Михаил Онуфриенко: Украину ждет третий майдан?
Лидер "Правого сектора", неприкосновенный депутат Ярош в последнее время сделал массу громких заявлений. И предрёк Украине новый кровавый майдан, и пригрозил Новороссии ласковой украинизацией, и рассказал, что Порошенко боится "Правого сектора", и Коломойского поддержал. К чему все эти заявления, и что за ними стоит, мы обсудили с постоянным экспертом Накануне.RU, харьковским журналистом и блогером Михаилом Онуфриенко.
Украина - это искусственное государственно образование. Возникшее в силу того, что большевикам было выгодно существование отдельной УССР с их теорией о праве нации на самоопределение. Да, была УССР, но как только развалился Советский Союз, она стала отдельным государством. После 1991 года никто - ни один президент, ни одно правительство благом этой территории никогда не были озабочены. Это был просто источник наживы, ведь все президенты её спокойно грабили. И олигархат их здесь возник, и хунта, когда пришла к власти, первое, что сделала - олигархов назначила губернаторами областей. Коломойский, Тарута и все остальные получили по региону в своё полное владение. И продолжали её грабить и наживаться на войне. Тот же Коломойский умудрился выкачать государственную нефть из государственных нефтепроводов и потом ещё нахально брать деньги за её же хранение. Это, собственно говоря, суть конфликта с "Укртранснафтой".
Дмитрий Ярош является главой "Правого сектора" - это одна из наиболее откровенно нацистских организаций, которая после вооружённого переворота была на основе социал-национальной ассамблеи превращена в политическую партию с откровенно фашистскими взглядами, которые, в общем-то, не скрываются. Ярош уже в марте прошлого года, выступая по украинскому телевидению, заявил, что наконец сбылась многовековая мечта, мол, наша бандеровская армия перешла через Днепр. То есть это те, кто с гордостью называют себя бандеровцами. Как раз вот это заявление было сделано сразу после того, как штаб-квартира "Правого сектора" была перенесена из Киева в Днепропетровск, где Коломойский предоставил им базу отдыха на окраине города под базу "Правого сектора".
Фактически "Правый сектор", как и созданные в Днепропетровске карательные батальоны, такие как "Днепр-1" и ему подобные, подконтрольные Ярошу, были подконтрольны Коломойскому. Причём Коломойский в силу своего немалого ума и хватки, став губернатором Днепропетровской области, финансировал не из своего кармана все эти структуры, а именно из бюджета области. Все прекрасно знали, от кого это зависит, поэтому заточены "правосеки" были именно на Коломойского.
Отмечалось и на фронте, и в разговорах личных, что фактически "Правый сектор", как и карательные батальоны - это именно каратели, то есть нигде и никогда не проявляли никаких бойцовских качеств. Если вспомнить аэропорт в январе этого года и отзывы того же советника Порошенко Бутусова, то как раз "Правый сектор" не проявил себя никак. В первые дни штурма он с горечью писал о том, что не могли найти добровольцев, просто "Правый сектор" уходил и отказывался выполнять приказы, потому что они вообще-то никому не подчинены. Они не входят в структуры официальной власти, они лишь с ними сотрудничают - именно этим они и удобны. То есть их формально нельзя привлечь за дезертирство, это даже по законам нынешней Украины незаконные вооружённые формирования чистой воды.
После того, как в последние дни начались разборки открытые между Коломойским и Порошенко, Коломойский проиграл после разговора с Пайетом, послом США на Украине, естественно, "Правый сектор" остался без политического прикрытия. Здесь печальную роль играет для "Правого сектора" то, что тот же Дмитрий Ярош и остальные лица стали депутатами. То есть фактически они политики, у них всё хорошо, у них депутатская неприкосновенность, а рядовые бойцы этих подразделений не прикрыты ничем. И вот все сейчас воинственные заявления Яроша, в том числе связанные с тем, что он открыто говорит, что "я звонил Порошенко", "Порошенко меня боится", "мы можем устроить третий майдан", "мы можем его свергнуть" – это не более чем риторика человека, осознающего свою безнаказанность и играющего на публику. Он постоянно говорит: "Я герой, я не предатель бандеровских ценностей. На меня можно положиться". А фактически, обратите внимание, никакой "Правый сектор", который в боевых отрядах анонсировал, что их 7-8 тысяч человек, в Днепропетровск не пришёл и Коломойского не поддержал. И в Киев они тоже не пришли. Я думаю, что и в войне в Донбассе "Правый сектор" не сыграет вообще никакой роли. Скорее всего, мы услышим в ближайший месяц заявления о том, что несколько сот боевиков "Правого сектора" влились в состав нацгвардии и ВСУ, а остальные просто растворятся.
