Со сносом советских памятников в Литве решили возвеличить "предшественника" Гитлера
Ну, свершилось: спешащие утром на работу вильнюсцы почувствовали себя обманутыми, униженными и обкраденными. На Зеленом мосту, старейшем в литовской столице, они не нашли привычного почетного караула – четырех бронзовых композиций, более 60 лет украшающих центр. Националы давно не скрывали желание отправить этих безмолвных свидетелей прошлого на свалку истории, консерваторы, те же американские неоконы, с трибуны Сейма предлагали не заморачиваться, а просто сбросить эти ненавистные символы "оккупации" с моста – и концы в воду, или отправить их в Кремль, просто сдать на переплавку, однако в парламенте, обществе находились силы, ставящие заслон варварству. Подробности - в материале Накануне.RU.
Только что принявший дела мэр – ставленник Движения либералов Ремигиюс Шимашюс не стал играть в демократию и заявил, что для решения судьбы этих "истуканов" (это еще не самый крутой термин, в дискуссии их называют и безмозглыми идолами, и дикарскими болванами, и сторожевыми псами коммунизма и пр.) достаточно указа самоуправления – и вот уже вместо металлических композиций на пьедесталах бетонные вазоны, причем "шпионов Путина" вывезли поздно ночью - во избежание столкновений с благодарными горожанами.
Мэр такие срочные меры оправдал тем, что за годы бессменной вахты скульптуры основательно одряхлели и представляют опасность для движения людей и транспорта. Эксперты подтвердили опасения, но срочной необходимости снимать их и отправлять на реставрацию не увидели. Более того, бывший в то время московским градоначальником Юрий Лужков во время своего визита в Литву согласился безвозмездно помочь и на месте привести их в порядок. Власти высокомерно отвергли предложение, и теперь понятно, почему.
Трудно понять лютую ненависть националов к этим символическим фигурам, изображающим рабочих заводов, тружеников полей (президент Даля Грибаускайте, четверть века назад в диссертации на звание кандидата экономических наук, защищенной в Академии общественных наук при ЦК КПСС, утверждала, что социалистическое хозяйство Литвы в целом и колхозное крестьянство в частности добились потрясающих успехов), учащуюся молодежь и воинов - защитников отечества. Созданные коллективом местных мастеров в стиле соцреализма, они были признаны культурным наследием и в этом качестве находятся под охраной государства. Какая охрана, когда от величественного памятника героя войны генерала Черняховского, сложившего голову, как и еще более ста тысяч красноармейцев, в здешних краях, местные варвары не оставили камня на камне, а место, где он стоял, залили бетоном (помните, Карфаген должен быть разрушен?!)
Ликвидация реликтов советского прошлого является логичной в рамках борьбы с символами "оккупационного режима", начавшейся в странах Балтии с первых шагов восстановления независимости. Каленым железом выжигалось все, что напоминало совместное прошлое, для "оккупантов" не жалели черной краски – здесь нет монумента, который бы не подвергался осквернению, который бы не украшался свастикой, оскорбительными надписями (одна из таких недавно появилась в Клайпеде на доме дочери члена литовского Сейма Ирины Розовой, а на пляжах опустевшей без россиян Юрмалы трафаретом набили программное "Смерть русским оккупантам").
В России – и не только – хорошо помнят кровавые события, спровоцированные эстонской властью переносом "Бронзового солдата", полвека дежурившего в центре Таллина – тогда один человек погиб, десятки получили тяжкие ранения, арестованные исчислялись сотнями.
Некто из мудрецов точно подметил: зачастую повторение событий оборачивается фарсом. Трудно представить, что власти соседней квазистраны не знали о той памятной ночи, более того, они сознательно, по мнению некоторых аналитиков, провоцировали конфликт с тем, чтобы враги государства, "пятая колонна", в это тревожное время, когда власти пугают грядущей войной с коварным восточным соседом, открыли свое лицо, идентифицировались, чтобы их можно было "законно" упрятать за решетку. Потому вся маскировка напоминала бутафорскую, когда о варварской акции объявили заранее и даже выставили на подходах к мосту предупредительные знаки.
