Как Навальный подставил "Родину"
Об американских деньгах, "Открытой России" Ходорковского и неудаче команды российского ОПК на выборах в НовосибирскеСудя по заголовкам сочувствующей прессы, "впечатляющие праймериз" и "выигранное поражение" несистемной оппозиции на выборах в Новосибирске закончились "самым ярким сюжетом среди всех выборов этого года" - четырехчасовым допросом бывшего депутата гордумы Екатеринбурга Леонида Волкова. "Пришли к успеху", - прокомментировал сам Волков в твиттере заявление представителя СК РФ Маркина о том, что следователи проверят данные о фальсификации подписных листов "РПР-Парнас".
Действительно, таких громких заголовков за все месяцы работы "Демкоалиции" в Сибири она не получала даже у собственной прессы. "Впечатляющие праймериз", освященные личным приездом осужденного за мошенничество Навального, лишь развлекли местную публику атакой метателей яиц, странной дискуссией под открытым небом Навального с ополченцами и утечками в соцсети подробностей организационной работы в самой коалиции, включая слухи о подтасовках результатов электронных праймериз, но инфоповодов федеральным СМИ подарили немного, и если бы не финальная голодовка, скандалы в здании избиркома и перспектива нового уголовного дела, новый проект несистемной оппозиции, наверное, можно было бы назвать провальным.
Видимо, медиа-активность изначально и была основной целью десанта несистемной оппозиции в Сибирь. Что же до практической пользы, то ни одной из заявленных целей добиться им не удалось, да и не сказать, чтобы пытались. В праймериз не принял участие ни один заметный общественный деятель, хотя бы немного оппонирующий действующей власти. Так, общественница, президент Фонда "Здравоохранение — детям!" Дарья Макарова пошла на выборы от переформатированной после ухода Прохорова "Гражданской платформы", самовыдвиженцами стали директор фонда "Академгородок" Наталья Пинус и координатор движения "Новороссия" в Новосибирске Ростислав Антонов. На скамейке запасных неразобранными остались лишь молодые либеральные активисты и бывший журналист "Дождя", автор баннеров с иконами "Пусси Райот" Артем Лоскутов.
Несмотря на очевидный раскол элит в регионе, о котором накануне предвыборной кампании говорили все местные и федеральные политологи, "Демкоалиция" не сумела рекрутировать в свои ряды региональных политиков. Они, видимо, решили не доверять свой политический капитал команде, которая собиралась нести в избирком подписи под лозунгом "кремлевское жулье, вы поняли, что подписи мы сдадим идеальные!" Серьезные люди с политическими амбициями и целями в регионе предпочли партии более респектабельные, и даже бывший сенатор Иван Стариков, который обычно старается не упускать возможность поучаствовать в какой-нибудь оппозиционной "движухе", на этот раз возглавил список более спокойного "Яблока", и получил регистрацию от избиркома на выборах.
Демонстративно уважающие региональный бизнес демократы ожидаемо остались без его поддержки. Схему вовлечения бизнеса в дело борьбы с "кремлевским жульем" и уровень делового общения занятно описал в своем интервью участник праймериз коалиции и мероприятий "Открытой России" Ходорковского, новосибирский девелопер Виктор Петришин. По словам бизнесмена, после того, как он предоставил "Открытой России" помещение под конференцию в "Скайпе" с олигархом Ходорковским и получил личную благодарность кардинала российской оппозиции из Берлина, ему позвонил глава новосибирского отделения "РПР-Парнас" Егор Савин и попросил финансовой поддержки. Следующим этапом стала встреча в Берлине с Ходорковским, который предложил ему самому профинансировать свое выдвижение на праймериз "Демкоалиции" (а, может, и часть самих праймериз), а потом и предвыборную кампанию (возможно, не только свою).
"Когда мы собирались в Берлин, Савин говорил о том, что уже есть договоренность о нашем финансировании, но все оказалось не совсем так. Первое, что мы услышали от Ходорковского, он не собирается давать денег. "Сначала попробуйте собрать голоса и зарегистрироваться, а потом мы можем еще раз встретиться и поговорить на эту тему", - цитирует Петришин Ходорковского.
По словам Петришина, за неделю до праймериз его "насторожило", что Савин, якобы, решил получить визы США на всю семью, чтобы отправить их туда жить до осени.
"Мы находились в Москве в одно время – я договаривался о финансовых условиях участия в тройке с Артемом Лоскутовым, а Егор Савин с супругой получали в это время визы в американском посольстве. Ведь ранее Егор Савин говорил мне о своих проблемах с бизнесом, и отсутствии денег, в том числе и на избирательную кампанию. Видимо, у Савина появились дополнительные средства финансирования", - говорит бизнесмен.
Вскоре выяснилось, что авторы "прекрасной хитрой системы Жнец", созданной чтобы "нахлобучивать "Единую Россию" при сборе подписей, "нахлобучивают" еще собственных спонсоров на электронных площадках для голосования. Кстати, созданных, надо полагать, в той же лаборатории "айтишника" Леонида Волкова, что и печально известная "Облачная демократия" и другие его проекты.
"Как мне объяснили, каждый из нас должен был привлечь на праймериз максимальное количество своих сторонников для регистрации на сайте и дальнейшего голосования. Подвох я заметил уже в день праймериз, когда оказалось, что многие из моих сторонников не прошли верификацию. Среди этих людей оказались даже моя жена и сын. В результате, как известно, третьим в списке "Демкоалиции" стал бизнесмен Сергей Бойко, а я оказался шестым. Самое обидное, что Егор Савин в этот день даже не позвонил, чтобы объяснить ситуацию", - рассказывал Петришин.
Итогом политического шоу стала браковка около 1 тыс. 500 подписей из почти 12 тыс., собранных для списка "РПР-Парнас", в областном избиркоме. Сбор подписей предварялся длительной заочной перепалкой между оппозицией и чиновниками, в которой глава облизбиркома Петухов несколько раз повторил для всех участников предвыборной гонки, что будет проверяться каждый подписной лист без исключения. В свою очередь, Леонид Волков в каждом посте в соцсетях обещал, что соберет "самые идеальные" подписи. Однако в том, что несмотря на все инновации Леонида Волкова, подписи собирались плохо, сомневаться не приходится. Так, коммунисты зафиксировали случай, когда подписи за "Демкоалицию" собирали как подписи в поддержку Анатолия Локтя, с которым Навальный, к слову, пытался судиться.
"Нам позвонил сторонник нашей партии, к которому пришли сборщики подписей за народный референдум КПРФ в поддержку команды Анатолия Локтя. Через несколько дней ему перезвонили из центрального штаба "Парнаса" в Москве и спросили, действительно ли он оставлял подписи за их список. Таким образом, мы можем утверждать, что как минимум один человек ходил и собирал подписи за "Демкоалицию" именем Локтя. Возможно, сборщики столкнулись с тем, что за "Демкоалицию" люди подписи дают неохотно и, возможно, они решили прикрыться именем Анатолия Локтя, поддержка которого в городе растет", - рассказал Накануне.RU редактор газеты "За народную власть" Глеб Черепанов.
Разумеется, в "Парнасе" еще за несколько недель до сдачи подписных листов заговорили о том, что среди их сборщиков обнаружены некие "токсичные" сборщики подписей из "Единой России", и именно они, а также административный ресурс в избиркоме мешают "прекрасной и хитрой" системе работать. Однако, ирония всей ситуации в том, что "токсичные" сборщики не помешали, например, регистрации самого лидера регионального отделения "Парнаса" в Новосибирске Егора Савина.
Вместе с "РПР-Парнас" в регистрации списков было отказано партиям с репутацией "кремлевских спойлеров" КПРФ: "Коммунистической партии коммунистов России", "Коммунистической партии социальной справедливости". В регионе, которому особое внимание уделяет вице-премьер Дмитрий Рогозин, где проводится его собственный форум "Технопром", было отказано и в регистрации списка партии "Родина", собравшей под свои знамена на выборы сильную команду менеджеров местного ОПК и его работников. В то же время от "Гражданской платформы" подписи приняли.
Наблюдатели признают, что в сложившейся ситуации все же именно позиция областного избиркома, скорее всего, стала ключевым фактором. Видимо, наблюдая цирк, в который столичный десант оппозиционеров превратил предвыборную кампанию, в избирательной комиссии решили до предела ужесточить требования к участникам выборов. О чем, повторимся, в областной комиссии заявляли прямо и несколько раз.
"Я готов допустить, что вся проблема в качестве подписей, но как вы понимаете, проверка может быть очень пристрастна или быть более формальной. Поскольку, так или иначе, решение было отдано на региональный уровень, то очевидно, что в избиркоме было желание перестраховаться. Не было жестких установок сверху регистрировать или нет, вот чиновники избирательной комиссии и подошли к этому максимально жестко", - прокомментировал Накануне.RU политолог, руководитель "Политической экспертной группы", автор "Индекса избираемости глав субъектов РФ" Константин Калачев.
В итоге, в каком-то смысле, первый этап предвыборной кампании сложился действительно по-володински - никакой тебе предопределенности.
"Как кандидат, который все-таки смог собрать подписи и пройти регистрацию, я могу предположить, что не сложилось у остальных партий. Я бы не стал играть в коспирологию. Снять "Парнас" могли по объективным причинам. Действительно база УФМС может быть в чем-то несовершенна и надо доказывать реальность подписей. Когда я пришел сдавать документы как кандидат, меня предупредили, что будет проверена каждая подпись, что санкции будут вплоть до заведения уголовного дела. Относиться наплевательски к сбору подписей было нельзя, так, как это сделали некоторые кандидаты", - рассказал Накануне.RU координатор движения "Новороссия" в Новосибирске, кандидат в депутаты горсовета Ростислав Антонов.
В результате процесс регистрации списков партий уперся в пресловутую базу данных УФМС, которая сделала из скучной и мелкой избирательной кампании "Парнаса" заметный инфоповод, но и о которую разбились амбиции набиравшей силу в регионе партии "Родина", она планировала создать в горсовете и заксобрании фракции из промышленников и менеджеров ОПК и научных организаций. 40% подписей замдиректора предприятия АО "Швабе – Оборона и Защита" Сергея Кондратьева избирком и вовсе сначала признал недействительными, а потом заявил, что они просто пропали. После скандала кандидат все же был зарегистрирован, но список "Родины" спасти уже не удалось.
"Нам сказали, что у нас несоответствие с данными УФМС у 1 тыс. подписей из 12 тыс. Мы собрали сборщиков подписей, и отправили их снова по домам. Процесс это сложный, не все дают скопировать паспорта, но мы доказали, например, что 80 человек из "забракованных" существуют и данные верны, на что нам в избирательной комиссии сказали, что могут нам еще подкинуть 200 несоответствий. У меня такое ощущение, что они просто издеваются и просто вышибают конкурентов таким способом. Зная позицию Администрации президента по поводу промышленности и кадров из промышленности, я не вижу других причин нас не регистрировать. Причина только одна - боязнь конкуренции", - прокомментировал Накануне.RU глава регионального отделения "Родины" Александр Люлько, которому, по его словам, удалось собрать в списке "весь цвет оборонки региона", включая первого номера списка зампреда СО РАН, академика Василия Фомина.
"Если же принять во внимание, что электоральные перспективы "Парнаса" не были радужны и партия вряд ли перевалила бы пятипроцентный рубеж, то получается, что хороший скандал и пиар-активность - уже неплохой результат для партии Навального и Касьянова, и, приходится признать, что в Новосибирске ребята действительно пришли к успеху.
Я лично предполагал, что "Парнас" будет зарегистрирован. Рейтинг "Единой России" [в Новосибирске] растет, протестную повестку давно монополизировала КПРФ, в том же Академгородке, поэтому если "Парнас" у кого и мог отнять голоса, то только у КПРФ, и доля их была бы крайне незначительна - вряд ли больше 5%. Казалось, что это очень удобно, чтобы уже в этом году убедиться, что оппозиция свои шансы явно преувеличивает. Интересно теперь посмотреть реакцию Центризбиркома, как он оценит работу регионального своего центра. Формально, впрочем, избирком прав, даже в том случае, если в базе данных УФМС оказались неточности", - говорит политолог Константин Калачев.
По мнению местных наблюдателей, столичный десант несистемной оппозиций региональные политики и вовсе могли просто использовать для борьбы между собой. Об этом говорит хотя бы тот факт, что основным объектом нападок со стороны Навального и Волкова вместо "Единой России" стал мэр Новосибирска, коммунист Анатолий Локоть и его партия. Напомним, после очередного заявления мэра об "оранжевой угрозе" дело дошло до иска в суд.
"Надо искать тех, кто получает пользу от скандала между "Демкоалицией" и коммунистами. "Демкоалиция"-то выигрывает от этого точно, но и сама коалиция вполне могла использоваться в качестве политтехнологического приема против коммунистов. Медийный повод уже создан, и это будет все проговариваться в течение всего следующего месяца. Мол, не Москва же сняла "Демкоалицию" с выборов, а местные держиморды, которые высказались про "пятую колонну", про 20 млн и оранжевые технологии", - говорит Ростислав Антонов.
Похожее мнение по поводу скандала на выборах в Новосибирске накануне высказал писатель Сергей Шаргунов, недавно вернувшийся из поездки по Сибири.
"Происходит некая смычка между чиновниками, которые интернетов не читали и кабы чего не вышло - "держать и не пущать", и некоторыми неглупыми ловкими людьми во власти, которые нарочно стараются раздувать из мухи слона. Маша Гайдар убежала к Саакашвилли, я уверен, что немало представителей российской элиты тепло и нежно посматривают в ту же сторону. <...> Вообще, все эти новости вызывают у меня раздражение. Не могу сказать, что денно и нощно слежу за партией Михаила Касьянова, однако раздражение связано с тем, что этим людям делают биографию и рекламу", - заявил Шаргунов.