"Сребреница - один из пазлов в большой мировой игре"
Все больше появляется данных о том, что это была хорошо спланированная операция западных спецслужб, заявляют экспертыВ преддверии 20-летия событий в Сребренице Великобритания выдвинула на рассмотрение Совбеза ООН проект резолюции о признании геноцидом убийства 8 тыс. мусульман на территории "Сребреницкого анклава" 11 июля 1995 года. Россия ветировала данный документ, инициированный Великобританией. Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин в ходе обсуждения антисербской резолюции назвал ее "неконструктивной и конфронтационной". В ходе круглого стола в Москве эксперты попытались проанализировать, почему российская сторона заблокировала проект документа и о чем до сих пор "умалчивается" по факту так называемой "балканской резни". Подробности – в материале Накануне.RU.
Безусловно, события вокруг Сребреницы – один из самых трагических эпизодов боснийского вооруженного конфликта. Как отмечают эксперты, сама инициатива (проект резолюции) готовилась в тайне. "Этот проект был вброшен без консультации в рамках руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения и вызвал неоднозначную реакцию как в Боснии и Герцеговине, так и в Сербии. Проект изначально был крайне политизированным, односторонним и несбалансированным. Вместо якобы заявленной цели примирения в Боснии и Герцеговине, речь шла о дальнейшем обострении весьма хрупкой межэтнической ситуации и нарушении взаимодействия в процессе строительства новой Боснии", - прокомментировал заместитель директора Четвертого Европейского департамента МИД России Игорь Калабухов. Он подчеркнул, что британским партнерам было указано на это, однако они все равно "выдвинули проект резолюции в Совбезе". Без внимания остались и обращения руководства Сербии в адрес Совбеза о недопустимости принятия документа, и предложение Чуркина снять проект с голосования.
"Несмотря на все наши усилия, в том числе представленный нами альтернативный проект, который был направлен на обеспечение необходимых условий последовательной реализации Дейтона, британские партнеры при содействии союзников в Совбезе привели дело к тому, что документ не стал консенсусным", - добавил он.
В результате России пришлось применить право вето в отношении "сомнительной резолюции".
Инициаторы документа, руководствуясь решением международного трибунала в Гааге, квалифицируют события в Сребренице как геноцид. Однако, подчеркнул Калабухов, согласно этому решению деяния сербского командира Ратко Младича были признаны как "акт геноцида". В строго юридическом смысле то, что произошло, не попадает под квалификацию Международной конвенции о геноциде 1948 года, уточнил эксперт.
"События в Сребренице не должны вычленяться из общего контекста ситуации в Боснии и Герцеговине. Они сопровождались рядом варварских действий со стороны радикалов, которые нападали на сербские села вблизи демилитаризованной зоны. Это многослойное трагическое событие, которое нельзя рассматривать изолированно. Нельзя возлагать вину за осуществление того, что было названо геноцидом, на весь сербский народ", - убежден представитель МИДа.
Более того данные события нельзя рассматривать в отрыве от геополитики, продолжила профессор МГИМО (У) МИД России Елена Пономарева.
"Сребреница - один из пазлов в большой мировой игре. Это один из важнейших мифов современной мировой истории. Острие его направлено против России и Сербии, как аккумуляции сербского народа", - сказала она.
В этой связи появление такой жесткой резолюции в условиях усиления конфронтации неудивительно, отметила Пономарева. Вместе с тем, по ее мнению, такого "громкого масштабного резолюционного проекта" со стороны Запада не было по поводу событий в Руанде в начале 1994 года, когда за 100 дней было уничтожено до 1 млн жителей преимущественно одной национальности.
Трагедия в Сребренице не дает основания кропотливым исследователям и чистоплотным политикам говорить о событияхв этом анклаве как о "геноциде", считает профессор.
"О Сребренице мало что знают, поэтому эта проблема стала предметом политической спекуляции. Самим сербам приходится извиняться за то, что они делали. Все больше появляется данных о том, что это хорошо спланированная операция западных спецслужб. Ложь об этих событиях распространяется быстро и широко по миру. Мусульманскую версию событий в Сребренице никто не пытается опровергнуть", - выразила мнение руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Академик поддержала тезис о том, что это не был процесс "чистки одного народа". Сравнение с Бабьим Яром в данном случае неуместно, уверена эксперт.
"А у всех ощущение, что 8 тыс. мусульман свезли в одно место и расстреляли", - дополнила она.
До сих пор единого мнения относительно квалификации событий нет. В 1993 году ООН сделала Сребреницу защищенной от военных и охраняемой миротворцами зоной. "К сожалению, Сараево решило использовать эту зону для размещения своей дивизии, как место передислокации и отдыха. В этот период в районе было уничтожено 43 сербских села. Около 3,5 тыс. жертв было вырезано. Армия республики Сербской решила прекратить это и позволила войти в эту зону", - рассказывает Гуськова. Около 200 военных и несколько танков сербской армии вошли в демилитаризованную зону. Одним из ключевых эпизодов, обостривших конфликт, стал расстрел порядка 500-700 пленных мусульман. "Приказ никто не отдавал, это не была запланированная сербами акция. Вполне возможно, это были наемники", - подчеркнула она, выразив надежду на то, будет создана "международная исследовательская группа, которая поставила бы справедливую точку в этом вопросе".
Проект резолюции о признании убийства мусульман в Сребренице "геноцидом" поддержали 10 стран, 4 государства – Китай, Нигерия, Ангола и Венесуэла воздержались.
"То, что от поддержки проекта резолюции воздержался постоянный член Совбеза ООН Китай, показательно. Гибель более 31 млн китайцев во времена Второй мировой войны до сих пор не признана как факт геноцида со стороны Японии. В этом смысле речь может идти и об изменении картины Второй мировой войны", - пояснила Пономарева.
Тем не менее, вето России еще не дает гарантий, что вопрос "геноцида" в республике Сербской не будет подниматься и дальше. По мнению Пономаревой, не должно быть "никаких иллюзий относительно того, что Запад пойдет на уступки и сглаживание своих позиций".
"Не будет конструктивного разговора с Западом. Речь идет о балансировании на грани политического и экономического торга. Чем более жесткая позиция будет у РФ по тем или иным вопросам, тем более сговорчивы будут западные партнеры. Если сейчас резолюция на Совбезе ООН не прошла, это не значит, что Запад откажется от этой идеи. Он будет продвигать признание геноцида на других площадках, для этого подойдет ПАСЕ, еврокомиссии. Мы не должны поддаваться на надежду, что все устроится и наладится", - прокомментировала она.
Такого же мнения придерживается специалист РАН по балканскому вопросу Елена Гуськова. Запад на этом не остановится, утверждает она. В пример эксперт привела голосование по резолюции о независимости Косово в 2007 году.
"Был представлен план Ахтисаари. Когда этот план не прошел, также по ветированию России, западные структуры начали осуществлять его без Совета безопасности, и до сих пор это делают", - сказала Гуськова.
В свою очередь, Калабухов настроен более оптимистично. По мнению представителя российского дипведомства, диалог с западными партнерами по ситуации в Боснии и Герцеговине будет продолжаться. Ближе к концу 2015 году в связи с 20-летием Дейтонского соглашения, рамочно определившего "мир" в Боснии и Герцеговине, будет проведено заседание комитета Совета по выполнению мирного соглашения, на котором, возможно, будут найдены пути решения вопроса.