"Нефтяное дно мы увидим, когда китайская экономика уйдет в рецессию. А пока еще не дно"
Венесуэла начала переговоры со странами ОПЕК с целью договориться о создании новой нефтяной смеси, состоящей из тяжелой венесуэльской и легкой нефти других производителей, чтобы "противостоять возросшему предложению на рынке со стороны США и Канады". Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов рассказал в интервью Накануне.RU, что стоит за этим предложением, ждет ли саму ОПЕК реорганизация и что будет с ценами на нефть.
Вопрос: В последнее время наметился небольшой рост цен на нефть. На Ваш взгляд, с чем это связано? Это долгосрочная тенденция или имеют место краткосрочные факторы?
Василий Колташов: Для долгосрочного роста цен на нефть я пока не вижу предпосылок, во-первых, потому что идет дальнейшее замедление экономик БРИКС, во-вторых, во всех развивающихся экономиках наблюдаются признаки второй волны кризиса. В Европейском союзе ситуация тоже ухудшается, включая Германию. Даже Соединенные Штаты, которые, считалось, справляются с кризисом, по итогам первого квартала показали ухудшение ситуации в промышленности и в целом снижение деловой активности. Так что, если бы даже спекулянты захотели сейчас поиграть на повышение, то пока не видно оснований для взлета цен на нефть.
Скорее всего, цены немножко уйдут вверх, а потом совершат обратное движение. Цены на нефть пока находятся в коридоре 65-45 долларов за баррель. И они не могут вырваться к 70-ти дальше. Важно, по крайней мере, удержаться на этих позициях в условиях плохой ситуации в мировой экономике, включая китайскую экономику, где месяц от месяца показатели портятся, ситуация ухудшается. Зимой было так же, когда цены поднимались, перешагнули за 60 долларов за баррель, и казалось многим российским аналитикам, что сейчас они уйдут вверх, а они "развернулись" и пошли вниз. Будет ли новый коридор колебаний, когда верхний показатель может опуститься - увидим, это уже будет связано с дальнейшим спадом в мировой экономике и с увеличением доступа иранской нефти и газа на мировой рынок.
Вопрос: В это время отмечается снижение нефтедобычи в России. Но глава "Лукойла" Вагит Алекперов считает, что по мере разработки месторождений в Арктике добыча снова возрастет, и Россия выйдет в лидеры по производству нефти. Согласны ли Вы с ним?
Василий Колташов: Разработка северных месторождений является бессмысленной при текущей ценовой динамике и текущей динамике спроса. Увы, только сумасшедшие могут сейчас заниматься разработкой северных месторождений. Это, напротив, увеличит предложение нефти при том, что добыча является дорогой. Естественно, это будет чревато только убытками для России. Россия и так уже имеет целый ряд неудачных проектов, таких, как Северный поток, сейчас строится Турецкий поток, в котором все идет неладно. Единственное, что хотя бы как-то оправдывает эти проекты – это кризис на Украине.
Вопрос: На Ваш взгляд, как на стоимость нефти влияют события в Йемене и последние события вокруг Ирана, с которым у США наметилось "историческое взаимопонимание"?
Василий Колташов: Иран может повлиять на цены на нефть: они могут пойти вниз. Что касается Йемена, я не думаю, что там вооруженный конфликт как-то сильно повлияет на мировые цены на нефть. Его смогут удержать под контролем. А вот доступ иранского сырья на мировой рынок вполне способен привести к снижению мировых цен на нефть. Верхняя планка коридора в 65-45 долларов за баррель может опуститься до 45 долларов за баррель. Но большой спад цен на нефть все равно сейчас невозможен, потому что это зависит от процессов в китайской экономике. Как только китайская экономика уйдет в рецессию, мы увидим минимум мировых цен на нефть. Сейчас еще далеко не минимум.
Вопрос: Глава нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA Эулохио Дель Пино предложил странам ОПЕК смешать легкую нефть Африки с тяжелой нефтью Венесуэлы, чтобы противостоять возросшему предложению на рынке со стороны США и Канады. Что Вы думаете об этом предложении?
Василий Колташов: Я думаю, что ничего смешать не получится. Вопрос ведь не в том, что США предлагают экспорт нефти, а в том, что цены на нефть находятся на низком уровне. Сейчас много будет звучать разных популистских необоснованных прогнозов, нереализуемых предложений, которые должны будут повлиять на рынок, оказать моральное давление на покупателей нефти. Проблема в том, что это делать бессмысленно, потому что у покупателей нефти – мировых экономик – ухудшается дело, они не могут себе позволить покупать больше нефти, чем раньше, или хотя бы столько же. Поэтому спрос на нефть будет, скорее всего, снижаться, в том числе и в российской экономике.
Вопрос: Есть версия, что в ближайшее время разногласия участников ОПЕК приведут к кризису и распаду организации. На Ваш взгляд, стоит ли России создать новое объединение экспортеров?
Василий Колташов: ОПЕК вряд ли распадется, но ясно, что сейчас ОПЕК не может эффективно действовать, защищая высокие цены, потому что ОПЕК – это союз экспортеров, и одна из его главных задач – это обеспечение высоких мировых цен. ОПЕК уже один раз серьезно проигрывал в этой борьбе за высокие цены, это было в начале 80-х, и сейчас ситуация тоже не способствует тому, чтобы ОПЕК мог как-то повлиять на происходящее. Если потребители уходят в рецессию, самое умное, что могут сделать страны-экспортеры, это не снижать добычу, а идти на потерю рентабельности и удерживать за собой, а может и увеличивать, долю мирового рынка в продажах нефти, что, кстати говоря, пытается сделать Саудовская Аравия. Саудовская Аравия правильно оценивает ситуацию и понимает, что надо нарастить свою долю. Тогда как сокращение добычи не может обеспечить повышение цены до нужного уровня.
Вопрос: То есть и альтернативу ОПЕК не придумать?
Василий Колташов: Это бессмысленно. Если неэффективным является старое объединение, то и новое тоже не сможет ничего предложить, потому что проблема не в форме объединения и даже не в том, что в ОПЕК недостаточно солидарности между странами, а в том, что слабый спрос, и объединение экспортеров не может восстановить спрос. Эта задача таким образом не решится.
Вопрос: А каким образом ее можно решить?
Василий Колташов: Ее можно решить, только изменив экономическую политику в каждой зоне мира. Хотя бы в экономиках БРИКС отказаться от политики вашингтонского консенсуса и наращивать собственное производство, ориентированное на внутренний спрос. Стимулировать внутренний спрос. Не ориентироваться на внешний рынок, а ориентироваться на внутренний.