Французская сказка лейтенанта Васенина добралась до Ниццы
На фестивале в Ницце прошла французская премьера документального фильма "Васенин", сценарий которого основан на личной истории лейтенанта Красной армии, попавшего в немецкий плен и вступившего в ряды французских партизан во время Второй мировой войны. Сегодня авторы фильма запустили акцию "Васенин в твоем городе" (нужно записать мотивирующее видео - почему фильм необходимо показать в вашем городе), победителя обещают отправить путешествовать по Франции и пустить на премьеру в Лионе или Марселе.
И фильм, и приз очень патриотичные. С точки зрения французов. Роль Франции преподносится, как едва ли не ключевая во Второй мировой войне, что вызывает изумление у людей, историю знающих, и восторг у тех, кто ее переписывает. Мы уже писали про "Битву за Севастополь" - кино, которое довольно странно было представлять в преддверии 9 мая. А совсем недавно был показан фильм "Война непрощенных" про легион СС "Идель-Урал". Сказать, что спорный - очень мягко сказать.
Не поддержать идею фильма о героях войны - для русского себя не уважать.
Но позволим себе робко спросить - все-таки почему именно Васенин стал героем фильма? Есть и даже еще живы герои Великой Отечественной с куда более прозрачной судьбой, которым "не повезло" попасть в теплые страны во время Войны и пережить там любовную историю. Видимо, от того и не так они интересны для кинотворцов. Это ж надо искать новые подходы, новые творческие приемы, много и трудно работать, чтоб суметь представить обществу нетривиальное прочтение обычной военной судьбы тех сограждан, что и сотворили Великую Победу.
Куда проще использовать судьбы романтические и необычные. Проще и эффектней. Ну, да бог с ним. Давайте посмотрим - а что в результате у творцов получилось?
По факту - документальный фильм представляет сильно "однобокую" картину. И, несмотря на заявленный документальный жанр, обязывающий придерживаться документов и фактов, не ставит целью разобраться в проблеме воевавших на фронтах в других странах, не затрагивает тему коллаборационизма Франции. Все примитивней и эффективней с точки зрения будущих лавров. Есть только черное и белое: Васенин и Франция под знаком плюс, злые сотрудники государственных органов безопасности СССР – под знаком минус.
"Васенин" отличается не документальной пронизывающей правдой, а как раз художественностью. И не только по части изображения, но и содержания, никакого анализа событий, критической оценки (чем и отличается вообще-то документальный фильм от художественного) – нет. Режиссер без сомнения влюблен в Францию и пишет свою оду, не взирая на реальность. Документальная реальность неудобна авторам. Еще бы - если задаться вопросом о роли Франции во Второй мировой войне, ответ будет "не в тему" для романтической истории.
Доделаем работу за авторов. Обратимся к фактам.
Франция вступила во Вторую мировую войну в 1939 г., но активных военных действий не вела - в историю эти "доблестные, полные самопожертвования бои" вошли как "Странная война" - то есть, фиктивная. Французы сначала с удовольствием на дипломатическом уровне сдали Польшу, Чехословакию и надеялись, что Гитлер сразу после таких щедрых "подарков" от старой Европы отправится воевать в Россию, потому всячески его подбадривали, и даже объявив войну, старались особо не злить. На этой короткой войне между Францией и Германией никого не убивали, строили укрепления, ели, пили, слушали радио. Когда в 1940 г. Гитлер решил, что уже достаточно потомил Францию - он просто пошел и взял французскую территорию, маршем немцы зашли в Париж.
Вот такая реальная роль государства Франции во Второй мировой войне.
Увы, но никакого мощного сопротивления на территории оккупированной Франции тоже не было. Это не Югославия, которую стерли с политической карты мира много позже Второй мировой, но не в последнюю очередь в отместку за сопротивление немцам под эгидой Тито и с помощью Сталина.
Конечно, и в старушке-Европе было много несогласных, были отдельные настоящие герои, которые пытались давать отпор оккупантам, устраивать диверсии. Но в основном жизнь французов после оккупации практически никак не изменилась (французов, конечно, не евреев и коммунистов - их жизни очень изменились в большинстве случаев тем, что просто оборвались - но такой была плата французов за спокойствие). Север Франции находился под нацистской оккупацией с 1940 по 1944 гг. Югом страны в эти годы управляло коллаборационистское правительство в Виши, которое помогло фашистам депортировать 76 тыс. французских евреев в лагеря смерти. Выжили только 3 тыс. Сегодня французский суд уже на официальном уровне признал участие Франции в Холокосте.
