указаний, которые необходимо исполнить в кратчайшие сроки для стабилизации ситуации. По его словам, нужно делать все, чтобы "загрузить" строительную отрасль.

"В этот период нам жизненно необходимо, чтобы люди строили. Сейчас "вкус к риску" минимальный, даже если у инвестора есть ресурсы, он лучше "посидит" на деньгах. Мы должны сделать все, чтобы люди принимали решение о строительстве, об инвестициях. Стройка несет на себе огромный мультипликативный эффект, ее развитие впрямую сказывается на ситуации в занятости", - заявил глава региона.

Третье направление "большой тройки" антикризисных мер Дубровского – это господдержка системообразующих предприятий. В ходе заседания был утвержден перечень 69 таких организаций, которые попадут в зону особого внимания правительства Челябинской области и будут подвержены постоянному мониторингу финансово-хозяйственной деятельности.

"По результатам будут приниматься решения и меры государственной поддержки, для этого изменен подход к выдаче региональных госгарантий, с корректировкой параметров областного бюджета", - уточнил губернатор.

При этом Борис Дубровский подчеркивает – работа с системообразующими предприятиями должна вестись точечно, буквально в ручном режиме. Одним из примеров стал ЧТЗ.

Генеральный директор ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Виктор Воропаев сообщил, что завод принял антикризисную программу, в рамках которой проведена оптимизация модельного ряда. В ближайшее время ради экономии планируется освободить площади: завод должен "ужаться" в четыре раза - с 400 до 100 тыс. кв.м.

Руководитель ЧТЗ напомнил, что предприятие подавало заявку в Правительство РФ на получение госгарантий под кредит в 15 млрд руб. Планировалось, что 1,7 млрд руб. будет потрачено на переезд предприятия, 1,9 млрд руб. уйдет на пополнение оборотных средств, 11,4 млрд руб – на рефинансирование ранее полученных кредитов. Однако в итоге заявка была одобрена лишь на 4,75 млрд руб.

"Почему так? Потому что эта межведомственная комиссия (которая рассматривала заявку, - прим. ред.) не имеет возможности, - только до 5 млрд. Свыше 5 млрд – это уже на Шувалова (первый заместитель председателя Правительства РФ, - прим. ред.) комиссию, это гораздо дольше и сложнее", - пояснил Воропаев.

Таким образом, по словам Воропаева, на переезд направят 1,1 млрд руб., на пополнение оборотных средств – 1,3 млрд руб., остальная часть суммы (2,4 млрд руб.) пойдет на рефинансирование кредитов. Ожидается, что деньги на переезд окупятся в течение 4,5 лет.

Воропаев отметил, что госгарантии завод может и не получить, поскольку одним из условий их оформление является отсутствие задолженности перед Пенсионным фондом, а она у ЧТЗ есть. На оформление госгарантий уйдет еще один-два месяца. Задолженность по зарплате перед работниками предприятия сейчас составляет 253 млн руб. Также завод испытывает сложности с энергоснабжением – здесь должны помочь областные власти, считает Воропаев.

Губернатор Борис Дубровский выразил готовность областных властей каким-то образом кредитовать завод на короткий период под небольшой процент при условии, что деньги вернутся в течение трех-четырех месяцев и не будут потрачены впустую. Глава региона озвучил некоторые финансовые показатели предприятия, из которых следует, что угасание завода идет интенсивно последние три года. Так, убытки за этот период увеличились с 1 до 3 млрд руб. в год.

"Лучше ужасный конец, чем ужас без конца! Есть некая перспектива, существует серьезный пул заказов, нужна "оборотка", нужны деньги. Формальное решение есть. Российской промышленности дан шанс, процесс сложный, но дан шанс", - считает губернатор.

Еще одним заводом, который будут отслеживать власти, стал градообразующий УКВЗ. Глава Усть-Катава Эдуард Алферов рассказал, что УКВЗ занимает 50-70% на рынке вагоностроения РФ. Завод обеспечивает 29% поступлений в бюджет муниципалитета. УКВЗ на 2015 год имеет заказы по поставке 21 трамвая в Санкт-Петербург, Хабаровск, Волгоград. Однако с 1 мая предприятие переходит на неполный рабочий день.

Генеральный директор Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова – филиала ФГУП "Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева" Александр Гнатюк рассказал, что сейчас рассматривается постановление правительства о софинансировании закупок трамваев, то есть частичной компенсации затрат, которые понесут субъекты.

"Мы хотели бы, чтобы эта планируемая компенсация увеличилась до 7 или до 10 млн руб. Таким образом будет стимулировать спрос на покупку нашей продукции, что позволит увеличить занятость работников предприятия как градообразующего ", - пояснил он.

Губернатор отметил, что если такая программа будет принята на федеральном уровне, то возможна и разработка аналогичного механизма на уровне региона.

