Князь Владимир – одна из центральных фигур русской истории
28 июля исполняется ровно 1000 лет со дня преставления киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь и прославленного Церковью в лике равноапостольного, т.е. ставшего для Руси равным апостолам. В связи с круглой датой и установкой памятника в Москве вокруг этой фигуры вновь разгораются споры о том, каково историческое значение великого князя и его православного выбора для Русского Мира. Для "чистоты" рассмотрения вопроса нужно отвлечься от его церковно-религиозной составляющей.
Безусловно, Владимир известен и был канонизирован прежде всего за Крещение Руси, что стоит поперек горла тем социальным группам, которые или не приемлют Россию как отдельную цивилизацию, или пропагандой последних введены в заблуждение. Роль святого князя невозможно переоценить, потому что его выбор православия стал судьбой Руси, а само православие – "одним из кодов Русской цивилизации" (Андрей Фурсов).
Отметим вначале, что святость вовсе не означает безгрешности, над чем часто спекулируют, борясь с собственными домыслами. Когда в СССР награждали званием Героя Советского Союза, это было признанием выдающихся заслуг или выдающегося поступка человека безотносительно к его прочим личным качествам. То есть государственная власть отмечала человека, сделавшего что-то очень важное для государства. Подобный инструмент существует и в Православной Церкви, только награждение человека высшим "званием" является канонизацией, когда его причисляют к лику святых, отмечая его или святую жизнь, или какой-то особый поступок. В случае с Владимиром этим поступком стало Крещение Руси.
Чтобы понять значение этого события в русской истории, зададимся вопросом, который ставится, кстати, довольно редко: когда вообще впервые упоминается русский народ? Это выражение впервые появляется в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона в середине XI в., т.е. примерно через полвека или чуть больше после принятия православия. Хотя русы (русичи) фигурируют и в византийских хрониках IX-X вв., там они еще являются не собственно русским народом, а скорее военной дружиной. Как известно, сам корень "рус" может иметь разное происхождение, но как историческое явление русский народ появляется именно после принятия православия. Это ни в коей мере не служит основанием для вычеркивания дохристианской языческой эпохи, но она, следует признать, имела в большей степени племенной характер. Русский народ становится полноценным актором истории только после принятия христианства.
О дохристианских верованиях славян можно отметить интересную деталь. Поскольку слово "язык" по-старославянски означает народ, то язычество – это народные верования. А так как верования у разных славянских племен имели, при общих чертах, и различия, то они и не могли ощущать себя единым народом. Потому что когда разные племенные общности верят в разное, то они считают себя разными племенами. Поэтому до XI века в русской истории и фигурируют поляне, дверляне, кривичи и другие племена, но еще не русский народ, так как язычество в принципе внеисторично, а языческие племена живут вне истории. Характерный пример – Африка с ее многообразием местных верований, которые невозможно объединить. Поэтому и политическая карта Африки представляет собой пестрое одеяло, а сам континент столетиями находится на положении колонии.
В этом смысле решение Владимира стало для Руси "входом в историю", потому что все авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам) в корне историчны, полагая, что история имеет начало и будет иметь конец, в промежутке между которыми идет непрекращающаяся борьба зла против добра.
Именно она запечатлена на нашем гербе в виде всадника, поражающего копьем дракона (змия) – символ зла. Этот образ восходит к библейскому сюжету об обетовании Богом победы человека над дьяволом (Быт. 3, 14-15), которое со временем Русь поняла (и приняла!) как свою миссию. Сегодня, в условиях наступления сатанизма Запада, этот образ вновь воскресает в сознании русского народа: Россия – как последняя надежда на спасение человечества.
Примечательно и вовсе не случайно, что с герба Временного правительства, похожего на курицу и до сих пор красующегося на всех нынешних российских деньгах, образ всадника, поражающего дракона, исчез. Принимая во внимание, какие силы пришли к власти в России в феврале 1917 г. и в 1991 г., все становится понятным. История стала наделяться совсем другим смыслом. Этот смысл НЕ русский и НЕ православный, что лишь подчеркивает историческое значение православия для Руси.
Конечно, Владимир действовал, исходя из своих текущих представлений и интересов. Но факты говорят о том, что выбор веры был неслучайным. Да и само принятие монотеистической религии свидетельствуют о том, что к временам Владимира уже назрела необходимость в духовном объединении множества русских княжеств, и великий князь, видимо, это понимал. Поэтому когда говорят о насильственном навязывании русским не родного для них православия, то это имеет как минимум две натяжки.
Во-первых, сам русский народ, как мы его понимаем последнюю тысячу лет, возник только после Крещения Руси. А во-вторых, любое волевое решение власти всегда навязывается сверху. По-другому и быть не может. Дело не в этом, а в том, что народ в большинстве своем принял это, несмотря на случавшиеся еще языческие бунты и восстания волхвов. Кому же хочется отдавать власть? Примерно то же самое случится через тысячу лет, когда произойдет октябрьская революция, которая тоже была навязана сверху, а сама идеология коммунизма принесена из Европы. Это все так, но народом власть красных, а особенно с укреплением власти Сталина, тоже была принята, несмотря на коллективизацию и прочие испытания.
Не стоит забывать и о том, что кардинальные перемены всегда влекут за собой кровопролитие. Такова была революция 1917 г., развал СССР в 1991 г., такова сейчас борьба Новороссии за свою свободу. В последнем случае, кстати, некоторые проукраинские "умники" в Донбассе ностальгируют по "счастливым" и спокойным временам Украины, как пациент, которому уже нужно вставлять челюсть, ностальгирует по тем временам, когда он и не знал, где находится стоматология. Новое всегда сопряжено с кровью, поэтому важнее, что принесло это новое.
Что касается потери русскими "своей родной" религии и замены ее на якобы еврейскую, то это обвинение тоже не выдерживает критики. Дело в том, что само слово "религия" в строгом смысле относится только к монотеистическим (авраамическим) религиям и означает восстановление утраченной связи с ЕДИНЫМ Богом, который язычеству просто неведом. Поэтому правильнее говорить о языческих ВЕРОВАНИЯХ – фетишизме, тотемизме и пр., которые носят магический характер. Актуальность выбора Владимира связана еще и с тем, что с современного Запада на нас катится волна релятивизации добра и зла – что они, дескать, относительны. Это, конечно, является моральным разложением наших детей и опирается именно на оккультно-магическо-языческие представления о добре и зле. В православии же компромисс между ними исключен в принципе, и именно это понимание добра и зла русские впитали в себя вместе с христианством. Налицо "привет" от князя Владимира.
А по поводу "еврейского" характера православия можно ответить словами самого князя Владимира. Когда он принимал послов из разных стран, склонявших его к принятию своей веры, то, выслушал иудеев, спросил их, где их отечество. На что они ответили, что Бог во гневе расточил их по чуждым землям. Тогда Владимир сказал: "И вы наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества".
Товарищ Сталин говорил, что не нужно путать борьбу с сионизмом с антисемитизмом. Веротерпимость русских никогда не была направлена против какого-то народа и его веры, но вот чьи-либо претензии на исключительность жестко отвергались. Примерно об этом говорит митр. Иларион в "Слове о законе и благодати". Он утверждает, что "озеро Закона пересохло", имея в виду ветхозаветный закон иудеев, не признающих благодати Нового Завета и ожидающих своего мессию, который установит царство Израиля на земле. Ведь иудеи не приняли Христа именно потому, что обетованный мессия ожидался и до сих пор ожидается ими как тот, кто установит ПОЛИТИЧЕСКОЕ господство иудеев среди всех народов, подразумевая власть избранных над всеми. К этому же недавно апеллировал Обама, говоря об исключительности США среди всех стран (неслучайно еврейский капитал тесно связал англосаксонскую цивилизацию). Но что может быть противнее духу русского народа? Поэтому еще в XI в. митр. Иларион ревностно защищает равенство всех народов перед Богом, и важно, что именно в этом контексте впервые упоминается русский народ. Обратим внимание: русский народ впервые осознается как данность уже в качестве РАВНОПРАВНОГО субъекта истории. Поэтому Илариона с известным допущением можно считать русским отцом многополярного мира.
Уже тогда русские чувствовали свою субъектность, отличную от прочих народов, в том числе от западных. Владимир отверг предложения немцев-католиков, сославшись на то, что и его предкам было чуждо латинство. Незадолго до Крещения Руси (988) состоялось крещение Польши (966), но по латинскому обряду. Тогда, в середине Х в., различия между русичами и поляками были не столь существенными, но дальнейшая история развела нас по разные стороны, и, как теперь известно, нам выпала лучшая. Поляки, приняв латинство, стали европейской "прокладкой" - примерно такой же, какой сейчас хотела бы стать украинская власть и которую в конце концов удержит от этого и приведет к воссоединению Руси именно православие и кириллица.
Недаром же Сталин, обладавший гениальным историческим чутьем, прекратил попытки перевода русского алфавита на латиницу, которые активизировались после 1917 г.
В 1930 г. вышло его краткое постановление по этому поводу: "Предложить Главнауке прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита". Православие и кириллица очень тесно связаны, и выступление против православия – это фактически начало борьбы с кириллицей. Потому что латинская вера подразумевает и перевод на латинский алфавит. Что такое принятие латинства для Руси – об этом свидетельствует история Литовской Руси. И здесь выбор Владимира подтвердил свою историческую правоту.
Ну, а что касается якобы огнем и мечом навязанного нам православия, то за примерами далеко ходить не надо. Достаточно сравнить это с тем, как происходила интеграция сибирских и дальневосточных этносов в Российскую империю. Они принимали православие точно так же, как и наши предки в X-XI вв., т.е. сохраняя местные верования и обряды. Ведь, очерняя Крещение Руси, очерняется и сама идея имперского характера России, которая якобы уничтожает народы. На самом же деле принятие азиатскими этносами православия – это аналог принятия православия Древней Русью. Поэтому с критикой здесь нужно быть крайне осторожным.
В конечном итоге всегда оказывается, что клин, вбитый в православие, - это клин, вбитый в Россию. Недаром же Запад так ненавидит православие, ибо оно "склеивает" Россию-цивилизацию. В этом свете князь Владимир очень неудобен нашим врагам, потому что его судьбоносный выбор в итоге оказался благом для России и обеспечил нам тысячелетнюю историю.