"Визит иностранцев в Крым – это "что такое хорошо и что такое плохо" для Запада"
Накануне Крым посетили якобы "неофициально" французские депутаты. Вслед за депутатами парламента Франции на полуостров собираются приехать народные избранники из Бельгии, Испании и Польши. Впоследствии депутаты, выступая на французских телеканалах, заявили: "У нас было совсем иное представление. Картина удивительной разницы с тем, что показывают у нас о Крыме. Но это только наша личная позиция". Как может повлиять такая "личная" позиция на официальную точку зрения Запада и что означают визиты иностранных делегаций - в интервью Накануне.RU рассказал крымский политик, экс-председатель Верховного совета Автономной Республики Крым Леонид Грач.
Вопрос: Что заставило депутатов Франции посетить Крым?
Леонид Грач: Я на эту тему не рассуждаю глубоко с точки зрения мотивации с их стороны. Она, конечно, допустима и, наверное, эта мотивация есть, но мне важно, что они приехали в Крым именно тогда, когда Крым наказывают - в данном случае "международное сообщество". Крым, крымчане этого не заслужили ни при каких обстоятельствах. Во-первых, крымчане своё желание быть с Россией высказали коллективно на референдуме. И что бы там ни говорили, что бы там ни писали, но референдум – основа основ юридического самоопределения Крыма. Сам Крым поставил вопрос о вхождении в состав России. А другое дело, что Россия могла бы и отказать, Россия могла бы предложить что-то другое, но Россия на прямой крымский вопрос ответила прямым своим решением. Включила Крым в свой состав.
Надо знать историю Крыма, в том числе, начиная с советского периода и с 90-го года. Надо помнить, что крымчане первые в распадающемся Советском Союзе провели референдум по восстановлению статуса Автономной Республики Крым. Кстати, это один из краеугольных камней, почему состоялся крымский референдум 16 марта. Затем была принята в 1998 году конституция, которая дала юридическую базу для проведения референдума. Но самое главное, я считаю, что украинский национализм, стремление Украины в НАТО, украинская олигархия, начиная со времён Кучмы, а затем неофашизм – всё это явно подтвердило наши все опасения и прогнозы, что Украина станет профашистской, как оно сегодня, к огромной беде, уже случилось. И, конечно же, то, что повлияло на решение крымчан, это "македонцы", мы их так называем. Это макеевско-донецкая группировка, которая прибыла сюда в Крым грабить. И грабила она, что называется круглосуточно. И когда власть захватили Порошенко, Яценюк и иже с ними, в особенности "Правый сектор" (запрещенный в России как экстремистская организация, - прим. Накануне.RU) – Крым они сами оттолкнули. Крым испугался их, вне всякого сомнения.
Важно, чтобы каким-то образом это было донесено миру. Важно не допустить однобокой трактовки, какая сегодня превалирует на Западе, что крымчане такие-сякие, Крым аннексирован. И, конечно, в этой связи приезд делегации любой, в частности французских депутатов, это для нас, если хотите, глоткок воздуха надежды, чтобы Крым всё-таки избавили от того гнёта, который вокруг него утворили. Крымчане широко приветствуют такой приезд, и такие шаги, которые сделала делегация французских парламентариев. А уже другой вопрос - их интерес, их мотивация. Но то, что это стало известно международной общественности, то, что Запад тоже начинает понимать – это хорошо. Запад начинает понимать, что всё то, что они сделали с точки зрения санкций, имеет принцип палки о двух концах.
Это для них плохо, для России плохо и для Крыма плохо. Мы не хотим повторить печальный опыт пятидесятилетних санкций в отношении братского кубинского народа и самой Кубы. Мы не хотим, чтобы мы превратились в "другую Кубу". Поэтому, кто приедет сюда посмотреть, как мы живём, кто мы и что из себя представляем – мы милости просим и будем этому рады.
Вопрос: Насколько необходимы такие посещения сейчас?
Леонид Грач: Я бы правильно хотел быть понятым. Они не нам необходимы. Мы уверены в своём выборе. Мы за этот выбор готовы платить любые цены. Хотя не хотелось бы, чтобы за свою радость так горько рассчитывались. Если любая делегация захочет открыть для себя двери в Крыму, захочет узнать, увидеть, а этим самым передать своему обществу, своему государству, своим гражданам информацию, что "мы были в Крыму", что "мы видели", что "мы слышали", то это будет хорошо. Так что мы готовы ждать в гости делегации любой западной страны. Лишь бы была польза для Крыма и для России в целом.
Вопрос: Ожидаются ли ещё делегации?
Леонид Грач: Первый шаг - это был одиночный визит бывшего японского премьера. Потом приезжала турецкая делегация. Выдержала все те условия, которые Москва поставила, что ехать в Крым турецкая делегация будет не через Киев, а через Москву. Сейчас французская.
Думаю, что широко резонируемый итог поездки с разных точек зрения французской делегации может подвигнуть других делегатов, другие общественные силы поехать, посмотреть, убедиться, потому что надо им и самим отвечать перед своими гражданами – а что дальше? Дальше вы, скажем, испанцы, будете гноить свои персики, своё мясо, французы – свои сыры и так далее, или всё-таки есть такой огромнейший потребительский рынок Россия, который всё проглотит ваше? Значит, тогда давайте же будем взаимовежливыми.
