Либо будет Новороссия, либо киевский режим поглотит республики
Алексей Анпилогов о том, действительно ли "заморожен" проект Новороссии и на кого работает времяОлег Царев объявил о приостановке проекта "Новороссия" в связи с тем, что его деятельность не соответствуют положениям минских соглашений. И в СМИ начали говорить, что проект "Новороссия" будет заморожен.
Но давайте разделим деятельность, связанную с личностью Олега Царева, с проектом "Новороссия" и фактическим отношением людей к вещам, которые данный проект олицетворял и продолжает олицетворять.
Само по себе название Новороссия в том смысле, в котором оно употреблялось в среде ополчения, антифашистского сопротивления на Украине, подразумевало в той или иной степени реформирование всей украинской территории или, по крайней мере, юго-востока Украины в русле следования принципам общерусской цивилизации. Новороссия рассматривалась как альтернативное Украине государство в рамках единой страны, как бы мы ее ни называли – Россия, Российская Империя, СССР – которая собой представляла как раз всю русскую цивилизацию, что была в 1991 г. искусственным образом разъединена. Но внутри Украины, за исключением Крыма, не существовало какой-то субъектности, соответствующей этому движению, и субъектность была искусственно создана.
Олег Царев воспользовался данной идеей и данной, тогда еще виртуальной, субъектностью, для того, чтобы стартовать со своим, с моей точки зрения, достаточно политтехнологическим проектом "Новороссия". Когда был создан объединенный парламент ДНР и ЛНР, он был поддержан со стороны России как некий переходный этап. И он действовал, по сути, с начала июня до начала осени прошлого года. А закончил свою работу - после выборов в ЛНР и ДНР.
Развитие проекта происходило в двух плоскостях – с одной стороны, ополчение до сих пор использует символику Новороссии, это красный флаг с Андреевским крестом на его фоне. И в представлении ополчения те задачи, которые ставила перед собой Русская весна (создание антифашистского государства на Украине в тех границах, в которых оно сможет существовать, или же соединенная с материковой Россией республика в рамках каких-либо союзов, а то и вхождение в состав Российской Федерации на условиях субъекта) – они остались. Ополченцы по-прежнему эту идею не предали, и их мнение, в общем-то, никуда не делось. И если вы вспомните операцию в Дебальцево, то там не поднимали флаги ДНР или ЛНР – поднимался флаг именно Новороссии, тот самый красный флаг с Андреевским крестом.
А чем занимался Олег Царев? Уже осенью он предпочитал заниматься политтехнологическими проектами, придумав альтернативный гимн, который он исполнил с Викой Цыгановой, придумав альтернативный флаг, который не был никем особо в рядах ополчения принят и также в рядах политических активистов, которые боролись за проект Новороссия. То есть Олег Царев констатирует неизбежное – его редакция проекта "Новороссия", которая была завязана достаточно сильно на властных структурах в самой Москве, оказалась заложником минских соглашений. И поскольку Олег Царев оказался без широкой народной поддержки – он был вынужден объявить об окончании данного проекта.
Безусловно, в рамках существующих минских соглашений ни о какой Новороссии речь не идет. Более того, речь даже не идет о ЛНР или ДНР. В тексте минских соглашений достаточно четко прописаны так называемые "отдельные районы" Луганской и Донецкой областей, и последние заявления МИДа РФ, в частности Сергея Лаврова, которые он делал в СМИ, свидетельствуют именно о таком варианте, который сейчас пытаются реализовать на Украине - создание некой конфедерации или федерации, которую предлагается узаконить в виде конституционной реформы украинского государства.
Но заявления киевского режима не дают каких-то надежд на то, что данная конструкция (Минск-1 или Минск-2) будет в сколь-нибудь исторически обозримом периоде долговечна. Как следствие, здесь мы опять-таки встанем перед той же самой "вилкой", которая существовала в феврале 2014 г., в апреле 2014 г., в августе 2014 г., после штурма в Дебальцево в феврале 2015 г.
Несовместимые позиции разрешаются в пользу какой-то одной стороны. Либо Украина поглотит республики, либо и в самом деле будет создан какой-то новый государствообразующий субъект. С моей точки зрения, это не могут быть отдельно Луганская народная республика, Донецкая народная республика – нахождение этих государственных образований в рамках одной страны состоится, а вот как эта страна уже будет называться? Это решат люди. А политтехнологи могут только использовать выбор людей в своих интересах, как это происходило в прошлом году с проектом "Новороссия".
Каким путем это должно произойти? Как и киевский режим сейчас оказался в ловушке своей зависимости от стран запада, ЛНР и ДНР находятся в не меньшей, а то и большей зависимости от России и от политики Москвы. Не исключено, что решение украинского вопроса не оставит никаких вариантов сосуществования в рамках единого государства - как это произошло, например, в Абхазии и Южной Осетии, которые уже вряд ли сейчас кем-то мыслятся как части единой унитарной Грузии. ЛНР и ДНР. Тем временем, в ЛНР и ДНР создается независимая от Киева налоговая система, финансовая, даже денежная система, там происходит формирование вооруженных сил и внутренних войск. Да, пока это все, возможно, выглядит недостаточно последовательно, но этот процесс идет, и идет в одном направлении – в обособлении внутреннего пространства ЛНР и ДНР от пространства Украины, несмотря на все заявления в рамках Минска-2. То есть каждый проведенный день в государственном суверенитете ЛНР и ДНР, несмотря на то, что это непризнанные республики, отдаляет их от той унитарной Украины, о которой, тем не менее, говорят в Киеве. И делает все более призрачными положения Минска-2, несмотря на усилия и России, и Евросоюза, и даже США.
Новороссия – это пока метафизическое обоснование той мечты, что существовала у всех тех сотен тысяч людей, поднявшихся против киевской хунты, которая сейчас уже превратилась – в том числе и стараниями Российской Федерации – в легитимный киевский режим. Этот режим по факту враждебен России, враждебен русским, враждебен вообще всем идеям русской цивилизации. Киевский режим - это квинтэссенция антирусского проекта, и Украина идет этим путем в одном направлении – по отделению от России и русской цивилизации.
Руководитель центра координации "Новая Русь" Алексей Анпилогов для Накануне.RU