Если не учитывать холокост, в остальном жизнь французов в годы немецкой оккупации мало чем отличалась от мирной - вот, например, корреспондент немецкого журнала "Сигнал" сделал снимки повседневной жизни Франции в период с 1942 по 1944 гг. Трудно представить, что это жизнь на оккупированных фашистами территориях, но фотофакты свидетельствуют. Смотрите. Сравнивайте с фотографиями блокадного Ленинграда, сожженных деревень, разбомбленных сел СССР и делайте выводы сами.
Молодые девушки катаются на велосипедах в коротких шортах, праздные толпы гуляющих в зоосаду, мальчик, кормящий слона, продовольственный рынок Парижа.
Как отмечал в 1999 г. немецкий историк доктор Вольфрем Верте: "Война Третьего рейха против Советского Союза была с самого начала нацелена на захват территории вплоть до Урала, эксплуатацию природных ресурсов СССР и долгосрочное подчинение России германскому господству. Перед прямой угрозой планомерного физического уничтожения оказались все евреи, цыгане, психически больные, коммунисты и другие "нежелательные" элементы". Это еще очень мягкая оценка деятельности фашистов на оккупированных территориях нашей страны – нежелательными были и нетрудоспособные люди, старики, дети. Немцам нужна была территория, освобожденная от аборигенов.
К сожалению, в документальном фильме о советском ветеране, который оказался на французской территории в годы войны, почему-то нет об этом ничего. Ни строчки, ни кадра, ни упоминания.
К чести маршала де Голля, отметим - он и его правительство немало сделали, чтобы французам хотя бы после войны стало немного стыдно за их в большинстве своем мирный коллаброционизм. Тогда же стал обрастать плотью миф о "Единой Франции" и Сопротивлении. Конечно, по меркам огромной и кровавой Второй мировой войны это был весьма незначительный эпизод, кусочек мозаики кровавого полотна. Но он был нужен послевоенной Франции и потому умелыми усилиями "мастеров искусств" вырос до вполне приличных размеров - "одного из героических эпизодов сопротивления европейских порабощенных народов". СССР использовал этот постоккупационный синдром в целях большой геополитики, поддерживая в большей степени, конечно, не героическое прошлое Де Голля, а его реальный антиамериканизм 60-х.
Что касается конкретно "Васенина", то фабула такова. Герой картины Николай Васенин участвовал в двух войнах – так его представляют зрителю. Действительно, его призвали перед советско-финской войной, боевое крещение получил в январе 1940 г., почти сразу был ранен и полгода провел в госпитале. После лечения остался при штабе, продолжил учебу, стал лейтенантом. К началу Великой Отечественной войны был командиром взвода. В июле 1941 г., то есть, через месяц после начала Великой Отечественной – попал в плен к немцам. Васенин сначала лежал в немецком госпитале для пленных, затем его отправили в Альпы - копать ямы для телеграфных столбов. Сбежал из плена он через два года - в 1943 г., и нашел приют в доме француза - днем работал на его ферме, "а по вечерам спускался вниз, чтобы "бороться с режимом". Так советский лейтенант, командир взвода, стал французским партизаном. "В отличие от наших партизан, жили мы не в лесах, а в домах", — делился воспоминаниями сам Васенин. В скобках заметим - это далеко не единственное отличие от наших партизан.
В фильме нам рассказывают, как Николай сумел захватить крупный опорный пункт немцев Сен-Рамбер-д’Альбон без оружия. Рассказывают, как сдались немцы, как он не хотел убивать врагов – ведь они такие же люди. Городок смогли удерживать три недели – союзники высадились, и Васенин передал управление американцам. За этот подвиг Васенин был представлен к Кресту бойца. Правда, эту награду Николаю Максимовичу прислали по почте только в 1990-е, когда наша страна хоть чуточку одемократилась и, видимо, французский орден сумел пробраться сквозь упавший "железный занавес".
В Париже в 1945 г. Васенин получил от французского правительства новую форму, лейтенантские погоны. Занял приличную должность — начальник военно-учетного стола.
Но решил вернуться в СССР.
И вот тут, конечно, началось - злобный оскал советских "гэбистов" проявился сразу. Военный трибунал вдруг – ни с того, ни с сего –приговорил Васенина к 15 годам ссылки. Фильм все-таки обозначается как документальный, потому выдумать ужасы концлагерей для настоящего героя французского сопротивления на жестокой Родине никак, видимо, не получалось.
Вернемся к реальной судьбе Васенина. Его отправили в Читинскую область, где он много лет работал на шахтах и приисках рудоуправления, в последние годы ссылки уже занимал высокую должность начальника электростанции. Там он и женился на девушке Зине, создал крепкую советскую семью, переехал на Урал. Но никак не мог забыть свой роман с француженкой во время войны. Французская девушка Жанна ему отказала (вот ведь как!) – это, собственно, и есть сюжетообразующий эпизод, взятый молодыми авторами документального фильма "Васенин" за главную сюжетную линию.
Как мы уже говорили, фильм обозначен как документальный. Но с документами и фактами-цифрами в нем не густо. Например, зритель так и не понимает - за что именно героя фильма отправили в ссылку после войны. Авторы просто и обыденно обозначают - для Сталина все бывшие пленные были предателями и трусами, и любой, кто побывал в плену у немцев, дома подвергался репрессиям. Очевидно, авторы ставили целью создать легенду о прекрасном воине, романтической судьбе. Потому заморачиваться копанием в мотивах военного трибунала, который должен был разобраться в фактах, забросивших героя на территорию, оккупированную врагом, не стали.
Французский отрезок жизни героя фильма естественным образом поддерживает красивую легенду о французском Сопротивлении. Кино всегда в той или иной степени романтизирует реальную историю, легендирует ее. Война Васенина проходила там, где проходила - на территории Франции. И была, естественно, "вписана" в реальность. Сказать точно, сколько человек было во французском Сопротивлении, невозможно. По простой и удивительной причине - нет никаких документов, фактов, подтверждающих реальное наличие партизанского движения (зато есть много фильмов, книг и рассказов, поддерживающих эту легенду).
Ну, романтика, так романтика. Но тогда удивляет другой момент. Авторы нас пытаются убедить в чистоте любовной истории-драмы русского Ромео и французской Джульетты - мол, жениться Васенину-босяку на возлюбленной Жанне не дал злодей-отец. Ну, угу, Ромео, и даже Джульетта.
Но как тогда объяснить следующее: не прошло и двух месяцев с момента исчезновения Васенина из поля зрения французской мамзель, как "горячая" француженка сумела принести в подоле ребенка совершенно от другого офицера – француза (и уже не спрашивала ничего у отца). Наверное, все дело в том, что француженка все-таки. Но достойная. Ибо она не имеет никакого отношения к тем 30 тысячам французских гражданок, которых французские же соотечественники после войны прилюдно брили налысо – за то, что мораль позволила этим дамам вступать в интимную связь с фашистами.
Затем "джульетта" дважды была замужем и, увы, вопреки настойчивым попыткам авторов фильма убедить зрителя в истинности французско-русской любви, почему-то вообще никогда не искала встречи с советским героем.
Сразу оговоримся - мы не пытаемся хоть сколько-нибудь умалить вклад в историю нашей страны, который внес сам герой фильма Васенин. Светлая память ушедшего в мир иной ветерана достойна всяческого уважения.
Мы о другом. О том, что именно, используя историю Васенина, слепили вполне себе не ветеранского возраста документалисты.
Чтобы разобраться - придется обратиться к фактам. Вообще-то кинодокументалистика, в отличие от художественного кино, сие не просто предполагает, а обязывает делать. Вспомните великого Михаила Ромма с его "Обыкновенным фашизмом" хотя бы.
В интервью с автором исторических исследований о Второй мировой войне Арсеном Мартиросяном мы попытались восполнить пробелы, которые есть в фильме – чем была Франция во время войны, насколько мощным было сопротивление, и действительно ли все советские солдаты после плена у себя на родине подвергались лютым и неоправданным репрессиям без суда и следствия?
Вопрос: Арсен Беникович, все ли бывшие пленные советские солдаты попадали в лагеря по возвращении домой? Действительно ли для Сталина все те, кто попал к немцам в плен, были "трусами и предателями", как это указывается в релизе фильма "Васенин"?
