16 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC3tG2
Цена ремонта квартиры под ключ за квадратный метр , мастера: http://remont.youdo.com/repair/flat/price/.
Бытовой ремонт: http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/, подробности...
По ссылке http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, смотрите ссылку.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Пасха и День космонавтики! Как не поглумиться?

Много ли надо, чтобы почувствовать себя "современным художником"? Практика показывает, что нет, не много. А в России для этого не требуется ни таланта, ни вкуса, ни художественного образования, ни знакомства с историей искусства, ни знания художественных символов и художественных образов, ни даже базового гуманитарного образования. Достаточно натянуть балаклаву на голову и в продранном платье кислотного цвета станцевать на амвоне. Или прибить гениталии гвоздем к брусчатке. Или совокупиться в музее на виду у публики. Или разрубить икону топором. Или полаять как собачка, покакать и пописать, да в клетке посидеть. Или сшить с десяток гигантских лифчиков в форме церковных куполов…

Вариантов много. Но беспроигрышной всегда оказывается следующая комбинация:

1) надо публично преступить табу или осквернить почитаемые большинством символы и образы;

2) заявить, что ты "так видишь" и пожаловаться на "нетолерантность" общества;

3) наслаждаться публичным вниманием (вот она! слава пришла!), отвечая на возмущение тем, что "вы просто не понимаете современного искусства".

В Перми "современное искусство" такого разлива поселилось одновременно с нашествием московских культуртрегеров Гельмана и Мильграма. Однако после их изгнания метастазы все-таки остались. И мы периодически можем их наблюдать: то ретивые младогвардейцы с куклами вуду поиграются, то "мастер" печати по футболкам снова с образом Гагарина поэкспериментирует.

Нынешнее воскресение стало знаковой датой: в нём объединились Пасха и День космонавтики. Важнейший после Рождества христианский праздник и день торжества научно-технического прогресса. С этим священно-космическим сочетанием решил "поиграть" пермский стрит-артер Александр Жунев, представив миру неказистую фигуру космонавта Юрия Гагарина, распятого на кресте из стальных труб.

С Александром я, пусть и не особо хорошо, но знакома. И относилась к нему всегда довольно неплохо. Добродушный молодой человек, не склонный к какой-либо агрессии, хотя прекрасно и гармонично вписанный в ту тусовку "белых лент", которая в 2011–2012 году собиралась в обход законодательства сносить имеющуюся власть и ставить новую – из Навальных, Немцовых, Удальцовых, Рыжковых и прочих одиозных кадров.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Мне мало симпатичен стрит-арт: считаю, что размалеванные стены города нисколько не придают ему привлекательности. Но это моё собственное мнение, и я всегда довольно спокойно воспринимала то, чем занимался Жунев. Если это портреты Есенина и Чайковского или изображение Кудым-Оша, то почему бы и нет? Однако последняя его выходка, которую он претенциозно называет "работой", возмутила и меня. К слову, ученого и атеиста. Свое спорное "творение" он сопроводил комментарием:

"Работа "Гагарин. Распятие" – моя попытка говорить на тему этого многовекового противостояния языком современного искусства. <…> Науке и религии больше незачем делить сферы влияния и соперничать за лояльность хозяина-Государства. <…> Но охота на ведьм продолжается: религия отныне инквизирует представителей современного искусства, а наука стала догматичной как средневековая церковь и отлучает носителей альтернативных точек зрения от признания и практической реализации проектов.

Почему Гагарин?.. Это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал супер-звездой – как Иисус Христос! Его образ используется государством как икона патриотизма. Он воскрес в медийном пространстве, в нашей памяти и уже никогда не умрет.

Мне хочется предостеречь науку и религию от новых ошибок, подобных сжиганию Джордано Бруно. Чтобы потом через много лет не пришлось реабилитировать каких-нибудь невинно замученных творцов – художников, музыкантов, изобретателей, подвергающих сомнению устоявшиеся догмы. Такие люди часто остаются непонятыми – просто они родились слишком рано, их идеи опережают свое время..."

Начнем с того, что это дурной тон: когда художник сам пишет, что он хотел сказать в своей картине. Там, где начинается: "Этим я хотел сказать…" – кончается собственно искусство. Конечно то, что называют "современным искусством", как правило, действительно нуждается в трактовках, но это дело искусствоведов, галеристов, критиков – и уж точно не дело автора. Допустимо дать объяснение некоторым задействованным символам, допустимо, отвечая на вопросы, раскрыть содержание собственных размышлений на эту тему. Но снабжать "работу" "мануалом" – это показатель отнюдь не тонкого душевного и интеллектуального склада, а банальной безвкусицы.

Второе, что бросается в глаза, это то, что автор невежественен. Он не в курсе относительно того, какую нагрузку несет на себе такой мощный символ, как распятие – ограничивается лишь поверхностными неглубокими знаниями, мол, крест – это церковь, крест – это мученик Иисус, который умер и потом воскрес. Ему кажется, что накалякав распятие на стене дома, он просто кинул маленький камешек в огород церкви.

На деле же "художник" радостно оттаптывается на образе, имеющем глубокое цивилизационное значение. Образе, в котором объединены и насилие над безответным, и святость страдания ради другого, и изменение статуса человека – превращение людей из рабов в детей божиих, и вообще полная трансформация религиозной парадигмы, изменившая представления человека о себе самом и давшая начало всей современной цивилизации.