Однако далеко не все даже в полицейском государстве, худшей копии США, настроены так же радикально - разрушительно, как ее лидеры. Руководитель национального совета ветеранов Второй мировой войны (антигитлеровская коалиция) Юлюс Декснис считает, что это надругательство не только над прошлым, но и факт морального террора по отношению к ныне живущим народам многонациональной Литвы. Решительно настроена и председатель госкомиссии по культурному наследию Гражина Дремайте, она видит тут слишком много политики: "Если в стране соблюдаются законы, то скульптуры должны вернуться на место...". Боюсь, заслуживающая уважение своей принципиальностью культуролог, осмелившаяся поплыть против официального "течения", мягко говоря, заблуждается, в данном случае полезно вспомнить известную пословицу "Закон что дышло...", ну, дальше знаете. Однако сразу после разрушения монументов группа молодых идейных отморозков устроила сущее святотатство – фотосессию с полуобнаженными девицами, местным аналогом скандально известных "фемини вумен".
В связи с последним мейнстримом становится понятной позиция Грибаускайте (гаранту конституции плевать на законы, на мнение общественности, она с облегчением выдохнула "как хорошо без этих бронзовых статуй!") по возвращению в национальный пантеон одного из первых диктаторов Европы Антанаса Сметоны, по многим позициям даже опередившего Гитлера в насаждении "порядка". В 1926 году он устроил фашистский госпереворот и пришел к власти (немецкий фюрер запоздал на семь лет), жесткой рукой единолично правил до 1940 года, когда бросил страну перед вхождением советских войск и сбежал в США, где и бесславно сгинул в огне пожара.
В годы его правления множество людей убито или пропало без вести, тюрьмы были забиты инакомыслящими, разогнанный парламент не функционировал, в стране имела право на существование только одна "карманная" партия таутининкасов (таута – нация), нетрудно догадаться, что диктатор был ее основателем и руководителем. Более полувека такой человек по сути пребывал в забвении (действительно, чем тут гордиться?), и вот нынешний президент, кстати, выпускница того же Ленинградского (ныне Петербургского) университета, который закончил в начале минувшего века и Сметона, начинает кампанию за возвращение праха блудного сына на "благодарную" родину и сооружение величественного мемориала.
Немудрено, что последователи Сметоны и пособников Гитлера во время Великой Отечественной называют советское прошлое "оккупацией". Но есть тут и субъективный фактор. Грибаускайте и саму уже давно упрекают за авторитарный стиль правления (правильное только мое мнение), за устранение с политической арены своих оппонентов (тут уместно привести фамилии лидера входящей в правящую коалицию Партии труда Виктора Успасских, приговоренного к шести годам заключения, третируемого экс-президента Роландаса Паксаса, которому ныне практически перекрыт путь в госорганы, бывшей судьи Неринги Вянцкене, главы парламентской партии "Путь смолости", скрывающейся от литовского правосудия за границей, многие другие), но в сравнении с бывшим диктатором она просто белая и пушистая – в прямом и переносном смыслах. Думается, ее активность по демонизации российского президента, постоянные сравнения его с самыми одиозными фюрерами - из этого же разряда.
Запрет советской символики, снос памятников – не напоминает ли все это Украину, отмеченную подобными же человеконенавистническими законами и вандализмом? По всей "незалежной" волной прокатился ленинопад, когда над памятниками глумились отморозки из террористического "Правого сектора", когда срубались советские гербы, переименовывались улицы, детям меняли "москальские" имена и фамилии. Приемы зомбирования граждан, разрушения прошлого, воспитания хронических русофобов похожи как капли воды, и все это указывает на то, что технологи хорошо знают свое черное дело.
Ни для кого не секрет, что сидят они в исследовательских центрах преимущественно за океаном, число их сотрудников исчисляется десятками тысяч и их работу можно приравнять к разведывательно-подрывной, на нее отпускаются миллиарды долларов из госбюджета. Украинские власти оказались не только достойными учениками, но по иным позициям обошли прибалтов – например, как огнем и мечом приводить к покорности несогласных. Значит ли это, что тот же сценарий заложен и в Прибалтике?
Вполне вероятно, и тут очень кстати окажутся оккупационные войска - американский спецназ, натовские рейнджеры с армадой танков, штурмовиков и кораблей (на днях ошвартовался в Клайпеде еще один американский посланец мира – новейший эсминец с ракетами, возможно, ядерными, на борту). А взрывоопасный материал в изобилии – более 300 тыс. пораженных в элементарных правах неграждан в Латвии и Эстонии, почти двухмиллионная диаспора русскоязычных, унижение которых считается если и не похвальным, то вполне допустимым делом. Снос бронзовых "истуканов" в Вильнюсе – еще одно доказательство этому.