Константин Семин: Православный чекизм не равен Чекистскому православию
В 1914-17 годах Россия уже опытным путем установила - чем заканчиваются упования на одного Господа Бога и на истово крестящегося маркитантаВместо предисловия.
Только-только отгремели празднования в честь святого равноапостольного князя Владимира - крестителя древней Руси. На государственном уровне. И буквально постфактум - во имя его и, видимо, славы ради в месте, где князь принял крещение (согласно историческим преданиям) - Херсонесе, что расположен в недавно вернувшемся на Родину Крыму, разразился скандал.
Севастопольский губернатор Сергей Меняйло принял решение снять с поста директора национального заповедника "Херсонес Таврический" Андрея Кулагина и назначить на пост руководителя исторического комплекса, входящего в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО...священника (!!!) - благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия (Халюта).
Стоит заметить, что 41 -летнего севастопольца в нескольких поколениях Кулагина назначали на пост директора в феврале 2015 года, то есть , проработал он всего-то полгода. Причины увольнения так и были озвучены. Кулагин - выпускник исторического факультета Таврического национального университета. До назначения в Херсонесе три года возглавлял один из самых новых отделов- подводной археологии, по сути, создал его.
Назначенный Меняйло отец Сергий (Халюта) - потомственный священник, выпускник медицинского училища и двух семинарий - Одесской (экстерном) и Московской, кандидат науки - богословие.
Представление нового руководителя коллективу национального заповедника обернулось грандиозным скандалом, видео версию которого активно смотрят пользователи Рунета.
Ученые и сотрудники национального заповедника стерпеть назначение, пусть и очень уважаемого, но священника на пост главы исторического комплекса не смогли. И, кажется, в данном случае у религиозных деятелей, безбашенно поддержанных местной властью в лице Меняйло, получить в управление кусочек национального достояния может и не получиться. Советник президента Владимир Толстой довольно прямо заявил, что это ошибка. Посмотрим, будет ли властная вертикаль ее исправлять. Но сам факт такого назначения говорит о многом.
* * *
Весь сегодняшний философско-политологический дискурс (и "патриотический", и либеральный) умещается в 2 книжки: 1."12 стульев" 2. "Золотой Теленок."
С уничтожением Советского проекта герои Ильфа и Петрова (а также Зощенко и отчасти Булгакова) официально реабилитированы и восстановлены в правах. Мы живем в эпоху тотального нэпманства. Однако это не значит, что народ в восторге от предоставленной ему возможности выбирать между западничеством Эллочки Людоедки и почвенничеством Кисы Воробьянинова. НЭП рано или поздно закончится. И многие, очень многие не успеют добежать до румынской границы.
Нет, не князь Владимир нужен Москве. Не единение эпох, не водное перемирие всех со всеми. Москве в первую очередь и срочно нужен Феликс Эдмундович Дзержинский. Как символ, заставляющий православного/правоверного или либерального нэпмана в страхе забиваться под стол.
Напрасны мечтания новых "отцов федоров" о симфонии силовой и духовной компонент. Нет, не получится никакого "Союза Меча и Кадила", о котором грезит блогер Плтрк. А получится уже знакомый нам до изжоги "Союз Меча и Орала", укомплектованный "особами, приближенных к императору."
Потому что есть фундаментальная разница между "Православным Чекизмом" и существовавшим до 1991 "Чекистским Православием". Православный Чекизм (с) — это НТСовский, власовский солидаризм, вскочивший на загривок мощнейшему государству и пытающийся за счет советской (в первую очередь оборонной) инерции получить ярлык на княжение от мировой закулисы. "Ребята, давайте жить дружно. Не трогайте нас, и мы не тронем вас", — вот его доктрина. Это наряженный в лапти и кокошник — а потому, порой, совершенно неузнаваемый — корпоративизм, на который легко ставится клеймо фашизма. "Чекистское же Православие"(с) — это когда церковь находится на службе у ЧК, ЧК (вооруженный отряд партии) — на службе у государства, а государство — на службе у народа. Есть партия и есть идеология. И есть краеугольный камень идеологии — вопрос о форме собственности на средства производства.
В "Православном Чекизме"(с) (в отличие от "Чекистского Православия"(с) собственность народу не принадлежит. Наоборот, православие (а также болтовня об особой миссии, великих корнях, народных промыслах и прочей антикварной благодати) используется для наведения тени на плетень и отвлечения внимания народа от вывернутых у него карманов. Таких условных "чекизмов" мир видел не один десяток — от Пиночета до суперправославных греческих полковников.
"Чекистское же Православие"(с) — это православие советское, православие сталинское, православие, возможное лишь при выполнении главного условия — БАБКИ И СОБСТВЕННОСТЬ ВОЗВРАЩЕНЫ ГОСУДАРСТВУ/НАРОДУ. То есть, принципиальное отличие между двумя упомянутыми чекизмами — это наличие/отсутствие в обществе справедливости. Не в виде эфемерного баланса интересов различных классов и сословий (солидаристское "единство во Христе"), не в виде тонкого симбиоза националистического и социалистического начал (что, в сущности, есть лишь морфологическая ширма для национал-социализма), а в виде одного конкретного условия. Я повторюсь, я не гордый:
Собственность и бабло — народу. Это, по совести, и называется Ресоветизацией.
Вот парковку на задворках столичного торгового центра украшает транспарант: "Прости нас, Государь!" И парковка, и торговый центр принадлежат известному "нэпману" Василию Бойко, приобщившемуся однажды к Вере, видимо, настолько, что уже не всегда возможно сказать, в каком из царств — земном или небесном — он появляется чаще. Сайт его компании "Ваш Финансовый Попечитель" (найдите его в интернете, не поленитесь) украшают цитаты из И.Ильина (как главного теоретика русского солидаризма), а также перечень "достижений" самого Попечителя. Впечатляет, честное слово.
Так, наверное, мог бы выглядеть послужной список Мамая или Батыя. Не на одном предприятии поработала бойкая команда Бойко — от Братского алюминиевого завода до почившего в бозе авторемонтного завода №3, где и расположен теперь торгующий китайским ширпотребом "бизнес-кластер". А в Рузском районе, из которого девелопер-Василий мечтал однажды сделать русскую Швейцарию, находится холдинг "Рузское Молоко", выпускающий экологически чистую продукцию в элитном ценовом сегменте. Лет пять назад , когда Василий еще только начинал скупать обанкроченные колхозы, у меня была возможность познакомиться с особенностями этого зарождающегося "Рузского Мира". Ох, и ценят же простые люди Василия Бойко! Ох, и горячо же молятся за его здоровье!
К слову, в годы воинствующего безбожия запад Подмосковья поил молоком всю столицу. Работали десятки крупных сельхозпредприятий. Шустрыми нэпманскими руками все это уничтожено, стада пущены под нож, земли выведены из сельхозоборота, распроданы на элитные поселки. Ширится православная Швейцария!
Заглянем, кстати, в один такой типичный поселок. Назовем его, к примеру, "Графское Море". Тоже недалеко от Москвы. Когда-то оставленные социалистическими коровами гектары отхватил себе под коттеджную застройку другой олигарх, сколотивший состояние на близком к Аляске севере. Олигарх любил выпить и пострелять. Неразумное совмещение двух этих занятий закончилось гибелью близкого родственника олигарха, после чего наш герой сделался жутко набожным и даже отгрохал специальную памятную часовню. В нее иногда выписывают из благословенных мест особо почитаемые иконы — чтобы все желающие, вне зависимости от социального положения и достатка, могли прикоснуться к святыням. Правда, поскольку географически "Графское Море" вплотную примыкает к району, прозванному прессой "поселком миллиардеров", паства храму досталась довольно-таки однородная. Грех жаловаться. Никто и не жалуется.
Улицы в православном поселке носят ласкающие слух любого русского человека названия: проспект Александра Невского, бульвар Дмитрия Донского, площадь Юрия Долгорукого. Впрочем, сами дома при этом являют собой удивительное сочетание европейской готики и современного таджикского конструктивизма, вследствие чего зимой, когда промерзают стены, обитатели "Моря" вынуждены использовать электрические обогреватели. Поселок обнесен высокой каменной стеной. Въезд преграждают два шлагбаума с охраной. Владелец всего этого царства-королевства проживает тут же, внутри основного периметра, однако, его резиденция отделена от всех соседей/клиентов дополнительной пятиметровой стеной с тепловизорами и камерами круглосуточного наблюдения. Неизвестно, чего так опасается этот очередной "хозяин земли русской". Ну, не Божьего же гнева, в конце-то концов? Иначе стал бы он по большим праздникам выбегать к оборудованному в центре поселка живописному пруду нагишом, с пистолетом в руках и с обращенными в неизвестность криками: "Застрелю!" Между прочим, на территории "Графского Моря" поначалу действовал свой, особенный интернет. Угадайте, кто выступил в роли местного Роскомнадзора, кто заслонил собой от тлетворного влияния заграницы непорочные души новой русской аристократии? Лишь когда хозяин решил установить собственные, уникальные расценки на электроэнергию, обитатели "Моря" (а среди них хватает и влиятельных, и воцерковленных людей) взбунтовались и замяли вопрос, пригрозив прокурорской проверкой.
Таких зарисовок, на самом деле, сотни. Уверен, вы можете и получше написать. Несть числа всем этим стерлиговым Всея Руси — барыгам, фарцовщикам, нэпманам. Чем они отличаются от "почитаемых" в народе гусинских/березовских/невзлиных? Да ничем не отличаются. Ни-чем. Православие, монархизм и русский национализм, Ильин, Солженицын, фильмы "Батальонъ" и "Солнечный Удар", Русский Миръ(с) и князь Владимир(тм) необходимы им как способ легитимизации всего, что было украдено в 90-е. И только. Не надо городить огород. Отсюда же обязательная неприязнь православного барыги ко всему советскому, а особенно к сопоставлению современных экономических показателей с показателями любой из советских эпох. Ну не может барыжий мир, построенный на отрицании СССР, изжить это отрицание. И не сможет. Хотя сегодня все аргументы этих "русских патриотов", все их упреки в адрес СССР выглядят, ну, совсем по-детски. Кстати, не подскажете, какой-такой безбожный, русофобский гимн начинался строчкой:
"Сплотила навеки Великая Русь"?
Проблема здесь не в Православии, конечно. Вспомним — Христос пинками гнал "нэпманов" из храма. Уж наши-то "бойко", нет сомнений, удостоились бы хорошего подзатыльника. Главная проблема, которую в упор не замечают проповедники "Православного Чекизма"(с), в том, что такая система нежизнеспособна.
Она не в состоянии обеспечить стране главное — сохранение её научного и оборонного потенциала. Она не в состоянии себя защитить, потому что она не в состоянии мобилизовать общество на слаженную, ритмичную работу. А без такой работы невозможно выиграть войну. В один из критических моментов отечественной истории царь Петр приказал переплавить колокола на пушки. Мы же с 1991 переплавляем пушки на колокола. С точки зрения экономики обращенный в 10 век новый русский православный капитализм — это бред, безумие, идиотизм, а следовательно — поражение в схватке со взявшимся за нас всерьез ультраимпериализмом.
Один раз, в 1914-17 годах, Россия уже опытным путем установила, чем заканчиваются упования на одного Господа Бога и на истово крестящегося маркитанта.
Поэтому давайте-ка в первую очередь выясним, что у нас происходит не с Божьей Благодатью, а с промышленным производством и безработицей. И давайте все-таки начинать не с молитв, а с национализации украденных предприятий, введения государственного планирования, валютного контроля и восстановления памятника Дзержинскому. А князь Владимир — он тоже подтянется, вот увидите.