Арсен Мартиросян: Что касается трусов и изменников, к сожалению, на первом этапе у нас странная ситуация была с этим вопросом - пытались представить, что, якобы, люди добровольно сдавались в плен и тем самым, якобы, изменяли присяге. К сожалению, это имело место, но не в таких масштабах, как это пытаются представить сейчас. Это проходило в рамках не лично сталинской политики, а на уровне командиров различных подразделений, но быстро это дело направили в соответствующее русло и привели к единому знаменателю.
Вопрос: Почему?
Арсен Мартиросян: Дело в том, что у нас сразу пошли возвраты пленных, выходивших из окружения. И 27 декабря 1941 г. ГКО принял решение №1069 "совершенно секретно", и потом это решение было продублировано приказом народного комиссара обороны, то есть самого Сталина - №0521 от 29 декабря 1941 г. В соответствии с этим приказом были созданы специальные фильтрационные лагеря для проверки освобожденных из плена и возвратившихся из окружения. Мера достаточно жесткая, никто этого не оспаривает, но шла война – противник не дремал и вербовал агентуру из числа попавших в плен.
Вопрос: Бывших пленных арестовывали или они сами должны были являться на проверку?
Арсен Мартиросян: Многие приходили сами, сдавались, но многие не сразу осознавали, что нужно сделать такой шаг. Поэтому мера эта была крайне необходима. По так называемым демократическим меркам – ни в какие рамки, но в условиях войны это правильная мера.
Вопрос: Есть какие-то доказательства, что не всех бывших пленных расстреливали без суда и следствия, не всех отправляли в лагеря заключенных?
Арсен Мартиросян: Да. У меня под рукой справка о ходе проверки бывших окруженцев и бывших военнопленных по состоянию на 1 октября 1944 г.
В общей сложности через спецлагеря за период с 1941 г. по 1 октября 1944 г. бывших военнослужащих Красной армии, вышедших из окружения и освобожденных из плена, прошло 354 тыс. 592 человека, в том числе 50 тыс. 441 офицер. Я сразу назову вам цифры, которые свидетельствуют, что с ними произошло – из этого числа проверено и передано в Красную армию 249 тыс. 416 человек, в том числе в воинские части через военкоматы 231 тыс. 34 человека. Из них офицеров 27 тыс. 42 человека, на формирование штурмовых батальонов 18 тыс. 382 человека, из них офицеров – 16 тыс. 163 человека. В промышленность по постановлениям государственного комитета обороны – 30 тыс. 749 человек. В том числе офицеров 29 человек. На формирование конвойных войск и охраны спецлагерей – 5 тыс. 924 человека.
Арестованы органами СМЕРШ 11 тыс. 556 человек. Из них агентов разведки и контрразведки противника – 2 тыс. 83 человека, из них офицеров по разным преступлениям – 1 тыс. 284 человека.
Убыло по разным причинам за все время в госпиталях и умерло – 5 тыс. 347 человек. Находятся в спецлагерях НКВД в проверке (подчеркиваю – в проверке) – 51 тыс. 601 человек. В том числе офицеров – 5 тыс. 657 человек.
То есть, если все проанализировать, то получается, что из 100% прошедших проверку, то есть 302 тыс. 992 человек, возвращены в воинские части 76,25%, в штурмовые батальоны было направлено 6,7%, в промышленность – 1,96%, в конвойные войска – 10,15%, арестовано – 3,81%. Убыли в госпитали, лазареты, а также умерли – 1,7%. То есть получается, что свыше 95% спокойно проходили проверку, чуть-чуть хуже была ситуация с офицерами, но здесь надо четко понимать, что с офицеров спрос значительно выше, чем с рядовых или сержантов. По итогам всей войны получается почти такая же ситуация - свыше 90% спокойно прошло проверку, возвращено в строй, либо направлялись на работу в промышленность, а количество арестованных по итогам войны из числа военнопленных всего 4%. И столько же было направлено в штрафные батальоны. То есть никаких лютых репрессий не было. Это все были необходимые меры для проверки людей, потому что война была крайне жестокая, враг был чрезвычайно коварный, лютый враг, и не стеснялся никаких методов.
Вопрос: А за что могли дать не высшую меру, а 15 лет ссылки? То есть, не просто же за то, что ты побывал в плену - должна быть какая-то другая причина?
