Режиссер фильма "28 панфиловцев": Великая Отечественная - это самое ближайшее доказательство нашей состоятельности и могущества
В последнее время выходит много фильмов про Великую Отечественную войну и про послевоенный период в СССР, особенно любят снимать про нашу войну фильмы в Голливуде. Но Голливуд – это помимо того, что фабрика грез, это еще и комбинат по "насаждению" идеологии. Какова роль исторических фильмов в современном мире, и почему в фильмах про Великую Отечественную историю искажают в общей тенденции пересмотра итогов войны? Потому что фильмы про реальных героев, знание о силе подвига – лишние в "обществе потребления", считает режиссер "народного" фильма "28 панфиловцев" Андрей Шальопа.
Как выяснилось, исторический факт, на котором основан первый в истории России фильм, снятый на народные пожертвования, теперь подлежит пересмотру. Директор Госархива РФ Сергей Мироненко на днях заявил, что подвиг панфиловцев – выдумка.
"Слова, которые сегодня известны всей стране, приписали политруку сотрудники газеты "Красная Звезда", в которой и был опубликован 22 января 1942 года очерк "О 28 павших героях". "Подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора "Красной Звезды" Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого. Этот вымысел был повторен в произведениях писателей Н. Тихонова, В. Ставского, А. Бека, Н. Кузнецова, В. Липко, Светлова и других и широко популяризировался среди населения Советского Союза". Это я цитирую справку-доклад, которая была подготовлена по материалам расследования и подписана 10 мая 1948 года главным военным прокурором вооруженных сил СССР Николаем Афанасьевым. Уже с 1942 года среди живых стали появляться бойцы из тех самых 28 панфиловцев, которые значились в списке похороненных. И когда появился седьмой "воскресший", то началась проверка. Материалы расследования были переданы Андрею Жданову, секретарю ЦК ВКП (б) по идеологии, и несколько десятилетий никто не знал об их существовании," – сказал Мироненко.
Это заявление было бы не так значимо, если бы группа энтузиастов во главе с режиссером Андреем Шальопой не взялась за проект, который встревожил всю Россию, всех жителей постсоветского пространства - теперь это одна из самых ожидаемых картин у зрителей. В своем интервью Накануне.RU Андрей Шальопа рассказал о цели проекта: "У меня цель именно такая – я не вижу тех фильмов, которые хочу видеть, и единственное, что мне остается – это снять такой самому". Но оказывается, что у большинства россиян "патриотический голод" ровно на столько же не утолен, и именно поэтому фильм стал народным. Кино о подвиге действительно востребовано, и, осознав это, даже минкульт подал руку помощи (а точнее 30 млн руб.) на финальном этапе съемок фильма. Но что же теперь будет с самой идеей, если главный архивариус страны и другие ревизионисты истории победы СССР во Второй мировой войне заявляют, что подвиг 28-ми панфиловцев – "выдумка"?
Вопрос: Много фильмов о войне перед юбилеем Дня победы вышло уже и еще выйдет. Зачастую историю искажают, в лучшем случае, в худшем – но частом – просто опошляют Великую Отечественную войну, принижают подвиг советских солдат или же очерняют их. Видите ли Вы такую тенденцию и как оцениваете последние фильмы, например, "Битву за Севастополь"?
Андрей Шальопа: На самом деле, мне очень трудно судить чужое кино. Я могу исключительно как зритель дать этому оценку. Сейчас кино перестало быть прибежищем искусства, оно стало просто инструментом в бизнесе. И задачи, которые ставят перед собой создатели фильма – деньги. Самым главным творцом в создании фильма становится продюсер. Раньше это был режиссер, который инициировал написание сценария или сам его писал, или находил сценариста, или готовый сценарий, который хотел бы поставить - и дальше проходил все круги ада ради того, чтобы создать произведение искусства, боролся, в том числе с чиновниками, и в этой борьбе рождалось что-то. Сейчас все очень просто - есть бизнесмены, которые ставят перед собой задачу в лучшем случае - собрать кассу. В худшем случае – просто освоить деньги.
У людей на бывшем советском пространстве, у русских и других народов осталась потребность в военной истории, и речь идет именно о Великой Отечественной войне, потому что Великая Отечественная война – это самое ближайшее к нам доказательство состоятельности нашего этноса, его могущества, его величия, гордости. Это самое близкое и огромное по масштабу событие в истории.
В памяти об этой войне есть огромная потребность. И зритель, как мотылек на огонь, бежит на эти фильмы. И продюсеры это прекрасно знают и используют этот патриотический голод для своих бизнес-нужд. Потому не всегда, но чаще всего – это плохое кино. Потому что не было и цели создать что-то хорошее, была цель просто освоить деньги или использовать привлекательность того или иного названия.
Что касается "Битвы за Севастополь" – я, кстати, не скажу, что это плохое кино, может, это даже хорошее кино, но название – это как раз из области бизнеса – название использовано, чтобы привлечь людей в кинотеатр. Для очень многих людей еще "Битва за Севастополь" является знаковым историческим событием, и эти люди будут разочарованы, потому что никакую битву за Севастополь они не увидят. В лучшем случае самые гибкие из них увидят хорошее кино, на мой взгляд, неплохое.
Вопрос: А Ваша цель при создании "28 панфиловцев" какая была? Ваш фильм снимается не на деньги продюсера, а на народные пожертвования? Утолить патриотический голод?
Андрей Шальопа: Конечно, у меня цель именно такая – я не вижу тех фильмов, которые хочу видеть, и единственное, что мне остается – это снять такой самому. Моя потребность видеть такое кино очень велика, поэтому я написал сценарий и вокруг меня сплотились мои единомышленники, которые хотят того же. И мы все вместе придумали, как мы это сделаем. У нас не было денег, но они у нас постепенно появились, нам помог, в общем-то, наш народ, люди, которые так же, как и мы, нуждаются в таком кино. У нас совершенно другая изначальная цель, поэтому и задачи другие. И надеемся, что и результат будет другой.
Мы снимаем фильм о " Двадцати восьми панфиловцах", и рассказывать он будет именно об этом подвиге, а не о чем-то другом.
Вопрос: В фильмах, особенно голливудских, да и наших, подспудно идет какое-то очернение, опошление того периода или же - принижение значимости подвига советских солдат. Такое ощущение, что специально умаляют роль Советского Союза, героев в Победе над фашизмом?
Андрей Шальопа: Я не сторонник теории заговоров и всяких мистификаций. Просто люди, которые создают это кино - это люди уже нынешней эпохи, они видят мир под определенным углом. Сегодняшнее кино, неважно о войне оно или нет, отражает души создателей. И если кино создает человек, для которого подвиг, память о подвиге – является частью его системы жизненных ценностей, то он и не может создать другое произведение. Оно отразит обязательно его отношение. А человек, который считает, что самое главное – это потребление, и что наше прошлое состоит из сплошного предательства, тягот, искренне думает, что он обманут, и в прошлом обманут, и в нынешнем обманут – это тоже не может не отразиться на его произведениях. И отражается. Поэтому такие люди создают фильмы о том, что наше прошлое состоит сплошь из предательств, потерь, несправедливости, из гонений, из лишений – и настоящее обычно тоже. Мое мнение – все устроено по-другому. В моем прошлом было очень много героев, они есть и в настоящем – и это то, на что я опираюсь, это те люди и события, которые дают мне ответы на вопросы, как поступить сейчас. И это отразится в моем творчестве.
Вопрос: Да, для нынешнего поколения героев очень мало, помимо бэтменов и суперменов, конечно. А именно реально существовавших людей, на чей пример можно равняться – нет?
Андрей Шальопа: Почему же их нет? Они есть, но их нет в медиа-пространстве. А вообще-то они есть. И их очень много. И вообще, наш народ, на самом деле, очень легко делает нравственный выбор в сторону подвига. Просто мы об этом забываем, об этом мало говорят. По очень простой причине, потому что это мешает потреблять. На самом деле средства массовой информации говорят подспудно, как вы говорите, они учат – зачем тебе подвиг? Тебе надо потреблять, думай о себе. Думай о том, как ты будешь жить, нужно жить лучше, посмотри, вокруг тебя живут люди лучше, и ты должен думать о том, как жить лучше. Сейчас же поменяй старую модель телефона на новую, сейчас же пересядь на другой автомобиль, сейчас же вложи деньги в ипотеку и т.д. И человек привыкает, что так и надо делать, иначе он будет выглядеть неудачником, конечно же, ему необходимы атрибуты успеха, а эти атрибуты исключительно из области потребления. И в какой-то момент он понимает, что если он пожертвует потреблением в пользу чего-то, он окажется среди неудачников, зачем же ему такое? И от этого – брошенные родители, дети-сироты, потому что легче просто избавиться от ребенка и спокойно потреблять, чем его воспитывать. Потому сейчас реальные герои не нужны, нужны герои вымышленные, которых не бывает и быть не может. Потому что тогда человек посмотрит на Бэтмена, и у него даже мысли не возникнет быть похожим на этого персонажа, ведь речь идет о том, что ты можешь быть героем, только если у тебя есть сверхспособности или очень много денег. А поскольку ни того, ни другого нет, так что стараться?
Вопрос: Покупай новый телефон!
Андрей Шальопа: Да, и этого будет достаточно.
Вопрос: И все же, пересмотр истории - разве не объективная данность? И тут вас, как людей, снимающих именно исторический фильм, это касается напрямую. Вот, например, в нашумевшем интервью директора Госархива сообщают нам, что не было никаких 28 панфиловцев, что это вымысел от начала и до конца, просто повторенный затем писателями. Как прокомментируете это?
Андрей Шальопа: Да, я могу вот что сказать. Это на самом деле к политике-то большого отношения не имеет. Дело в том, что это просто очень некомпетентное мнение. Хоть этот человек – если это действительно его слова - является директором Госархива, это его более компетентным не делает. И некомпетентность тут даже в том, что он говорит, что подвиг панфиловцев воспевался в произведениях Бека – это вообще неправда, вероятно, он вообще даже не читал Бека, Бек никогда не писал о 28-ми панфиловцах, он писал про другой совершенно полк.
Но дело не в этом, дело в том, что есть два аспекта: первый - это реально аспект компетентности, когда для того, чтобы делать выводы, необходимо иметь материал. Есть архивы, которые хранят много тайн. Причем они хранят много тайн, потому что они засекречены до сих пор, во-первых. Во-вторых, это бумажные архивы, в которых очень трудно разобраться. Возможно, когда-нибудь, много-много лет спустя, когда в эти архивы войдут сотни, а, может быть, тысячи специалистов, которые смогут их структурировать и перевести в электронный вид и создать мощнейшую поисковую систему – то тогда проявятся какие-то тайны, которые мы до сих пор не знаем. И то это будет информация, которая позволит сделать предположения, гипотезы, все равно эти архивы - не стопроцентное доказательство чего-то, это документы. Даже не фальсифицированный документ и правильно составленный очень часто бывает далек от правды.
И я уверен, что люди, которые "развенчали" подвиг о 28 панфиловцах – это глубоко некомпетентные люди, которые и не видели никаких документов. Я это знаю, потому что я искал эти документы по подвигу, искал информацию, и я могу сказать – это очень сложно. Сложно найти что-то подтверждающее. Многих документов вообще нет, а какие-то просто очень-очень трудно найти.
А второй аспект – нравственный. Этот подвиг, вошедший в легенду, он не требует доказательств. Важен сам факт, что есть подвиг, вошедший в легенду, потому что это легендарные события – это нравственный код. В основном это нужно для детей, потому что мы воспитываем детей на этих примерах. Ребенок, пропустив через себя историю о подвиге, он формируется, у него формируются нравственные опоры. Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, во время которой сотни тысяч людей каждый день совершали подвиги – все их было бы неплохо описать, и обо всех о них неплохо было бы помнить. Но это просто невозможно. Человек не может так много помнить. Люди запоминают какие-то основные вещи, которые производят на них впечатление, и поэтому даже такое масштабное событие, как Великая Отечественная война, в памяти этноса сохраняется в виде нескольких десятков опорных легенд, это очень важно для формирования общества. И Подвиг 28 панфиловцев - это событие, на основании описания которого родилась легенда. Точно ли это, правда или есть искажения – сейчас не имеет никакого значения, потому что есть уже конкретная легенда, важен сам факт ее существования. Развенчивать ее – это просто какая-то глупость, тем более, это невозможно сделать. Ну, хорошо, нет доказательств, что это было, но нет доказательств и того, что этого не было. Ну и зачем тогда делать такие заявления? Это какое-то странное поведение. В итоге мы имеем перед собой выводы человека, во-первых, некомпетентного, во-вторых, безнравственного.
Вопрос: Теперь вам, помимо народа, помогает еще и Минкульт? Как вообще продвигалась работа – никто не ставил палки в колеса, или теперь, возможно, корректируете сценарий?
Андрей Шальопа: Нет, конечно, никто нам палки в колеса не ставил. Министерство культуры нам очень помогает, и министр наш Мединский нам помогает. Министерство культуры выделило нам грант – 30 млн руб., которые нас очень сильно поддержали в трудный момент съемок. Никаких "палок в колеса" нет, наоборот, нам все помогают.
Вопрос: Ну, кто платит, тот и заказывает музыку? У вас так не было, не просили убрать или вставить какой-то эпизод, персонажа? То есть это полностью ваше детище, и каким оно было до начала съемок - таким и останется?
Андрей Шальопа: Да, это полностью наше детище, мы ничего не добавляли, не убирали. Естественно, многие из тех, кто нам помогают, выходят на нас с предложениями – давайте сделаем еще так, давайте эдак. Но предложения предложениями, а наше личное авторство остается за нами. Мы ничего не изменили, чего бы нам не хотелось поменять. Если какие-то изменения от первоначального сценария и есть, то это только то, что может улучшить картину, по нашему мнению. И кстати, по-моему, каких-то кардинальных изменений даже и нет. Наши планы не поменялись, мы хотим "выйти" осенью этого года, то есть осталось у нас очень мало времени, еще огромный объем работы предстоит сделать, но, в принципе, все идет хорошо.