Фактически боеспособность этих подразделений может проявляться только в бандитизме и карательных акциях. Будучи в Харькове, я неоднократно это и наблюдал.Для разгона мирного населения - да, они могут быть использованы. И то, если люди, озверевшая толпа на них прёт - без огнестрельного оружия они ничего из себя не представляют. На самом деле, если забыть об ужасах гражданской войны, то это подразделение - самая наименьшая сила, которой обладает хунта. Удачный переворот в Киеве в феврале прошлого года был же связан не с их силой, а с тем, что Янукович трус, причём трус патологический. Если вы помните, то где-то в середине февраля Беркут без приказа зачистил все улицы и половину их майдана совершенно спокойно. И если бы получил приказ - зачистил бы и всё остальное. Так что здесь не об их силе речь, а о слабости их противника.
Заявления Яроша служат тому, чтобы позиционировать себя как вождя "правосеков", который их не бросает. Мол, вот сложатся удобные условия, и они, может быть, сумеют сбросить Порошенко и сами возглавят хунту. Рядовые бандеровцы свято верят в то, что они высшая раса, в то, что они владеют всей Украиной. Если их вожди их же поддерживать не будут, так они и Яроша скинут, будут кричать, что он их предал. А Ярош всё-таки рассчитывает, что когда-нибудь в соответствующих условиях, может, позиция американцев изменится, и они смогут захватить всю полноту власти на Украине. Что, в принципе, вполне возможно, учитывая слабость Порошенко и то, как его ненавидят.
Каждый же из них надеется стать вождём. Собственно, идея бандеровщины и вся эта идеология зиждется на том, что во главе государства стоит вождь нации. Он опирается на политическую элиту - как раз бандеровцев, которые и управляют всеми остальными. Сохраняя эту надежду, Ярош и пытается позиционировать себя таким активным ура-патриотом бандеровским, который готов бороться и устраивать третий майдан.
Я думаю, что новый майдан вероятен тогда, когда в очередной раз экономически хунта не сможет поддержать массу населения. Ещё какая-нибудь неудача на фронте, какие-нибудь всплески негодования населения, причём в данном случае это может быть любой крупный областной центр, и вполне возможно, что ушедший Коломойский будет пытаться что-то подобное организовать. И власть может посыпаться, потому что недовольство-то у всех есть. Даже население, которое не за Новороссию - оно ощутимо хуже живёт. Людям, в общем-то, всегда ближе свои беды. Они недоедают, они не могут купить лекарство, они теряют работу, мужиков пытаются сгонять силой в армию. Так что недовольство растёт. Боятся оружия, боятся, что их посадят в тюрьму. В Харькове сидит больше 1000 человек. Но недовольство есть.
Коломойский, который, в общем-то, не теряет надежды каким-то образом захватить обратно Днепропетровскую область, вполне может неявными способами это недовольство инициировать. Тогда ему понадобятся и "правосеки", и карательные батальоны, и если они увидят в нём возможную силу, увидят, что в Киеве власть пошатнулась, они будут двумя руками "за" и будут орать, потрясая автоматами: "Даёшь федерализацию!" Будут здесь в Днепропетровской области строить своё национальное "свидомое" государство. А Новороссия пусть строит своё рядом. А Киев пусть строит своё. Вполне возможный вариант.
Перспективы будут ровно такие же, как в развитии любой хунты. То есть с одной стороны будет всё время идти нагнетание военной истерии, наращивание мускулов. И ухудшение экономической ситуации. По мере ухудшения экономической ситуации будут возрастать внутренние противоречия, потому что денег не хватает тому же олигархату. Они привыкли жить за счёт бюджета, а не за счёт собственных средств. Включая того же Коломойского. Поэтому грызня будет всё время усиливаться, и в силу этой внутренней грызни они неизбежно выходят из-под прямого управления США. А вот Порошенко - у того выхода нет. Он будет держаться за американцев руками и ногами. Но все остальные – какие-то элиты, сегодня в хунту входящие, и олигархи - в первую очередь будут пытаться сохранить свою власть, если не во всей Украине, то в своей вотчине. Там где расположены их бизнес-инетерсы, их предприятия, их собственность, за счёт чего они и живут. Если Украина будет распадаться, они будут двумя руками это приветствовать. А распадаться она будет, никуда не денется.
Вы же помните, что 100 лет назад были и Одесские республики, и какие угодно, и Гуляй-поле, и Донецко-Криворожская - всё было. Фактически по этому пути сейчас всё и пойдёт. Киев теряет возможность управления, теряет единство, и тот же Коломойский с удовольствием этому поможет.
Любая хунта развивается по законам, которые от неё не зависят. После переворота начинается игра мускулами. Обязательно объявляется война какому-то внешнему врагу. О демократии, законности и правах человека забывается. Начинается откровенный террор. Потом начинается грызня внутри хунты, которая выходит на поверхность и становится явной. По мере ухудшения ситуации происходит просто откровенная фашизация режима. До этого недолго осталось. И после этого последует окончательный развал. Ну а потом нам придётся восстанавливать порушенное. Если освободим всю Украину, то можем привлекать к этому процессу всю Европу. Если не удастся освободить Украину - тогда придётся восстанавливать своими силами.
Харьковский журналист и блогер Михаил Онуфриенко специально для Накануне.RU