Арсен Мартиросян: Как правило, ссылку давали за преступления против Советской власти. Против государства. Это, значит, прежде всего – переход на сторону врага, это участие в полицейских органах на оккупированной территории, в карательных мероприятиях. То есть, получали длительные сроки только за конкретные преступления, причем, я хочу особо подчеркнуть, что все эти люди получали сроки не просто так, а после действительной проверки, которая могла длиться несколько лет, а потом по решению суда либо особого совещания при НКВД - то есть в рамках существовавшего тогда законодательства - получали сроки. А не просто так, что какой-то кретин из Особого отдела взял и подписал, и человека отправили на 15 или 20 лет. Ничего подобного не существовало. Все делалось только в рамках существовавшего тогда законодательства. Нравится это кому-то, не нравится – это другой вопрос, но факт есть факт, все было в рамках законодательства.
Вопрос: Вот историческая задачка, не совсем понятно из фильма "Васенин" – за что же тогда молодого лейтенанта могли осудить? Он сбежал из плена, в ряды Красной Армии не возвращался, но вошел в партизанский отряд во Франции. За что же тогда было отправлять в ссылку?
Арсен Мартиросян: У нас журналисты очень любят раздувать какую-то конкретную историю и из нее делать суперглобальные выводы о лютости сталинского режима – это раз. Я прекрасно понимаю, что любой тележурналист это делает, если к нему попадает такой материал. Естественно, на антисталинизме очень легко "выдвинуться". Я это прекрасно понимаю.
Попал в плен, но при каких обстоятельствах? Я - юрист и чекист профессиональный, я не могу просто так рассуждать, я должен видеть дело конкретное, могу только теоретически высказать некоторые соображения.
Очевидно, было установлено, что в плен он попал не совсем так, как впоследствии рассказывал. Потому что о том, какая часть и при каких обстоятельствах была разгромлена, кто и как попадал в плен – это уже было к концу войны известно, потому что мы непрерывно проверяли все части, что с какой частью происходило. Во-вторых, огромное количество документов германской разведки, контрразведки попало в наши руки. Поэтому многое мы прекрасно знали. И я не думаю, что этот лейтенант был абсолютно чист и прозрачен - а его взяли чекисты и просто так хватанули и посадили. Нет. Обязательно шла очень тщательная проверка. Очень тщательная.
Повторяю – документов и свидетелей было чрезвычайно много, и просто так не могли посадить. Несмотря на то, что и были негодяи в органах госбезопасности, были карьеристы, мерзавцы, которые позорили честь чекистского мундира. Было все. Но – подчеркиваю – сначала глубоко проверяли, запрашивали различные подразделения разведки и контрразведки, а потом только выносили какие-то приговоры. Просто так посадить не могли.
Вопрос: А что вообще собой представляло сопротивление во Франции до 1944 г., до появления второго фронта? Это было мощное партизанское движение?
Арсен Мартиросян: Да какое сопротивление?! О каких партизанах вы говорите?
Во Франции вообще никакого сопротивления не было. Два-три поезда пустили под откос и вопят теперь на весь мир, что они якобы – сопротивление! Никакого такого нормального сопротивления не было во Франции. Франция, как хорошая проститутка, легла под Гитлера – и все. И ничего они не делали, чтобы по-настоящему сопротивляться. Более того, они прекрасно сражались на стороне Гитлера – знаменитая дивизия СС "Шарлемаль".
Какое сопротивление? Это какая-то пара десятков тысяч человек бегала по горам с автоматами, и все. И в основном инициировал их хоть какое-то сопротивление комитет "Свободная Франция" во главе с Шарлем де Голлем, который сидел в Лондоне - естественно, работали под дудку английской разведки. А никакого такого всенародного сопротивления, как у нас на территории Белоруссии или Украины, у них не было. И говорить о французском резистансе – мягко говоря, неуместно.
Вопрос: Франция сдалась, но был Шарль де Голль и несколько французских летчиков, которые образовали эскадрильи – одну в СССР, другие были в Королевских войсках Англии, это все, что внесла Франция в борьбу с Гитлером?
Арсен Мартиросян: Их союзническая помощь – мизер, капля в море. Французы раздули эту легенду, потому что им было стыдно за то, что они так всю войну провели. У них практически вся Франция сотрудничала с немцами, даже знаменитая Коко Шанель - и та была агентом Вальтера Шелленберга. А "Рено" поставляло им грузовики.