В любом случае, Крым - это не мячик для пинг-понга. Это не шарик какой-то катящийся. Это вообще особый геополитический регион. Для любого государства он всегда будет полуостровом. И для России он был, есть и будет полуостровом. Другое дело, с какой внутренней "начинкой". Со своими особенностями, со своими требованиями, со своей ментальностью, со своим межнациональным аспектом. К нему нельзя подходить как к любому другому российскому региону. И для Украины он был полуостровом, а стал островом. Уже всё – перерезан перешеек. Значит, тогда надо думать Украине тоже – а что дальше? Надо успокоиться, надо прекратить эту братоубийственную войну. Надо воевать с неофашизмом у себя и привлекать международное сообщество, чтобы угробить неофашизм. А не идти на поводу американцев и всё время кричать "Ату Россию, ату Россию". У меня лично есть определённая доля горечи и ответственности, когда Россия испытывает то, что предполагают санкции, потому что, собственно говоря, эти санкции Россия терпит из-за Крыма. И во имя Крыма. Мы боролись эти десятилетия. Я возглавлял это движение. Во-первых, за возвращение Крыма в состав России. Во-вторых, против НАТО в Донузлаве и Феодосии. Мы со времён Ющенко поняли, куда катится эта вся грязная волна и чем может закончиться.
Я хотел бы, чтобы мы за своё выстраданное, осознанное решение вот так не рассчитывались и чтобы не рассчитывались все россияне за нас. Нам надо подумать, каким образом действовать. Каким образом прекратить братоубийственную войну на Украине. Нам надо сделать всё, чтобы фашизм на Украине искоренить и сделать с ним то, что сделали наши предки отцы и деды в 1945-м. Нам надо развернуть Запад с тех позиций санкций, которые заняли сегодня 4-5 ведущих государств. Это, прежде всего, делается под руководством Америки, Англии, Франции, Германии, ну и иже с ними. Надо это всё прекратить и понимать, что сегодня мир по-иному устроен. В мире можно только на взаимовыгодных началах жить, а не на диктате.
Вопрос: Как Вы думаете, "личные" мнения депутатов каким-то образом смогут изменить официальную точку зрения Запада?
Леонид Грач: Если говорить о "независимости" позиций, о том, как французские депутаты пытаются осторожно показать свои мнения о поездке в Крым, то мне кажется, как бы им ни хотелось выглядеть индивидуальщиками, что это "моя персональная гражданская позиция", это не может удаться, потому что –
любой депутат (а я имею огромный депутатский стаж), тем более депутат законодательного собрания любого государства - это лицо, которое, пока он депутат, имеет определённый свой депутатский суверенитет, он 24 часа есть депутат. Он не может отделить себя от депутатства. И не может сказать: "Я частное лицо".
Но они, вне всякого сомнения, взорвали информационное пространство и обратили внимание. Если хотите, вызов сделали - это как брошенный камень в воду, где пошли круги. Это будет продолжаться. Поэтому теперь им не надо отнекиваться. Им надо занимать позицию твёрдую и ясную.
Конечно же, одно дело, дойдёт ли это до Олланда с точки зрения того, что ему пора бы уже из-под американцев вылазить, а то Саркози его досрочно отправит на "Мистрали" куда-нибудь, но не в Россию. И самое главное - что это широко идёт через прессу к сообществу. В данном случае французскому. Французы обратят на это внимание. Французы будут дискутировать. Французы будут думать – что хорошо и что такое плохо. Так что это уже и не государственный, и не частный визит. Такой симбиоз, я бы сказал, сложился.
Вопрос: Каким Вы видите будущее Крыма в свете таких посещений?
Леонид Грач: Крыму быть в составе России. И мы, крымчане, никогда теперь не позволим каким-либо силам нас превращать в какое-то пугало или в пинг-понг. Всё-таки нас 2,5 млн, и мы тоже, как говорится, сами с усами. Второе. Я думаю, что не надо нас давить санкциями. Мы их чувствуем. Мы чувствуем это по высокому уровню инфляции, высоким ценам и так далее. Но мы не ропщем. Мы будем стоять на своём. Поэтому не надо нам какие-то ещё дальше угрозы говорить. Мы будем стоять на том, чтобы Крым всё-таки со временем, а это моя голубая мечта, сделать регионом высокого уровня развития санаторно-курортного плана, сельскохозяйственного, промышленного, с правовым порядком, благоустроенным, чтобы он действительно привлёк сюда инвесторов серьёзных.
Крым - это подарок. Все знают. Подарок для лёгочников. Подарок для спинальников. Подарок для детского здоровья и так далее. Нужно сделать так, чтобы сюда все ехали. Мы лучше - я не хочу обидеть Анталию и другие курорты, мы по природным климатическим условиям и условиям оздоровительным значительно выше. Природа нас так одарила. Поэтому я за то, чтобы, как сказал Пабло Неруда, побывавший в Крыму, этот орден на груди планеты Земля был действительно орденом, а не превращался в хутор, который хотят в бездолье превратить. Мы на это несогласны.