Европа открывает глаза: "Эта Украина - мафиозно-олигархическая язва на нашей заднице"
Обзор событий в Приблатике - в материале Накануне.RUВласти в странах Балтии заботятся, прежде всего, о том, чтобы прилично выглядеть в глазах цивилизованного мира, к которому относят прежде всего и исключительно государства "золотого миллиарда". Это в целом положительное стремление выглядеть лучше, чем есть, истинно по-европейски, оборачивается нередко анекдотическими ситуациями, поскольку истинная, не витринная демократия складывается веками, ну невозможно сразу из грязи в князи. Договоримся сразу: существование почти 400-тысячной армии "негров" (неграждан) в Латвии и Эстонии, чего нет ни в одном уголке мира, выведем за скобки, об этом наши читатели достаточно знают из наших публикаций.
Депутат литовского Сейма от партии "Избирательная акция поляков" Збигнев Едзински на популярном сайте образно выразил свое видение ситуации на Украине в целом и о послужившей поводом смертоубийственной стрельбы в Закарпатье в частности: "Это медленно открывающаяся мафиозно-олигархическая язва на заднице Европы". Остро, грубовато, не комильфо? Не без этого, но ведь это демократия, каждый волен выражать свои мысли даже в таком оригинальном виде? Ан нет - желающих вынести бунтовщика, занявшего позицию "по ту сторону баррикад", из парламента, причем лучше вперед ногами, хоть отбавляй, и возглавляют их коллеги Збигнева по законодательному собранию.
В первых рядах известный ястреб, верный соратник патологического русофоба Витаутаса Ландсбергиса Мантас Адоменас, он атаковал своего товарища по парламенту также с помощью того же интернета: "хулиган должен принести публичные извинения Украине и ее народу, в том числе и за жаргон нижайших подонков. И пусть партия вправит ему мозги..." - и далее в том же ключе. Ну, если про лексику, то тут все просто - к любителям изящной словесности известного радикала отнести трудно, а вот по сути сложнее. Правящая коалиция уже давно катит бочку на славянскую партию (в связке с поляками действует и "Русский альянс"), выгнала ее за деструкцию из коалиции, а европарламентарий Вальдемар Томашевски подвергается настоящему остракизму: он и агент влияния Москвы, и сепаратист, а по большому счету – недруг независимой Литвы. А сейчас под прицелом карбонарий Едзински: ему припомнили и критику Путина за нежелание вводить войска в Донбасс и спасать людей от геноцида, и совсем возмутительные призывы бомбить киевскую хунту и прочее. И хотя депутат доказал, что слова вырваны из контекста и смысл в них не совсем тот или даже совсем не тот, отмыться от клейма "агенту Кремля" не удается.
А это значит, что власти демократию толкуют на свой лад: в стране должно торжествовать только одно – официальное – мнение, носители иных сразу объявляются врагами отечества. Именно по такой схеме репрессировали Виктора Успасских, основателя еще недавно самой популярной политической силы, а ныне почетного председателя "Партии труда", не раз помещали в "обезьянник" профессора столичного университета, экс-министра иностранных дел Повиласа Гилиса, подвергся импичменту президент Роландас Паксас – и несть числа этим примерам. Как и в истории с Едзински, катализатором гонений, а если называть вещи своими именами – репрессий выступает настоящая или мнимая связь с главным неприятелем на востоке, который якобы спонсирует "пятую колонну". Почти все обвинения высосаны, что называется, из пальца, ни одного доказательства департамент госбезопасности привести так и не смог, хотя президент Даля Грибаускайте, обвинив спецслужбу в неэффективности, недавно поменяла руководителя.
И настоящим апофеозом демократии стали обыски в русских школах, допросы (их называли деликатно опросами) учеников и преподавателей только за то, что они посетили свою этническую родину.
Показательно, что эти акты мракобесия в целом поддерживаются Брюсселем. Наши читатели в курсе тотального наступления на свободу слова и получения информации, уже давно практикуемого в Литве, запрещения популярных газет (не так давно под каток попала "Комсомольская правда"), RTR Planeta и других исключительно российских масс-медиа. Еврокомиссия не могла не откликнуться на многочисленные протесты прогрессивной, как раньше писали, общественности, и недавно устами Гюнтера Эттингера, известного своей борьбой с "Газпромом" еврокомиссара, озвучила вердикт: запрет российских телеканалов по причине разжигания ненависти обоснован. Председатель национальной комиссии по радио и телевидению Эдмундас Вайтекунас ликует: "Это прецедент!" То есть руки развязаны, теперь можно вешать замки не только на голубой экран, но и на немногие оставшиеся издания на русском и польском языках, ведущих вражескую – и никак иначе – пропаганду. Однако даже в Европе так думают далеко не все, ответственная в ОБСЕ за информационную политику Дуня Миятович уже не первый раз возразила: запрет СМИ противоречит подписанным, в том числе и балтийскими республиками, базовым декларациям в области прав человека. Однако вряд ли этот голос тут будет воспринят, согласно правилам местечковой демократии, слышат только то, что выгодно.
Доктор экономики из Таллина Владимир Вайнгорт тоже резко негативно оценивает действия собственных властей, уровень демократии. И задается риторическим вопросом: "Можно с неприязнью относиться к властям чужой страны, но зачем же плевать в суп соседям?" И разъясняет свою позицию: Польша выдала жителям соседней Калининградской области около 300 тыс. карточек на посещение в рамках безвизового приграничного сообщения, построила десятки крупных торговых центров в соседних воеводствах и гребет деньги лопатой, и это несмотря на то, что эти страны взаимно побили горшков, пожалуй, больше всех на континенте. А Эстония, которая находится даже в более выгодном соседстве с огромной и богатой державой (рукой подать Питер с пятью миллионами потенциальных туристов и покупателей, за кордоном на юге выход на древний Псков и далее на Москву), чей ВВП почти на 70% состоит из услуг – транспортных, курортных, туристических и прочих, сейчас испытывает большие трудности: грузооборот портов упал на 20%, количество российских туристов сократилось на треть (а именно они давали главный доход отельному и ресторанному бизнесу), животноводы бьют тревогу: они вынуждены сдавать молоко ниже себестоимости... А что предлагает слабенькая балтийская сестра прежнему большому брату: "Фестиваль мнений" на самой границе, организатор которого откровенно русофобский фонд "Открытая Эстония" приглашает в качестве ведущих известных совсем не с лучшей стороны музыковеда Артемия Троицкого и "низкопробного куплетиста Васю Обломова".
"Убежден: политика в угоду Шендеровичу, Обломову и бывшему шахматному королю (судя по всему, речь идет о Гарри Каспарове, – Накануне.RU) дивидендов не принесет", - заканчивает свое эссе ученый. А от себя хочется добавить: где, в каких учебниках записано, что обрекать свой народ на тяготы, демонизировать по черному соседа - верх демократии? И пример Англии, Германии, Швеции и прочих клеветников России убеждает только в том, что западная демократия в жесточайшем тупике, иначе как можно объяснить действия вашингтонского голубя мира с кассетной бомбой в клюве, именно их экспорт демократии превратил вполне благополучную при диктаторе Каддафи Ливию в руины и источник иммиграции, от которой стонет прежде всего Южная Европа?
Демократия в Прибалтике – не цель, а средство для достижения своих вовсе не благовидных целей, в том числе сохранения власти. Накануне выборов президента в Латвии разгорелась дискуссия по процедуре, одни доказывали, что демократичнее выбирать всенародно, другие стояли за то, чтобы оставить все как есть, то есть парламентом. Безусловно, справедливее, если каждый гражданин выскажется, в подавляющем большинстве стран так и делается, однако депутаты Сейма отказались менять правила. Почему, нетрудно догадаться: ведущей партией вот уже несколько лет остается "Центр согласия", считающийся пророссийским, а за штурвалом государственного корабля посредством хитро прописанных правил без смены националы, и они справедливо опасаются, что всенародное голосование даст преимущество центристам, которые круто изменят курс (кстати, те же мотивы преобладают и в Эстонии, где глава государства также определяется парламентом и где тоже доминируют националы). А Литва перешла к всеобщему голосованию только потому, что инородцы не представляют серьезной угрозы, их здесь всего 15% и чужак вряд ли прорвется сквозь плотные ряды таутининков (таута – нация).