Это образ, с которого фактически и начался гуманизм. Но, следуя по пути деконструкции, на которой, увы, и базируется раскрученное сегодня "современное искусство", автор смело наделяет себя полномочиями отбросить всё это символическое наследство и "скрестить" (простите за каламбур) базовый христианский символ с главным символом советского научно-технического прогресса. А чё нет-то? Прикольно жеж! Пасха и День космонавтики! Как не поглумиться?

Попытка поместить на распятие Гагарина говорит о том, что автор не только не в курсе относительно смыслового груза креста, но и не знает историю космонавтики вообще и первого полета в космос в частности. Реплика о том, что Гагарин "это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества" смотрится откровенно глупо. Советский народ никого не нагружал этой "мукой" – он сам нес её на себе. Полет в космос – это достижение огромного множества людей. И желающих совершить его было много. Все претенденты проходили жесткий отбор. Это не мука была, а привилегия. Эта привилегия досталась Юрию Гагарину, но она в себе заключала труд миллионов. Он стал именно лицом всего народа, лицом коллективного Человека, а не ипостасью Бога на земле. Поэтому попытка провести параллель между героизмом этого рода и особым мученически-жертвенным героизмом Христа неприятно шокирует своим наивным ханжеством и непозволительной поверхностностью.

Честно говоря, если проигнорировать дилетантские комментарии самого автора, "картина", когда видишь её в первый раз, производит очень угнетающее впечатление. Доминанта в ней – насилие, каковым, по сути, является акт распятия. Только Иисус на кресте приобретает священный смысл. Любой же другой герой же в этой ипостаси предстает отнюдь не Богом, а жертвой казни и пыток. Таким вот образом автор "казнил" символическую советскую фигуру. И не случайно так радостно захлопали в ладоши наши бандеровские "друзья" на ближнем зарубежье.

Конечно, на тему космонавтики Жунев упражняется уже не первый раз. Несколько лет назад он сделал скульптуру космонавта из оранжевого скотча и посадил её на дерево, как бы при этом "зарядив" в рогатку. В то время всяких оскорбительных мерзостей в Перми было много, поэтому "креатиффчик" затерялся на общем фоне. Рогатку убрали, а сам космонавт в ветвях дерева никого особо не возмущал. В таком виде, как уличный арт, он не производил какого-либо глубокого впечатления.

Лично мне очень печально, что, топая по дорожке стрит-арта, Александр двинулся к так называемому "искусству" и решил потешить свои амбиции на этом поприще. С точки зрения того, что он делал раньше (интересные штучки, нейтральные яркие картинки, не заключающие в себе никакой многослойной символики), можно сказать прямо: автор облажался. Совершенно не принципиально, что он имел в виду, наклеивая свое посредственное детище на стену здания по улице Советской. Важно то, что в итоге вышел плевок в лицо всем: и верующим, и патриотичным атеистам. Однако с точки зрения того, что нынче понимается под "современным искусством" – он достиг успеха, ведь такую шумиху подняли! Вау! Задача "современного искусства" – просто произвести впечатление. Не важно, что именно ты сделаешь: кучу наложишь или голышом по улицам пробежишься. Если вызовешь у публики физиологическое или культурное омерзение, – ты достиг результата! Ведь это тоже впечатление! Ну а коли кому-то не нравится… да они просто невежи и не разбираются в искусстве! Мракобесы! Инквизиторы! И при этом важно кричать как можно громче. Чем больше людей возмутится твоим "творением" – чем шире твоя слава, тем выше твой успех." ("Бандарлоги пришли в восторг: "Багира нас заметила!" (с) Р. Киплинг)

Мне почему-то кажется, что Жунев не хотел плохого. В этом смысле он просто оказался наивен и недальновиден. Однако, когда начался сам скандал, та самая "креативная" тусовка, которой ненавистно всё советское, патриотическое и священное, потянула его в сторону пресловутого "искусства". Тусовке радостно, что верующие и "совки" возмутились. Тусовка беснуется и упражняется на темы "толерантности" и "свободы слова". Тусовка кривляется, провоцируя людей, у которых еще не атрофировались нравственные ценности и простейшие культурные нормы, на экстремизм. Как задиристая шестерка, подосланная накаченным "пацанчиком", она прыгает перед коллективным гражданином с криками: "Ну ударь, ну чё! Зассал чё ли? Ну давай, давай!"

Следуя за этой тусовкой, Саша теперь сетует на то, что его "творение" соскребли со стены и закрасили (казалось бы, неудачно пошутил – радуйся теперь, что этого не видно), встает в позу "художника", которого обидеть может каждый, и ведется на провокационные гики окружающей его "креативной" толпы. А "креативная" толпа решила на потеху себе наплодить футболочек с распятым Гагариным и соответствующих наклеек, чтобы можно было их клеить где ни попадя.

Александр, ты правда хочешь и дальше длить эту ненамеренно гадкую (по крайней мере, я решила, что она такая вышла ненамеренно) провокацию? Если нет, то урезонь, пожалуйста, свой новоявленный фан-клуб (и себя самого). А если да, то надо понимать, что ты встаешь в позу борца с общественными ценностями. И тогда, бросая социуму вызов, не стони тогда, что нет у нас в стране пресловутой "толерантности". К счастью, её действительно нет в том самом, европейском смысле. И про жертв "политических репрессий" и "религиозной инквизиции" тоже не стони, жалуясь на то, что остался непонятым. А то вам, "современным художникам", надо всё сразу: и, простите великодушно за грубость, в рожу оппоненту плюнуть, и пинка под зад не огрести.

Активистка пермского отделения общественного движения "Суть времени" Лариса Магданова


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС