Турбулентность медиарынка: кто усиливается, а кто остается на периферии
Медиарынок пришел в движение. Небывалый размах приобретает борьба "бульдогов" крупного бизнеса под СМИ-шной поляной. Усиливает свои позиции Алишер Усманов, не дремлет и предправления "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко - настолько, что на частоте ВГТРК этот медиа-"олимпиец" откроет спортивный канал (возглавить его может... Тина Канделаки), а гендиректор газпромовского НТВ Владимир Кулистиков, по некоторым данным, покидает свой пост. После санкционной войны России и Запада, которая задела рекламный рынок ТВ (многие товары американских корпораций перестали рекламироваться), эхо московских разборок и распределения бюджетов докатилось до регионов. ОНФ и депутаты Госдумы затеяли борьбу с региональными контрактами СМИ, местные медиа также "отрубили" от мультиплекса цифрового ТВ... Чем чреваты такие изменения – читайте в материале Накануне.RU.
Страсти по цифровому ТВ: мяч на стороне "федералов"
Президент России Владимир Путин подписал поправки в законы "О СМИ" и "О связи". Они закрепляют нормы двух цифровых мультиплексов и запрещают вносить в состав телеканалов любые изменения. Причиной волнения региональных телевизионщиков стало то, что несмотря на обещания и гарантии, которые предоставляли региональным телеканалам о том, что под них будет квотировано место в первом мультиплексе, даже во втором весь пул каналов наполнен "федералами". Теперь место "регионалам" сулят в третьем мультиплексе, но когда он будет запущен и будет ли вообще – вопрос будущего, а работать региональным СМИ предстоит сейчас.
Законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму еще в декабре прошлого года. Достаточно долго шли согласования, и лишь в апреле законопроект был рассмотрен и принят в первом чтении, а в конце июня – в течение недели прошли второе и третье чтения. Еще через неделю закон утвердили в Совфеде и, наконец, 13 июля его подписал президент.
"Кроме того, установлен запрет для операторов связи на изменение телеканалов и радиоканалов, а также материалов при их распространении, кроме случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и радиоканалов. <…> Последовательность позиций обязательных общероссийских общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом РФ (с 1 по 10 позицию для телеканалов и с 1 по 3 позицию для радиоканалов), а для иных обязательных общедоступных телеканалов – по результатам проведения торгов на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексе на всей территории РФ (с 11 по 20 позицию телеканалов)", – говорится в пояснении на сайте ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
Таким образом, федеральный законодатель фактически исключает из мультиплексов и числа общедоступных социальных телевизионных каналов региональный компонент. Источники Накануне.RU в региональных ТВ озвучивают опасения по поводу того, что коммерческие операторы могут поднять стоимость услуг по ретрансляции каналов, что серьезно ограничит распространение информации в регионах.
Для справки напомним, что первый мультиплекс был сформирован в 2009 г. и утвержден указом президента России. Однако, позже в нем произошли некоторые изменения. В итоге, на настоящий момент в него входят "Первый канал", "Россия 1", "Россия 2" (будущий спортивный канал уже в холдинге "Газпром-медиа") , НТВ, "Петербург-5 канал", "Россия К" (Культура), "Россия 24", "Карусель" "Общественное телевидение России", "ТВ-Центр". Отметим, что изменения были связаны с последними двумя кнопками. ОТР утверждалось как независимый социально-значимый канал, который должен быть бесплатным, а близкий к московской мэрии "ТВ-Центр", предполагавшийся к участию во втором мультиплексе, после воцарения в столице Сергея Собянина сумел удачно занять нишу, которая до этого момента считалась "региональной компонентой".
Второй мультиплекс был сформирован на основе торгов на право осуществления эфирного вещания – в него вошли РЕН-ТВ, "Спас", СТС, "Домашний", ТВ-3, "Спорт-плюс" (НТВ+), "Звезда", "Мир", ТНТ, "Муз-ТВ". То есть, и здесь места для маневра "регионалам" не осталось. А поправки, утвержденные президентом, закрепляют эту норму, запрещая РТРС менять эфирное вещание каналов в пользу тех же региональных телеканалов, либо менять сам набор каналов. Им обещают отдать третий мультиплекс, но он должен начать вещание не ранее 2018 года. Если вообще начнет. По иронии судьбы, сейчас третий мультиплекс вещает фактически только на территории Крыма и Севастополя – он наполнен местными каналами. Но что делать региональным ТВ до 2018 года?
"Газпром-медиа" начинает и выигрывает...
Отметим, что и в первых двух мультиплексах не исключены определенные перемены. Связаны они со сделкой между ВГТРК и "Газпром-медиа" по приобретению четырех спортивных каналов и интернет-сайта, которые войдут в "большую спортивную семью" спортивных телеканалов НТВ+. Речь об этом шла 2 июня в рамках заседания Совета по развитию физической культуры и спорта под председательством Владимира Путина. Озвучивая повестку, глава государства обратил внимание на необходимость создания общедоступного бесплатного спортивного канала на российском телевидении. Докладчиком по этому вопросу стал председатель правления КХЛ, а также холдинга "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко.
Из его выступления стало ясно, что речь идет о приобретении ряда активов, принадлежащих ВГТРК, и консолидации их в рамках комплекса спортивных каналов НТВ+. Сейчас, с учетом 16 каналов НТВ+, к ним добавятся четыре телеканала, на которых транслируется спорт, входящих ранее в холдинг ВГТРК – "Россия 2", цифровые каналы "Спорт", "Спорт 1" и "Бойцовский клуб", а также интернет-сайт Sportbox.ru. Чернышенко упомянул о том, что вопрос обсуждался ранее, и глава "Газпрома" Алексей Миллер обращался с предложением о создании такого канала к президенту некоторое время назад. Интересно то, как оперативно был решен этот вопрос.
"На канале будут собраны все самые лучше и интересные события из мира спорта, а ценители отдельных видов спорта смогут посмотреть большее количество соревнований на тематических каналах", – подчеркнул Чернышенко.
Что касается того, где будет транслироваться новый канал, то этот вопрос Чернышенко также не обошел вниманием.
"Творческий коллектив будет сформирован из сотрудников данных организаций, имеющих уникальный опыт освещения спорта. Вещание канала будет осуществляться на всей территории России в аналоговом формате и в первом цифровом мультиплексе и может начаться уже этой осенью. Выходя с инициативой по созданию общедоступного всероссийского спортивного канала, "Газпром-медиа" берет на себя серьезные обязательства, в том числе финансовые. Мы снижаем, таким образом, финансовую нагрузку на бюджет Российской Федерации", – отметил чиновник.
В некоторых СМИ говорится о том, что сумма сделки составляет около 9 млрд руб., а на создание канала будет потрачено 1,2 млрд из "олимпийских" средств. Напомним, сам Чернышенко с 2005 г. возглавлял олимпийскую команду – сначала заявочный комитет, а с 2007 г. – организационный. Таким образом, Чернышенко – спортивный менеджер со стажем, к тому же, как считается, он близок к олигарху, которого традиционно связывают с Путиным – Геннадием Тимченко. Во всяком случае, сейчас Чернышенко и Тимченко работают вместе в КХЛ, в которой Тимченко возглавляет совет директоров, а Чернышенко – правление, а в прошлом году Чернышенко некоторое время занимал пост гендиректора инвестиционной компании Volga group, основателем и основным акционером которой является Тимченко.
Заявление о создании нового спортивного телеканала не заставило себя ждать. По последним данным, "Матч ТВ" (видимо, так будет называться канал), по некоторым данным, возглавит телеведущая Тина Канделаки. Она будет совмещать должности генерального продюсера и заместителя гендиректора объединенной спортивной редакции.
Одновременно с этим пронесся слух об уходе Владимира Кулистикова с поста гендиректора НТВ якобы из-за финансовых проблем телеканала. По некоторым данным, гендиректора не устроило то, что "Газпром-медиа" отказался утвердить смету на производство сериалов и шоу для нового сезона, который стартует осенью. По другой версии, возможный предстоящий уход Кулистикова связан с состоянием его здоровья.
Эксперты пока не готовы комментировать ничем не подтвержденное решение Кулистикова, однако, усматривают в метаморфозах "Газпром-медиа" определенную тенденцию. Генеральный директор "Центра политической информации" Алексей Мухин видит в действиях холдинга стремление к усилению на российском медиа-пространстве. НТВ и ВГТРК в этом случае есть, чего опасаться.
"Кулистиков еще в отставку не ушел, хотя все говорят об этом. Я думаю, что нужно подождать реальной отставки, это во-первых. Во-вторых, создание спортивного канала вполне предсказуемо в преддверии Чемпионата мира по футболу и иных спортивных мероприятий, на которые Россия рассчитывает. Поэтому я думаю, что специализированный спортивный канал может быть успешным проектом. Конечно, он не поправит финансовое положение, но тем не менее думаю, что при удачной раскрутке и умелом менеджменте это будет прибыльным предприятием. Да, это усиление "Газпром-медиа". Но дело в том, что на российском медиа-рынке уже существует незанятая ниша независимых СМИ. Поэтому, я думаю, что развлекательные и спортивные каналы будут постепенно заполнять ее. Ох, не вовремя Кулистиков уходит, ох, не вовремя!" – сообщил Алексей Мухин корреспонденту Накануне.RU.
Сделка с "Газпром-медиа" означает, что ВГТРК потеряет определенную долю своего влияния на медиарынке. Если пока ВГТРК принадлежит пять каналов, входящих в первый мультиплекс, считая "Карусель", которой поровну владеют ВГТРК и "Первый канал", и все три радиостанции, то теперь одну из этих ячеек займет "Газпром-медиа", которая удвоит свое представительство в этом блоке общедоступных обязательных каналов.
Помимо этого, можно сделать еще несколько выводов. Слова президента о необходимости создания общедоступного спортивного телеканала можно расценить как вопрос, адресованный главе ВГТРК Олегу Добродееву, ведь именно на базе ВГТРК много лет были попытки создать такой канал, которые - а) субсидировались из государственной казны и б) оказались, видимо, неэффективны, раз приходится эту миссию перепоручать конкурентам. И еще один вывод напрашивается из предпоследнего условия – если холдинг лишается субсидируемого телеканала, он, видимо, лишается и самих средств, выделяемых на эти нужды – только одной из последних поправок в бюджет более 1 млрд руб. выделялось для поддержания нескольких каналов холдинга, в число в которых входит и "Россия 2", а уж какая доля из этих средств приходилась именно на спортивную часть – сказать невозможно, не ознакомившись со святая святых – бухгалтерской ведомостью холдинга.
Кто крайний?..
На этот процесс изменений на рынке медиа накладывается и еще один, который, впрочем, в последнее время стал несколько менее заметным, но вряд ли исчез совсем. Речь о борьбе путинских "фронтовиков" с финансированием региональных СМИ из региональных же бюджетов. Эта история активизировалась после скандала с сахалинским губернатором Александром Хорошавиным, который пытался потратить "на пиар" 600 млн руб. , в итоге "слетел" с поста вовсе не за пиар, а с миллиардом наличных. Чуть позже в скандал едва не угодил подмосковный губернатор Андрей Воробьев, которого фронтовики "уличили" в пиаре на 2,6 млрд руб., тогда как суммарно бюджет подмосковных СМИ приблизился к 5,6 млрд руб. А мэр Москвы Сергей Собянин оказался "повинен" и вовсе в "копеечных" тратах – 57 млн руб., которые должны были быть платой за мониторинг критики мэра в СМИ и соцсетях. В итоге, дошло до того, что ОНФ предупредил губернаторов, чтобы они аккуратнее пиарились, а в Госдуму уже начали вносить законопроекты об уголовной ответственности для губернаторов за пиар из областной казны. При этом, никто так и не удосужился разъяснить, есть ли принципиальная разница между пиаром и услугами по информационному сопровождению деятельности областных властей. А если грани нет, значит, и трактовать норму можно по-разному. Но, вполне вероятно, что прямым результатом этого может быть сокращение финансирования региональных и местных СМИ. К тому же, любопытно, что сия десница "возмездия экономией" никак не затронула контракты федеральных ведомств и пиар федеральных чиновников в СМИ.
Безусловно, цифры, которые называют в ОНФ – достаточно крупные – где-то это сотни миллионов, где-то миллиарды, и в кризис нужно экономить, но забывать о здравом смысле все же не стоит. Руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта озвучивал в рамках мероприятий цифры финансирования региональных СМИ. По его данным, на поддержание всех региональных СМИ выделяется в 2015 году 36 млрд руб., тогда как в прошлом году было лишь 33 млрд руб. Но если вникать в детали, то настолько ли содержание региональных СМИ дорогое удовольствие, как об этом говорят? В той же Сахалинской области по данным принятого бюджета при доходах 121 млрд руб. сумма на поддержку всех видов СМИ составляет 226 млн руб. или 0,2% бюджета. А почти половина указанной ОНФ суммы концентрируется в нескольких субъектах – так стоит ли грозно рыкать на все регионы?
"В бюджете Москвы на 2015 г. на поддержку городских СМИ предусмотрено 11,2 млрд руб. (0,7% бюджета), в Московской области – 3,56 млрд руб. (0,7% бюджета, – прим. Накануне.RU). Лидерами по росту расходов на СМИ в 2015 г. можно назвать Тюменскую область, Якутию и Ямало-Ненецкий автономный округ. Пять регионов России (Белгородская, Мурманская и Курганская области, Тува и Алтай) в 2015 году потратят на СМИ столько же средств, сколько и годом ранее. Ещё 40 регионов эти траты снизили. Так, власти Санкт-Петербурга поддержку СМИ сократили на 60 млн руб. (выделено 1,24 млрд руб. на 2015 г.). В Чечне в бюджете 2015 г. расходы на СМИ составляют 950 млн руб.", – говорится в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
Таким образом, мы видим, что почти половина суммы, которую называл Гетта, приходится на четыре субъекта – еще 19 млрд руб. "размазаны" по 81 региону страны. Для сравнения, только государственное финансирование ВГТРК на 2015 г. составляет 23,5 млрд руб., телеканала Russia Today – 21,5 млрд руб, не говоря уже о том, что бюджет нескольких государственных СМИ в разы превышает поддержку СМИ в регионах по всей стране, но об этом ОНФ стыдливо помалкивает. Де-факто, осознанно или нет, но совокупность этих вещей будет означать неуклонное сокращение региональной прессы, либо ее переориентирование на другие источники финансирования. Все вместе это представляет и определенную угрозу общественному мнению в регионах – ведь, если в провинции не слышат ничего хорошего о региональных властях, то и к федеральному центру доверие будет резко сокращаться.
В уже упомянутом докладе Роспечати есть и позитивные примеры некоторых регионов по созданию областных информационных холдингов, которые не только вполне себе успешно функционируют, но и приносят серьезную прибыль. Например, в Татарстане АО "Татмедиа" принесло за прошлый год почти 1,5 млрд руб. прибыли, из которых только 339 млн были связаны с госзаказом. Остальное – прибыль от подписки, рекламы и т.д., похожие холдинги есть, например, в Воронежской области, Башкирии и Пермском крае.
Какое оно - эхо разборок Москвы?
Если вернуться к телевизионному вопросу, то тема попадания в мультиплексы цифрового телевидения ставит под вопрос финансовую состоятельность, а значит и выживание без преувеличения тысяч российских СМИ. По данным Роспечати, на начало июня в России было зарегистрировано 25 тыс. 781 газета, 31 тыс. 314 журналов, 4 тыс. 473 других печатных изданий. Для сравнения, в 2009 г. было зарегистрировано 27 тыс. 425 газет, 20 тыс. 433 журнала и 3 тыс. 817 иных изданий. Таким образом, мы фиксируем сокращение почти на 2 тыс. газет и рост журналов более чем на 50%.
"Доля прибыльных изданий на современном российском рынке печатных СМИ оценивается в 30-35%. Примерно такое же количество изданий, как считается, балансируют около ноля. Остальные полностью зависят от дотаций со стороны государства, региональных и местных бюджетов или собственников из числа бизнесменов", – говорится в докладе Роспечати.
Далее, агентство дает достаточно подробный анализ того, кто в действующей реальности сохраняет прибыльность, а значит "не подвержен стороннему политическому влиянию".
"Большую часть "видимой" прибыли российского сегмента печатных СМИ в 2014 году создали такие издательские дома, как "Sanoma Independent Media", "Hearst Shkulev Media", "Axel Springer Russia", "Burda", "Condé Nast", "Bauer-Media", "Metro". Из чисто российских издателей к таковым, пожалуй, можно отнести только "Издательство "Семь дней" и ИД "Московский комсомолец". В совокупности они генерируют порядка 60% реальной прибыли печатных СМИ. Прибыльны, прежде всего, глянцевые журналы "Cosmopolitan", "Elle", "Maxim", "Vogue", "GQ", "Esquire", "Караван историй", журналы "Форбс", "Гала", "Антенна-Телесемь", продукция издательских домов "Burda", "Bauer-Media", "Толока", "Северная неделя", бортовые журналы, издания типа "Главный бухгалтер", находящиеся на стыке печатных СМИ общего интереса и отраслевых изданий. В меньшей степени газеты "Ведомости" и "Коммерсант", – констатирует федеральное агентство.
Нетрудно заметить, что абсолютное большинство прибыльных и "независимых от политического влияния" изданий принадлежат иностранным собственникам, а вовсе не являются самодостаточными региональными изданиями, рассказывающим бабушкам в далеких селах, о том, что делается на различных уровнях власти для улучшения социально-экономического положения и выполнения тех же "майских указов".
По данным доклада, рынок сильно "просел" в конце прошлого года, когда из-за валютных колебаний выросла себестоимость производства, рентабельность прессы резко сократилась, вместе с инвестиционной привлекательностью. Однако, оказывается, есть и противоположные примеры – и здесь наше внимание вновь обращают на "Hearst Shkulev Media" – дочернюю компанию американского медиамонстра "Hearst Corporation". Этот холдинг в условиях кризиса вкладывает десятки миллиардов долларов в приобретение наиболее рейтинговых интернет сайтов, журналов и рейтинговых изданий – на сегодня имеются представительства в 55 регионах страны, наиболее крупных городах, а аудитория исчисляется в десятках миллионов читателей.
Логика федеральных властей вполне понятна – в условиях турбулентности, нарастающего кризиса, приближающихся парламентских выборов, нарастания дуги нестабильности по периметру границ и усиления конфронтации с рядом стран логично желание создавать и контролировать единое информационное пространство – несколько десятков каналов, какое-то число печатных СМИ и интернет-сайтов. Однако, есть большие сомнения в том, что при нынешнем уровне развития технологий, в том числе, связанных с созданием финансовых потоков, информационное пространство удастся поставить под контроль. Скорее, эффект будет прямо противоположным – погнавшись за тем, чтобы доставить до всех регионов федеральную повестку, можно упустить тот момент, когда региональная пресса будет вынужденно переориентирована на альтернативные каналы финансирования через западные холдинги, НКО, олигархов и даже интернет-пожертвования.
Тогда о каком едином информационном пространстве самой большой (по территории) страны в мире тогда можно будет говорить?...