Виктор Мараховский: Протест "Ночных волков" против западного мейнстрима делает их образцовыми байкерами
Бытие современного байкера прямо определяет его сознание и политическую позициюПольша все-таки решила не пускать автопробег "Ночных волков", посвященный юбилею Победы над фашизмом, через свою границу. Либеральные комментаторы в России, как водится, поспешили сместить фокус с неприятного для образа европейской демократии скандала с запретами на "байкерство" для самих "Ночных волков". Дескать, что же это за байкеры такие, которые поддерживают действующую власть, ведь настоящий байкер - есть бунтарь против системы? Хотя верность байкерской субкультуре не является пунктом анкеты при въезде в Евросоюз, шеф-редактор проекта "Однако" Виктор Мараховский выступил в защиту "Ночных волков". Его экспертное мнение - специально для Накануне.RU.
В Польше история с байкерами обсуждалась в СМИ и в политических кругах на каком-то совершенно невообразимом уровне. Это был буквально предмет для национальной дискуссии. Будто бы речь не идет о хорошо зарабатывающих (ведь наличие большого страшного мотоцикла уже некий ценз), законопослушных мужчинах на мотоциклах, кстати, не первой юности. Тем не менее, в Польше это было раскручено до уровня истерики. И в результате медиа-истерики пропуск их по территории Польши для местного руководства стал политически невозможным. Вообще, обычно в "европейских демократиях" (назовем их так условно) решения так и принимаются. Этот факт просто невозможно комментировать с эмоциональной точки зрения, его возможно комментировать только с точки зрения любопытного феномена массового помешательства.
Что касается вопроса о том, являются ли "Ночные волки" настоящими байкерами, не нарушили ли они некие неписанные правила своей субкультуры в глазах наших западников, то да, исторически, на первый взгляд так и есть. Кто такие байкеры в представлении обывателя? Это мужчины на больших мотоциклах, которые если едут куда-то мимо, то скорее всего либо пить пиво, либо веселиться и драться. Действительно, среди байкерских группировок существовали самые разные типы, начиная от откровенно гангстерских (достаточно вспомнить конец 60-х годов и Ангелов Ада, которые контролировали на своем участке в США торговлю героином). Было такое, зачем спорить. Но в любой субкультуре всегда существует как маргинальный аспект ее проявления, так и вполне приличный.
Поэтому говорить о том, что байкер обязательно должен быть против всех и всего - это то же, что говорить сейчас, что настоящая звезда рок-н-ролла должна обкалываться героином, курить и умереть в 27 лет. Но интересно было бы послушать, как об этом расскажут Бобу Дилану или Юрию Юлиановичу Шевчуку. Между тем, в благополучной Европе, в том числе, уже лет 20-25 существуют байкерские клубы, которые объединяют владельцев дорогих мотоциклов (часто эти средства передвижения стоят как яхта). Теперь просто подумайте, при каких условиях человек может позволить вести такой затратный образ жизни (а эту яхту на колесах надо же где-то оставлять и обслуживать), если он не является человеком достаточно успешным и (давайте сделаем реверенс Европе) законопослушным? Если же говорить о Польше, то насколько я знаю, байкерские клубы и в странах Восточной Европы состоят из людей небедных.
В целом же байкеры как моторизированные панки, образ которых известен широкому обывателю, встречаются сейчас наверное только в Калифорнии, где всегда тепло и которая всегда была достаточно декоративным и искусственным пространством, полным разных фриков. Там даже коммуны хиппи есть до сих пор.
Собственно бытие современного байкера прямо определяет сознание и политическую позицию его, в том числе и наших отечественных "Ночных волков". Более того, если учесть, что байкерская культура является глубоко западной, то в каком-то смысле "Ночные волки", которые при этом являются "патриотами России" и "запутинцами", идут против мейнстрима западного сообщества, то бишь соблюдают дух неписанных заветов западного байкерского сообщества.