Также руководство УКВЗ рассматривает возможность организации на заводе компетенции по ремонту трамваев. Техника эксплуатируются в Магнитогорске, Златоусте и Челябинске. Сейчас ремонтом трамваев занимаются в депо, вносятся конструктивные изменения, которые могут сказаться на безопасности дорожного движения. Предприятий по квалифицированному ремонту трамвайного парка в России нет.

"Нужна политическая воля. Парк очень устарел. Есть большие расходы, в первую очередь, конечно, электроэнергия. Необходима модернизация парка на уровне завода, чтобы хотя бы на 30% снизить затраты на потребление энергии, которые сейчас несут города. Очень большие задолженности перед энергетиками именно из-за неэффективного использования энергии. Эксплуатировать трамваи, на которых мы сейчас ездим, небезопасно", - считает Гнатюк.

Предприятие также планирует заняться переобучением сотрудников. Это потребуется, поскольку с центральной московской площадки в Усть-Катав перебросят шесть производств. За три года в развитие компетенций планируется вложить около 4 млрд руб. Обучить за год нужно около 700 человек. Перспективным руководитель УКВЗ видит и сотрудничество с Крымом. По его словам, по техзаданию в Евпаторию требуются узкоколейные трамваи, предприятие намерено участвовать в тендере на их поставку.

"По Крыму идет особое финансирование. Мы провели переговоры. Есть понимание, что хотят. Поставка будет осуществляться на конкурсной основе", - сообщил он.

Губернатору идея развития сотрудничества с Крымом крайне понравилась.

"Надо обращать внимание на этот регион. В Крым поставим. Это красивое политическое решение. Пусть крымчане ездят и радуются, какие хорошие трамваи", - отметил Борис Дубровский.

Он обещал рассмотреть предложения руководства УКВЗ.

"Эта некая антикризисная мера в рамках поддержки предприятия, которое входит в список системных предприятий. Подумаем по поддержке", - заявил он.

антикризисный штаб, бад|Фото:пресс-служба губернатора челябинской области

Отметим, что антикризисное совещание в правительстве региона проводилось не впервые – заседание штаба проходит регулярно с января 2015 года. Чиновники каждый раз обсуждают текущую экономическую ситуацию, вырабатывают оперативные меры по ее стабилизации и сверяются с параметрами, заложенными в стратегии развития Челябинской области до 2020 года.

Политолог Сергей Зырянов считает, что кризис всегда сопровождается переходом в ручное управление.

"Главная позиция губернатора, которую он несколько раз озвучивал в разной форме на заседании штаба, заключается в том, что нужно изменить подход к получению денег всех – и бизнеса, и государственно-управленческих структур, и прочих. Он говорит, что за деньгами должна возникнуть очередь готовых проектов с просчитанной отдачей, тогда мы будем иметь возможность выбирать из этих проектов наиболее подходящие, которые позволяют комплексно решать социальные, экономические задачи, вопросы трудоустройства. Тогда будет осуществляться какое-то развитие. Самое главное, он это тоже говорит и понимает, что в регионе нарастает дефицит финансовых ресурсов для развития экономики. В этих условиях экономия расходов – один из способов уменьшения дефицита, отказ от каких-то расходов, которые можно отложить на полгода, на год, и это не повлечет серьезных последствий, и очень рачительный подход к выбору этих проектов экономического развития", - говорит эксперт.

По его словам, в выступлении губернатора прослеживается управленческая тактика понимания проблем, когда глава Южного Урала вникает в состояние объектов до деталей.

"Переход в режим ручного управления, создание постоянно действующего антикризисного штаба подразумевают, что правительство вычленяет приоритетные задачи, а затем регулярно проводит сверку текущих раскладов, при необходимости внося коррективы в план действий. Именно это мы наблюдаем сейчас в работе команды Дубровского, который, конечно же, именно в амплуа антикризисного менджера ориентируется как рыба в воде", - говорит политолог Александр Мельников.

По его оценке, три озвученных направления работы логично вытекают из того, что обозначалось при презентации антикризисного плана и в послании ЗСО.

"Но при этом некоторые акценты, очевидно, получили усиление и развитие - в частности, по стимулированию ипотечного спроса. И здесь явно просматривается некая синхронизация усилий с федеральным центром, о чем, впрочем, сказал и сам губернатор. Огорчает, что тяжело дается работа по привлечению дополнительных средств по федеральным программам (сегодня говорят об отказах по "Чистой воде", "Энергосбережению России" и Фонду содействия реформирования ЖКХ). В этой связи особенно важно добиться результата по анонсированной главой региона возможности получить со стороны Правительства РФ 400 млн руб. на поддержку малого и среднего бизнеса", - поясняет он.

Эксперт отмечает, что "большая тройка" мер спровоцировала и маленькую сенсацию - снятие объявленного год назад моратория на предоставление региональных госгарантий для взятия кредита.

"Это вынужденная мера вписывается в логику точечной поддержки системообразующих предприятий. В антикризисной работе догматикам не место", - считает он.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС