Новый министр сельского хозяйства должен стать "генеральным конструктором" отрасли
Подтвердились слухи об отставке министра сельского хозяйства. Сегодня президент России Владимир Путин освободил Николая Федорова от занимаемой должности и назначил своим советником по аргосектору. Полномочия главы ведомства перешли губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, которому президент тут же дал поручение решить проблему импортозамещения и заполнить российский рынок отечественной продукцией. Вероятно, бывший министр с этой задачей не справился. В интервью Накануне.RU президент ассоциации "Росагромаш", сопредседатель Московского экономического форма Константин Бабкин рассказал, чего не хватало прежнему составу Минсельхоза и чего село и промышленники ждут от обновленного.
Вопрос: Константин Анатольевич, можете ли Вы назвать произошедшую кадровую перестановку ожидаемой?
Константин Бабкин: Слухи о том, что Федорова должны сменить, ходили давно. С одной стороны, это ожидаемая перестановка, с другой – это неожиданно, потому что сроки никто не мог назвать. Вообще логика президента поменять Николая Васильевича ясна, потому что взаимодействие министра с аграриями было недостаточным.
Вопрос: Известно, что Путин назначил на место Федорова губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. На Ваш взгляд, справится ли он со своей задачей?
Константин Бабкин: Он пользуется репутацией человека, который разбирается в вопросах сельского хозяйства в Краснодарском крае, одном из наиболее успешных аграрных регионов. Правда, злые языки утверждают, что Ткачев поддерживает только крупные аграхолдинги, в первую очередь аграхолдинг, который принадлежит его семье, но не думаю, что такая практика подтвердится на федеральном уровне. Я думаю, что на посту министра сельского хозяйства перед ним откроются новые перспективы, он сможет проявить себя.
Если он сможет реализовать потенциал сельского хозяйства, даст шанс молодежи, даст шанс на развитие небольшим хозяйствам, некрупным фермерам, то он станет очень авторитетной фигурой. Потенциал развития сельского хозяйства очень большой, президент и премьер готовы поддерживать развитие агропрома. Если министр сможет увидеть этот потенциал и скоординировать развитие отрасли, то он станет большой политической или даже исторической фигурой в России. Шанс у него есть.
Вопрос: Как Вы считаете, чего не хватало прежнему составу Минсельхоза, и какими качествами должен обладать министр?
Константин Бабкин: Николай Васильевич, к сожалению, не смог стать именно координатором работы отрасли. Например, по проблемам сельхозмашиностроения он не провел ни одного совещания, не поставил никаких задач, хотя решения, касающиеся сельхозмашиностроения, ему приходилось принимать: по выделению субсидий, по торговому регулированию. Представители других отраслей – молочной, зерновой – тоже говорили, что им не уделяется внимание, вопросы не решаются. Мы видели, что при огромном потенциале развития, при политической ситуации, которая толкает к тому, чтобы увеличить производство продовольствия, сельское хозяйство в каких-то сферах развивалось по 1,5% в год, где-то наоборот деградировало, снижало объемы производства, топталось на месте. К сожалению, предыдущий министр не смог реализовать имеющийся у страны потенциал.
Что будет при новом главе Минсельхоза - посмотрим. Это фигура, конечно, из губернаторов – из близкого окружения президента, входящая в руководство партии "Единая Россия", и это назначение показывает, что скамейка запасных у президента не такая большая. Но, все же, пока надежды на улучшение ситуации есть.
Вопрос: Вы упомянули, что необходимо поддерживать в первую очередь небольшие хозяйства. Какие сейчас есть проблемы в распределении субсидий, и почему важно субсидировать именно мелких и средних товаропроизводителей?
Константин Бабкин: Это важно, потому что стране нужно не только произвести определенное количество тонн пшеницы и мяса. Нужно поддерживать жизнь на селе. Развитие хозяйств малого, среднего уровня, образование местных собственников, которые живут в деревне, знают все проблемы села, которые нацелены на улучшение жизни в конкретном селе или конкретном округе, дает шанс на возрождение села. Такая политика могла бы создать средний класс – класс небольших собственников, которые и помогут делу возрождения сельской России.
