23 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBacq1
Тут http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/stoimost/, смотрите ссылку.
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/loaders/ по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика За рубежом

Не так страшен Иран. Газа и нефти в стране больше, чем возможностей для их добычи

После снятия санкций Иран намерен вернуть свою долю в экспортных поставках в Европу, заявил глава иранской нефтяной компании Сейед Мохсен Камсари. Нефтяные котировки традиционно легко поддающиеся любой панике, на новостях с заседания "шестерки" снизились незначительно, а сегодня Brent уже отыграла падение, поднявшись в цене до $58,8 за баррель. Причина в том, что оснований для разговоров о сиюминутном "обвале мирового рынка нефти" из-за возвращения на него Ирана нет. Во-первых, Иран никуда не уходил, а просто переориентировал потоки в страны АТР, сделав этот регион основным. Во-вторых, снижение добычи в стране после введения санкций составило всего лишь 2% от годового оборота мирового рынка. Но прежде чем вернуть даже эти утраченные баррели, Ирану придется урегулировать вопросы перераспределения квот внутри ОПЕК и озадачиться поиском денег для реанимации месторождений. 

Поставки из Ирана занимали 35-40% экспорта нефти в Европу, после введения санкций в 2012 г. стране удалось перенаправить практически все объемы добываемой нефти в восточном направлении. Благодаря росту поставок в Китай, добыча в стране снизилась на 48 млн т. в год – это порядка 1,5% годового физического рынка нефти в мире. Потому выход на прежний уровень добычи едва ли будет заметным событием для рынка нефти. Но страна ставит более амбициозную задачу. Директор международного департамента Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Сейед Мохсен Камсари заявил, что Иран постарается довести долю экспортируемой в Европу нефти до тех размеров, которые существовали в досанкционный период: "Будущая доля Ирана на европейском нефтяном рынке зависит от того, как мы будем работать, но, в любом случае, мы постараемся, чтобы она была по возможности максимальной". Вместе с тем Камсари подчеркнул, что перенаправлять объемы из АТР страна не намерена – азиатский рынок находится ближе к Ирану и останется основным.  

"Увеличение добычи требует серьезных инвестиций в инфраструктуру, плюс ко всему в стране будет расти внутреннее потребление, и часть нефти останется в стране. Поэтому на международный рынок будут влиять не столько реальные сырьевые составляющие, сколько информационный фактор. Сомневаюсь, что снятие санкций с Ирана обрушит рынок и события последних дней это подтверждают. Плюс ко всему Иран не будет копать себе же яму, так как у страны бюджет сбалансирован при высокой стоимости энергоносителей. Наконец, снижение цен на энергоносители может окончательно добить сланцевую промышленность США, Вашингтон в этом не заинтересован. Максимальное снижение – в районе $50 за баррель", - поделился своим прогнозом с Накануне.RU президент Центра стратегических коммуникаций России Дмитрий Абзалов.

Но некоторые отраслевые эксперты находят аргументы и в пользу более сильного падения. Ведущий аналитик ФГ "Калита-Финанс" Алексей Вязовский отмечает, что объемы экспорта упали довольно значительно. Если страна задастся целью нарастить экспорт, это может привести к переизбытку предложения на рынке и падению цен в район минимумов 2009 г. - $38 за баррель, считает он.

"До введения санкций Запада Иран добывал около 4,2 млн баррелей в сутки, направляя на экспорт 2,5 млн баррелей. После введения ограничений зарубежные поставки снизились до 1,1 млн баррелей в день, причем шла эта нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Иран уже заявлял, что после отмены санкций готов в течение пяти-шести месяцев нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки. А к 2018 г., как говорил в мае иранский министр нефти Бижар Намдар Зангене, страна будет ежесуточно добывать 5,7 млн баррелей", - рассказал Вязовский Накануне.RU.

Ежегодный рост внутреннего потребления нефти в стране – 2-3%, он продолжает увеличиваться последние 25 лет. Лишить свой рынок сырья в пользу экспорта невозможно, как и отказаться от Китая. Новые добычные мощности, которые позволили бы Ирану достичь поставленной планки, требуют инвестиций, которых не было больше 20 лет.  Развитие ТЭКа тормозилось еще и по причине отсутствия технологий: Иран бурил и добывал с привлечением западного оборудования и специалистов. 

"Это похоже на ситуацию с санкциями против России: если их отменят завтра, то через два месяца "Роснефть" или "Газпром нефть" не смогут разморозить проекты на шельфе и начать добычу. Ирану потребуются годы и миллиарды иностранных инвестиций для существенного увеличения добычи. И неизвестно, захотят ли американские компании или спонсоры из еврозоны заходить в страну. Они опасаются, во-первых, что арабы не сдержат свое слово по ядерной программе и деньги сгорят, во-вторых, возникновения военных конфликтов в приграничных государствах и конфронтации с Саудовской Аравией за объемы добычи", - оценивает ситуацию аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.

Саудиты уже назвали "ядерную" сделку исторической ошибкой, CNN со ссылкой на высокопоставленного чиновника страны сообщило, что аравийцы могут принять "решительные шаги" в ответ. И дело не только в борьбе за роль регионального лидера. Напомним, после введения санкций против Ирана, квоту страны забрала Саудовская Аравия. Для увеличения добычи на 1 млн баррелей в сутки Ирану нужно ее вернуть. Решений несколько: забрать квоту у Саудовской Аварии или увеличить нормы добычи для ОПЕК. Любое решение чревато катастрофой.

"Иран постарается вернуть свои квоты путем массированных поставок, квоты скорее всего будут перераспределяться. Отмечу, что страны не выполняют взятые на себя обязательства в рамках ОПЕК и наблюдается превышение ограничений. Есть предположение, что Иран будет наращивать добычу в одностороннем порядке", - не исключает Абзалов.

Если же страна попытается официально выбить право на увеличение добычи, то под угрозой будет само существование ОПЕК, прогнозируют эксперты.

Иран занимает второе место в мире по запасам газа, но месторождения не осваивались, в том числе, благодаря усилиям Запада и США по организации войн на Ближнем Востоке. Сейчас США всерьез увлеклись игрой в антироссийские санкции и уже ищут возможности для их распространения на "Газпром": газовая монополия вместе с "Газпром нефтью", "Сургутнефтегазом" и "Транснефтью" в июне были включены в санкционный список Канады. США могли бы и сами ударить по "Газпрому", но тогда Америка нарвется на конфликт с Европой, которая, как бы ни старалась, не может отказаться от поставок из России. Поэтому блокада с иранского газа снята, Штаты предлагают ЕС альтернативу "Газпрому" – государство, у которого нет трубопроводной инфраструктуры, а СПГ-проект пять лет как свернут.

Единственный иранский трубопровод Тибри-Анкара мощностью 14 млрд кубометров, ориентирован на Турцию, технологический ресурс для транзита в Европу невелик. Для поставок необходимо расширять  TANAP-TAP, открывать новые добычные проекты – на это уходят десятки лет. Иран в силу своих возможностей пытается ускориться: он готов предоставить зарубежным компаниям допуск к газовым месторождениям и даже ведет переговоры с Россией о поставках газа по "Турецкому потоку". Но газовый иранский проект еще далек от реализации. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС