"Росатом" выписывает пропуск в ЗАТО для "импортозамещающих" инвесторов
Российское Правительство обратило внимание на проблему развития моногородов, когда вместе с промышленностью окончательно зачахли муниципалитеты, зависимые от единственного градообразующего предприятия. Для спасения ситуации был создан Фонд развития моногородов, но до сих пор деньги ВЭБа, уже внесенные в уставной капитал, не распределены. Нерасторопность и явное нежелание федеральной структуры оказывать реальную финансовую поддержку подтолкнули муниципалов к поискам других инструментов для диверсификации экономики. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития РФ" предоставил такую возможность моногородам в статусе закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Хотя экономическая ситуация в муниципалитетах, находящихся под опекой оборонных предприятий, далека от катастрофической, свой запас для роста они тоже исчерпали.
Даже кратное увеличение гособоронзаказа не может выровнять бюджетную обеспеченность территорий, а с появлением технологий, требующих меньшего количества сотрудников, в городах растет безработица – альтернативы работе на градообразующем предприятии-гиганте нет, в том числе, из-за препятствий для захода инвесторов. Но как же открыть экономику для частных вложений, не открывая закрытые города? Эту задачу сейчас и решают региональные власти и "Росатом".
Первые закрытые города появились во время работы над атомным проектом, который курировал лично Иосиф Сталин. Контроль за состоянием ЗАТО был соответствующим. В города, само существование которых советские власти засекретили, направляли деньги для выплат надбавок к зарплате в размере 20% (получали ее все работающие жители, вне зависимости от допуска к секретам). В советских ЗАТО была более развитая инфраструктура, города отличались благоустроенностью, а снабжению, в том числе и продовольственному, уделялось особое внимание. Сейчас из списка советских привилегий остались разве что надбавки к зарплатам (куда менее существенные), а также по-прежнему низкий уровень преступности.
Из режимных объектов с централизованным финансированием (ЗАТО не входили в состав городских округов) территории стали рядовыми дотационными муниципалитетами с КПП на границе. Развиваться только за счет оборонных корпораций города не могут: темпы экономического роста ограничены оборонзаказом, а новых производств в ЗАТО не появилось.
По этой причине "Росатом", "на балансе" которого находятся 10 российских ЗАТО, пролоббировал поправку в закон о ТОРах, которая позволяет создавать территории опережающего развития в "закрытых" муниципалитетах уже с 2016 г. Президент дал принципиальное согласие и его резолюция "согласен обеспечить" не заставляет сомневаться в том, что нормативная база для ТОРов появится уже в текущем году. Задача местных и региональных властей - успеть подготовить проекты для Минэкономразвития, которые позволят применять льготы для инвесторов. Этому был посвящен визит главы госкорпорации Сергея Кириенко в Челябинскую область, где находятся три из пяти ЗАТО "Росатома" в УрФО.
На сегодняшний день проблемы ЗАТО решаются за счет региональных властей. Помимо субсидий, выделяемых из федерального бюджета (400-600 млн руб. ежегодно), города получают значительные трансферты от области. Так, на Новоуральск и Лесной в 2015 г. в свердловской казне заложено 1,2 млрд руб. дотаций. Бюджет Новоуральска на этот год утвержден в размере 3,7 млрд руб., Лесного – 1,7 млрд руб. В развитие городов вкладывает средства и "Росатом", по словам председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, в бюджет Новоуральска было направлено свыше 4 млрд руб., в бюджет Лесного – 970 млн. Вместе с тем глава областного кабмина заметил, что стратегические перспективы развития "закрытых" городов определяются не объемами субсидий, а "состоянием реального сектора экономики, диверсификацией промышленного комплекса за счет создания новых производств".
Это подтверждает статистика регистрируемой безработицы в уральских городах "Росатома", которую озвучил полномочный представитель президента в УрФО Игорь Холманских. По его словам, зарегистрированный уровень безработицы в Новоуральске составляет чуть больше 2%, в Озерске – 1,8%, в Лесном – 1,3%, в Снежинске – 0,6%. Производства "Росатома" и по сей день являются основными для уральских ЗАТО, сказал полпред.
"Научно- технический прогресс не стоит на месте, совершенствуются технологии, и часть занятого на специальном производстве населения высвобождается, но имеет ограниченные альтернативные возможности для трудоустройства в ЗАТО. Возникает потребность многостороннего развития территорий", - сказал Холманских.
За счет работы площадок ТОРов в ЗАТО будут созданы 7-8 тыс. новых рабочих мест, это минимальная планка, на которую ориентируется госкорпорация. "Росатоам" создал управляющую компанию для отбора будущих резидентов ТОРов и проектов, создание координирующих органов в федеральных округах предусмотрено законом. Эту роль совместно с "Росатомом" будет выполнять уральское полпредство. Как и ожидалось, главными участниками станут компании "Росатома". В Челябинской области отобрано 10 инвестиционных проектов. Снежинские предприятия займутся проектами в области свайных конструкций (керамический завод "Снежинск"), ядерной медицины (Федеральный ядерный центр) и машиностроения (Снежинский ЗСЭМ).
Разработки для медицины есть в "Русгазе" Трехгорного, предприятия города готовы представить инвестпроекты в области энергосбережения и металлургии, а "Южуралгибромаш" планирует заняться производством оборудования для ТЭКа. Отметим, что территории опережающего развития в ЗАТО "Росатома" в большей степени будут ориентированы именно на импортозамещение. Как рассказал Накануне.RU Сергей Кириенко, в оборонной отрасли госкорпорации уже удалось решить задачу замещения поставок из стран НАТО и Украины:
"На сегодняшний день гособоронзаказ в ядерной отрасли полностью независим от импорта из стран НАТО. Мы либо создали необходимые запасы на период, пока осваиваем производство, либо уже нашли российские аналоги, либо развернули собственное производство по всей номенклатуре. Нам интересно воспользоваться дополнительными возможностями в гражданской отрасли. Целый ряд предприятий, которые закупают иностранную технику, с удовольствием закупили бы отечественную, если бы она была на рынке. Поэтому мы сегодня подписали соглашения со всеми крупными предприятиями нефтегазовой отрасли, есть соглашения с "Газпромом", "Роснефтью", "Ямал СПГ", ЛУКОЙЛом. Составили перечень техники, которая им нужна. Это связано с современными методами геологоразведки, бурения, мониторинга, диагностики. Последнее соглашение мы подготовили с Росгеологией, как раз связанное с мониторингом шельфа на арктическом побережье".
Уральские предприятия нацелены на производство продукции в области станкостроения, кроме того "Росатом" рассматривает возможность организовать на Южном Урале площадку по развитию отечественных информационных технологий. По словам Кириенко, атомная отрасль никогда не работала с иностранным "железом" и ПО, а в свете последних событий, и другие госмонополии намерены отказаться от зарубежной продукции в этой сфере.
"Сейчас у нас эти продукты приобретает РЖД, проявляют интерес "Газпром", "Транснефть" – все те, кто управляют сложными технологическими потоками, где нужны быстрые вычисления. И у нас есть свои программные платформы, которые разработаны для предприятий ядерного комплекса, мы сейчас активно у себя их используем. На мой взгляд, это очень интересное направление для импортозамещения", - сказал Кириенко.
В Свердловской области отобрано семь площадок. На базе индустриального парка Новоуральска могут быть реализованы проекты производства автономных источников тока на твердооксидных топливных элементах, а также катализаторов для автомобильного транспорта. На высвобождаемых площадках Уральского электрохимического комбината местные власти считают возможным запустить проект создания оборудования и материалов для аддитивного производства совместно с УЭХК и УрФУ. Ожидаемый экономический эффект от ТОРа в Новоуральске – 5 млрд руб. инвестиций, еще 2 млрд руб. можно привлечь в Лесной. Там ключевые проекты возьмет на себя градообразующий "Электрохимприбор" - это производства электротехнической продукции, наноматериалов и строительство завода по производству базальтового волокна.
Статус территории опережающего социально-экономического развития позволяет реализовывать подобные инвестпроекты с наименьшими затратами. Механизмы льгот предусматривают обнуление налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет, в местные бюджеты инвесторы будут платить налог в размере 5% первые пять лет и 10% в последующие пять лет вместо сегодняшних 20%. Страховые взносы с 30% снизятся до 6-7%, транспортный и земельный налоги будут взиматься по усмотрению муниципалитета. Это поддержка более существенная, нежели выделение средств на сбалансированность бюджета, уверены в ЗАТО, потому что льготы помогут облегчить обременения для бизнеса, существующие в "закрытых" территориях – КПП на въезде мешают попасть в город не только незваным гостям, но и инвесторам.
Свободного въезда в ЗАТО ядерного комплекса не будет, сказал Сергей Кириенко. Выбор между инвестициями и госбезопасностью перед госкорпорацией не стоит, на сохранении пропускного режима настаивает и ФСБ.
"Мы попробуем вместе с ФСБ сделать более быстрым режим въезда по пропуску, но никогда он не станет "вседозволенным". Мы полностью поддерживаем позицию ФСБ: привлечение инвестиций хорошо, но главная цель работы – обороноспособность страны. Ограничения с иностранными инвесторами есть. На территорию ЗАТО они не попадут, мы их сюда не пустим. Следовательно, нужно создать такие условия, чтобы отечественному бизнесу было выгодно прийти в территорию", - сказал Кириенко на совещании.
С такой позицией согласны и эксперты в сфере ядерной безопасности. В наше время территорий со статусом ЗАТО остается все меньше, говорит эксперт в области международной ядерной безопасности Челябинского государственного университета Дмитрий Захаревич. Города закрывали на время строительства объектов, но затем повышенный уровень секретности сохранялся только на предприятии. Статус ЗАТО снять с пяти поселений "Росатома" и 40 городов и поселков Минобороны.
"Челябинская область в советское время строилась в глубине страны, была изолирована от граничащих с нами государств. Тем не менее, в тех даже условиях были дополнительные барьеры. Сейчас границы серьезно придвинулись, и с точки зрения атомной безопасности и нераспространения оружия любой барьер – он не лишний", - рассказал он Накануне.RU, отметив, что даже если режим секретности когда-нибудь будет снят со всей территории муниципалитета, необходимо провести серьезную подготовительную работу по укреплению охраны периметра заводов.
Такую работу предстоит проделать в Новоуральске. Судя по заявлениям главы "Росатома" и уральских властей, границы округа все же будут открыты. По словам Кириенко, Уральский электрохимический комбинат не решает оружейных задач, поэтому со временем пропускной режим для города может быть отменен. Региональные власти так же считают реальной перспективу снятия статуса ЗАТО с Новоуральска, сказал Паслер. Условие изменения статуса – не только согласие региональных и местных властей, но и воля жителей. Член комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления Законодательного собрания Свердловской области Евгений Артюх отмечает, что опросы показывают, что больше половины жителей Новоуральска "за" снятие статуса ЗАТО, но принимать такое решение в угоду инвесторам не стоит. Есть более безопасные механизмы.
"Создавая ТОРы в этих территориях, нужно предоставлять гарантии инвесторам, что, в случае возникновения рисков, их инвестиции будут под защитой. Нужны и рыночные механизмы, гарантирующие сохранность вложенных средств, страховое агентство по примеру ЭКСАРа", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.
Поставить атомные моногорода на инвестиционные рельсы и при этом сохранить их особый статус "Росатом" рассчитывает к 2016 г., отбор проектов для ТОРов завершится осенью. После этого документы уйдут в федеральные министерства. Председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев отмечает, что роль территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала – ЗАТО – значительно возросла. Делать упор на порядок финансирования ЗАТО не совсем верно, говорит он, ведь вопросы бухгалтерии здесь вторичны - важно не потерять саму суть "закрытых" городов в погоне за красивыми названиями и новыми статусами.
"Ведь эти города создавались для решения стратегических задач, в том числе оборонно-промышленного и военно-строительного характера. Аккумулирование конечной прибыли происходит за счет активизации инновационного комплекса, создания и выпуска наукоемкой продукции, осуществления научно-технической деятельности. В России пока нет опыта функционирования ТОРов, и судить о каких-либо преимуществах ТОРов перед ЗАТО, и наоборот, в том числе и с точки зрения успешности финансирования, преждевременно", - считает депутат.