Поддержка крупных агрохозяйств, владельцы которых живут в Москве, а то и за границей, создает условия разрыва между жителями села и теми, кто принимает решения. А это ведет к постепенной деградации. К сожалению, политика последних двух министров – Гордеева и Федорова – официально провозглашала поддержку крупных аграрных холдингов. В первую очередь им выделялись субсидии, льготные кредиты, их проблемы решались, их слушали. А до фермеров субсидии никогда не доходили и не доходят. Поэтому многие деревни умирают.
Поддержка мелких хозяйств – задача политическая, социальная, но и экономическая тоже. Крупные агрохолдинги считаются успешными во многом благодаря субсидиям, но у мелких хозяйств есть свои преимущества: руководитель хозяйства может принимать более компетентные решения, потому что он знает местные природные условия, условия почвы или характер местных людей. Так что у фермера есть преимущества, но отсутствие субсидий и внимания государства сводит его преимущества на нет. Понятная и прозрачная система распределения государственной поддержки могла бы создать и экономические условия для более успешного развития нашего сельского хозяйства, для увеличения производства сельхозпродукции.
Вопрос: Вы отмечали ранее, что за увеличение субсидий, снижение налогов и получение дешевых кредитов в отрасли должен быть ответственен министр сельского хозяйства. Наверняка в Минсельхозе считают, что за все это ответственны другие ведомства – Центробанк, Минфин и так далее.
Константин Бабкин: Министерство сельского хозяйство не работает само по себе, не принимает самостоятельные решения по многим вопросам, ему надо координировать свою политику со многими другими министерствами. Поэтому министр сельского хозяйства должен уметь договариваться, уметь добиваться от других министров нужных для наших фермеров решений. Ткачев хож к президенту, умеет решать лоббистские вопросы, поэтому у него есть шансы на то, что он сможет повлиять на изменение всей экономической политики.
Вопрос: Как Вы думаете, актуальна ли на сегодняшний день угроза поставок некачественной продукции из-за рубежа? Стоит ли новому министру сельского хозяйства акцентировать внимание на ее решении?
Константин Бабкин: Продажа продовольствия неизвестного качества в наших магазинах и отсутствие четких регламентов состава продовольствия - очень большая проблема. Это, во-первых, снижает спрос на качественную продукцию российских фермеров, и, во-вторых, негативно сказывается на здоровье нации. Качество продовольствия – важнейшая вещь, за которой должен следить министр. В Германии, кстати, профильное министерство называется "Министерство сельского хозяйства, продовольствия и защиты прав потребителей". Там тема защиты здоровья нации, потребителя играет большую роль – это определено в названии ведомства. Я думаю, что это неслучайно, и это очень важная вещь, надеюсь, что новый министр будет уделять внимание качеству продовольствия.
Вопрос: Путин уже поставил перед Ткачевым задачу быстро заполнить рынок отечественной сельхозпродукцией. Надо полагать, что с вводом продуктовых санкций Федоров с этой задачей не справился - одних экспортеров продукции мы просто заменили на других, которые не вводили против нас санкции?
Константин Бабкин: Решение вопросов импортозамещения касается не только Минсельхоза, это задача всей экономической политики, так как нужно снижать налоги, тарифы монополий, стоимость кредитных ресурсов, поддерживать экспорт, защищать рынок от нечестной конкуренции из-за рубежа, развивать политику в области образования, чтобы готовить качественных специалистов, а не бакалавров, которые ни в чем не разбираются.
А министр должен быть генеральным конструктором отрасли, который определяет направление технологического развития и делает все, чтобы это развитие шло скоординированным, а сельское хозяйство развивалось как единый аграрный комплекс России.
Вопрос: Вы также считаете, что в силах главы Минсельхоза - остановить сокращения сельских школ и медучреждений, а также содержать нормальное транспортное сообщение. Очевидно, что эта работа разнопрофильная, и тут одному министру не справиться. Может быть, вместе с министром необходимо обновить и всю команду минсельхоза, добавить полномочий?
Константин Бабкин: У министра уже есть полномочия для того, чтобы обновить команду, я думаю, что новый министр этим займется, но проблема в том, что надо изменить всю экономическую политику Правительства. Нужно ориентироваться не на мнимую борьбу с инфляцией, которая на деле только растет, и не на накопление стабфондов, а на развитие несырьевого производства, в том числе в сельском хозяйстве. Может быть, мы доживем до такого момента.