Все для немцев делали без особого сопротивления - и танки ремонтировали, и топливо делали, и вина поставляли, и еду поставляли, чего только они не делали. Еще раз повторю – Франция легла, как хорошая проститутка, сразу под немцев. И никакого такого глобального сопротивления там не было - это раз.
Во-вторых, многие отряды французских партизан были нашпигованы немецкой агентурой, причем, плотно нашпигованы. Даже по этой причине органы советской контрразведки вынуждены были проверять – что он делал в том или ином отряде? С помощью нашей советской разведки потом проверяли все эти данные.
Так что материалы конкретного дела надо смотреть, чтобы делать выводы.
Вопрос: А был ли шанс у Васенина вернуться на настоящий фронт войны?
Арсен Мартиросян: Шанс вернуться у него был, потому что практически все партизанские отряды Франции, те, которые якобы активно участвовали, они, как правило, были связаны с Лондоном, со "Свободной Францией Шарля Де Голля". И там была возможность через Англию вернуться на фронт. Многие так возвращались. Потому что английские самолеты часто приземлялись на территории Франции, и забирали нужных людей. Шанс был. Был шанс попасть в какой-нибудь отряд и на восток уехать, то есть, вариантов немало, особенно для человека, который смог сбежать из немецкого лагеря.
Подлинный второй фронт был у нас – наше партизанское движение. А на западе такого движения не было. Перед Германией они все лапки подняли, Дания хлеб посылала, Польша – миллион рабочих рук предоставила, чехи тоже никогда не брыкались. Они один раз только в 1942 г. взбрыкнули из-за того, что немцы им урезали пивную пайку, а так до конца войны клепали им и танки, и монтировали, и прочее.
А когда после войны Советский Союз попросил их сделать 800 особо мощных дизельных двигателей для того, чтобы интенсифицировать нефтедобычу – три года мурыжили этот заказ, который Советский Союз оплачивал, а немцы-то ничего не платили. Дания бекон поставляла - когда наши солдаты захватывали штабные обозы немцев, они просто были в диком изумлении, какое снабжение у них было: шоколад бельгийский, французский, консервированный виноград, вино, сыры, бекон датский, свиная тушенка, чего только не было! Наши солдаты просто понятия даже не имели, что такие продукты могут быть. Вот такое сопротивление Европы. Европа лизала сапоги Гитлеру, а потом они сделали вид, что они, якобы, победители. А потом вообще решили стереть память о вкладе Советского Союза.
Конечно же, это не те люди, которые прошли войну здесь, на территории Советского Союза – в голоде, холоде, как в песне поется: "Дни и ночи не смыкали мы очей у мартеновских печей", не говоря уже о том, что на фронте было. Конечно, эти люди, мягко выражаясь, будут косо смотреть на такую вот историю героя французского сопротивления.
И я пока материалы дела не увижу – верить в эмоции не буду. Нельзя желаемое выдавать за действительность – нужны факты и дело, а не подстраивать реальность под то, что хотелось бы видеть режиссеру в этом фильме. Особенно это касается таких эпизодов, которые создают героев. На эмоции таким фильмом очень легко воздействовать, но ведь офицер-то что сделал? Вместо того, чтобы попытаться вернуться на фронт, в СССР, он, видите ли, женился.
Ну, думайте сами. В то время, когда его же товарищи умирают в лютых боях на горящей земле Родины, он женится на француженке.
Вопрос: Ну наш герой все-таки не женился. Ему французская Жанна отказала.
Арсен Мартиросян: Ну вот. Я понимаю – любовь, я такой же человек, с такими же чувствами, с такими же эмоциями, но есть еще и высшая эмоция, высшая любовь – это Родина. Она один раз дается. Живой или мертвый, ты должен ее защищать при любых обстоятельствах и сделать все необходимое, чтобы вернуться на Родину и встать в ряды ее защитников. Вот, что должны делать солдаты.
Хотя, конечно, у каждого свой жизненный путь...
Вместо PS. Да, у каждого свой жизненный путь. Свои романтические воспоминания и чувства. Но надо ли из конкретный жизненной истории несостоявшейся любви творить не существовавшую историю героического сопротивления иностранного государства немецкому фашизму? Может, честней было бы документально и душевно рассказать о сложной судьбе простого человека?...