"Зато санкции наложили!.." Массовые увольнения охватили прибалтийские города
Для начала слово блогеру под говорящим ником Скептик: "У меня что, раздвоение личности? Топ-чиновники без остановки трещат о том, что мы живем в настоящей сказке, в "Городе солнца" Кампанеллы. Заглянешь в холодильник, выйдешь на улицу – где же эта райская жизнь?" Трудно не согласиться: действительно, сладко поют государственные мужи прибалтийских республик, расписывая успехи на пути строительства истинно европейского демократического государства, какие оды слагают о своих подвигах в деле повышения благосостояния сограждан, о росте экономики и всего прочего, что должно расти и совершенствоваться, о том, как готовы дать достойный отпор "восточному агрессору", вынашивающему коварные планы по насилию в отношении маленьких, но гордых прибалтийских "сестричек". После знакомства с победными реляциями вождей народ долго чешет репу, как и наш блогер, в сомнении: о моем ли государстве речь? Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Если говорить об экономике, то она сейчас, по меньшей мере, в стагнации, нынче показатели хуже, чем в минувшем году, и понятно, почему: восточный рынок для сельхозпроизводителей, транспортников большей частью закрыт по причине санкционной войны, а экзотические маршруты (как о большой победе в Литве объявили о договоренностях с Катаром на поставку говядины, когда же узнаешь объемы, понимаешь, что много шума практически из ничего – речь идет о считанных центнерах) спасти местных фермеров не могут, и есть угроза, что они устроят протест по-французски - просто завалят свои столицы навозом.
Литовское правительство озадачено бедственным положением морского пароходства – некогда, в советские времена, успешное предприятие, владеющее десятками судов, ныне на грани банкротства, а власти считают, что спасать его бесполезно. Вряд ли им за это благодарны сотни моряков и береговых работников, которые окажутся за проходной. На грани срыва терпение и прибалтийских перевозчиков – грузооборот эстонских портов за первое полугодие упал почти на пятую часть, на 17% снизилась перевалка грузов в Вентспилсском порту, одном из крупнейших на восточном берегу Балтики - значит, докеры и железнодорожники не досчитались десятков миллионов евро.
Массовые, в сотни человек, увольнения поразили и без того депрессивный регион Ида-Вирумаа, где закрываются сланцевые шахты и предприятия по переработке горючего камня - дешевая нефть больно ударила по рентабельности.
В рийгикогу (парламенте) идут дебаты по доходам, которых остро не хватает, социал-демократы, оспаривающие у партии реформ право рулить в парламенте и, соответственно, правительстве, предлагают поднять на 4% подоходный налог.
Секретарь приемной комиссии Нарвского профессионального учебного центра Эляна Романова констатирует: растет популярность профессий повара и сварщика. И это в то время, когда в Таллине, других городах молодежь стремится стать программистами, другими специалистами по высоким технологиям. И еще одно соображение: в округе профессию сварщика вряд ли можно назвать востребованной, а вот в Финляндии, Норвегии и других странах западной Европы эти специалисты нарасхват, поскольку местные считают их вредными для здоровья.
Председатель общества инвалидов Кохтла-Ярви Светлана Эргашева публикует открытое письмо министру здравоохранения Эстонии, в котором кричит о бедственном положении и просит о помощи: "Сегодня мы ощущаем острые проблемы с приобретением лекарств, еды, одежды, с оплатой жилья, отдыха. Похожее положение и в других городах округа..."
В Латвии статистики бьют тревогу: каждый день отмечен самоубийствами (по этому трагическому показателю страны Балтии прочно удерживают лидерство в Евросоюзе, в два с лишним раза перекрывая достижения "старой Европы"), в таллинской поликлинике "Медикум" очередь к специалистам расписана до нового года, а потом будет еще хуже, поскольку опытные врачи бегут за кордон.
У министра здравоохранения Литвы Риманте Шалашявичюте похожие заботы: "По нашим опросам, из 450 дипломированных медиков уже сейчас готовы отбыть за границу как минимум более 20 человек..." Однако повальное бегство медперсонала в Англию, Германию и прочие благословенные Швеции начнется несколько позже, когда поднаторевшие эскулапы освоятся на новой должности и поймут, что могут более выгодно продать свой труд.
В Латвии продолжают закручивать гайки - принято положение о лояльности учителей и прежде всего директоров школ. Президент республиканского фонда "Родители – детям", доктор педагогики Яков Плинер задается вопросом: "А по какой шкале измерять лояльность? Может ли возглавлять педколлектив Гайдис Берзиньш, известный неонацист, имеющий в этом качестве безупречную репутацию? Думаю, подобные нормативные акты предназначены для единственного – для насаждения страха, для борьбы с инакомыслием..."
А вот новости с другого направления, они вносят новые краски в картину усердно рисуемого властями западного рая. В Латвии начались масштабные учения Земессардзе – аналога американской национальной гвардии, и наблюдатели связывают это с новым президентом Раймондом Вейонисом, немало сделавшим по переводу страны на военные рельсы еще в должности министра обороны. Эти маневры, а также тренировки натовских рейнджеров, ведущиеся в постоянном режиме, настолько напугали местную живность, что голодные кабаны стали угрозой для людей и домашних животных в парках и на улицах Юрмалы и Риги, а косули все чаше забредают в огороды и сады жителей.
Министры обороны Литвы, Украины и Польши подписали договор о вступлении в боевой строй совместной бригады в несколько тысяч штыков, что заставляет говорить о реализации амбициозного плана по формированию третьей Речи Посполитой (предыдущие, напомним, бесславно канули в лету, оставив после себя мрачные воспоминания: лже-Дмитрии, интервенция начала ХVII века – это все разработки объединенного государства, называемого Пушкиным в своих произведениях для краткости Литвою). И, думается, совсем не случайно соглашение скреплено подписями во Львове, в присутствии высшего генералитета НАТО – прозрачный намек на то, что эта славянская страна и станет основным театром действий создаваемого подразделения.
Хотелось бы спросить уважаемых родителей литовских, в частности, солдат, которые уже готовят амуницию для дальнего похода – неужели они за то, чтобы их сыновья гибли за тысячу километров от родных очагов на фронтах чужой гражданской войны? Литовскому министру обороны Юозасу Олекасу было бы полезно послушать ответы отцов и матерей, ведь уже только одно известие о восстановлении обязательной воинской повинности в стране спровоцировало девятый вал эмиграции, которая и без того является катастрофической.
Врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов на встрече с Владимиром Путиным, прибывшим в этот самый западный анклав с приятной миссией – поздравить моряков Балтийского флота с их славным праздником, заметил, что в Литве население за четверть века сократилось в два раза (официальная статистика дает другую цифру - всего на 800 тыс.), многие, не декларируя отъезд, работают в Западной и Северной Европе. Российский президент на это посоветовал литовцам ехать лучше в Россию, подразумевая, что умные люди в развивающейся державе легко найдут дело по душе, да и проблем с адаптацией здесь будет значительно меньше.
Однако было бы ошибочно думать, что прибалты недовольны только своими заработками. Понятно, это важнейшее условие семейного благополучия, но нельзя забывать и другие слагаемые удовлетворенности, о чем и говорит госпожа министр Шалашявичюте: "Это также условия труда, более комфортное, дружелюбное сотрудничество..."
Можно и нужно дополнить: важна обстановка в стране, общественный климат. О каком социальном мире можно говорить в Латвии, где, по данным агентства TNS, каждый пятый ощущает дискриминацию по национальному вопросу, не говоря о том, что более 200 тыс. жителей вообще лишены гражданских прав!? Сейчас этот вопрос особенно актуален, поскольку по квотам ЕС сюда должны поступить более 600 мигрантов из Африки, и встает вопрос их адаптации или ассимиляции. Осмелюсь высказать свое мнение: вопрос надуманный, поскольку подавляющее большинство нелегалов рассматривают Литву не как рай, где можно остановиться, а как промежуточный пункт на пути в Германию, Англию и прочие страны настоящей Европы.