Это шизофрения: пробравшиеся в Адажи россияне третий месяц сидят без предъявления обвинений
Оказывается, в Прибалтике всюду сепаратисты, готовящие отделение новых "народных республик"Как время меняет лозунги! Еще пару лет назад актуальной была тревога "Русские идут!", сейчас в странах Балтии уже бьют в колокола: русские уже тут! Поводом пересмотреть алармистское предостережение заставили прежде всего страшные события на Украине, заказанные и подогреваемые заокеанским дядей Сэмом, для которого кровь людская – что водица. В медиа-пространстве выросла актуальность провокационных тем о "пятой колонне", о потенциальном сепаратизме и местных "крымах", об агентах Кремля и руке Москвы. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Русское, а вместе с ним российское в балтийких оплотах западной демократии часто оказывается вне закона, и этому масса примеров.
В Латвии двое россиян вот уже более двух месяцев сидят за решеткой без предъявления обвинения, а вся их вина заключается в том, что они, преодолев забор, попали на военный полигон в Адажи и раздавали листовки на английском языке американским рейнджерам, которые, по словам нарушителей, оккупировали прибалтийскую республику. "Почему делу не дают ход? – задается вопросом латвийский публицист Александр Гельман. – А потому, что им пытаются пришить дело о терроризме и шпионаже, хотя никаких компроматов, кроме печатного слова, у них не найдено. Согласно Конституции, проникновение на закрытый объект, каковым, безусловно, является полигон, карается штрафом в 70 евро".
Здесь же, в Латвии, правозащитники пытаются защитить тренера по борьбе Сергея Курситиса, который набрался наглости не только сфотографироваться с ополченцем из Донбасса, но и выложить результат в сеть с пацифистским коментом.
И что же? Официальные власти обвиняют именитого тренера из Даугавпилса, якобы столицы потенциальной Латгальской народной республики, воспитавшего Анастасию Григорьеву, признаваемую лучшим спортсменом страны в течение двух последних лет, в поддержке...террористов и грозят ему лишением господдержки и прочими карами.
В Литве не стихают страсти по очередному акту вандализма в отношении выдаваемых за русские бронзовые скульптуры с Зеленого моста: мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс сообщил журналистам: принял предложение посла России Александра Удальцова обменять развенчанных идолов на реликвии литовского государства, тысячами укрываемых в хранилищах восточной империи. Посол тотчас же опроверг сиятельного мэра, заявив, что никаких предложений об обмене не делал, поскольку у него нет на то полномочий.
В Эстонии из школы, где преподавание ведется исключительно на госязыке (кроме таких, есть и так называемые русские, где часть предметов дается на "великом и могучем"), уволили эстонку Рийну Мульяр только за то, что она не имеет эстонского высшего образования. Надо же, она учила детей английскому в Финляндии, Канаде и Франции, там её диплом не вызывал нареканий, а на родине оказался вне закона, видать, руководителям пришлась не по душе широта взглядов повидавшего мир педагога. Министр просвещения и науки Литвы Аудроне Питренене предлагает образовательным заведениям активнее переходить на госязык или вообще отказаться от родного (мягко стелет, да жестко спать: на деле пожелание оборачивается безальтернативными циркулярами по исключению славянских языков из программ, в связи с чем в столице недавно прошел массовый митинг протеста учителей и родителей против унификации школы, за образование на русском и польском). Виленчанка Ольга Гапоненко на местном радио выразила беспокойство участившимися случаями дискриминации по национальному признаку – и это в городе, где полвека назад литовцев насчитывалось всего несколько процентов!
Характерная, общая для всех балтийских сестер деталь: резкое сокращение некоренного населения. Если четверть века назад в Прибалтике проживало около 2 млн русскоязычных, то ныне их ряды поредели более чем на одну треть. Нет – нет, титульные тоже бегут, в совокупности эти страны ставят рекорды в Евросоюзе, но число русскоязычных сокращается значительно быстрее, сейчас их насчитывается более 1,% млн, причем доля неуклонно сокращается: в Литве на 6%, примерно такое же положение в Латвии и Эстонии. Официальная статистика не учитывает детей в смешанных браках, да и нередки случаи, когда Ивановы косят под коренных, добавив окончание, становятся Ивановасами или Ивановсами в надежде выиграть дополнительные бонусы.
Итак, полтора миллиона агентов, по оценке президента Литвы Дали Грибаускайте, вражеского "государства-агрессора". В Латвии это серьезная сила, с которой власти не могут не считаться, тем более, что поддерживаемый некоренными "Центр согласия" вот уже много лет остается самой популярной политической партией. Однако в последнее время ее авторитет на глазах падает, последний опрос отметил снижение почти на 3%. Причина тут, думается, в непоследовательности ее руководителей и прежде всего Нила Ушакова, по совместительству мэра Риги. Он возглавил городские торжества по случаю юбилея Победы, собравшие около 300 тыс. человек – и в то же время считает возвращение Крыма "аннексией" и винит этническое отечество за войну в Донбассе, с помпой отпраздновал свою свадьбу с титульной светской львицей, заверил в верноподданических чувствах главу Европарламента Мартина Шульца, вызвал этим раскол в своем движении, кончившийся выходом из "Центра" Русской партии и ее лидера, хорошо известной в России своей бескомпромиссной позицией европарламентария Татьяны Жданок.
Считанные проценты – пока не катастрофа, если бы на пятки не наступали "Зеленые и крестьяне", в правлении которой другой яркий политик Айвар Лембергс. Мэр Вентспилса известен своей многолетней враждой с официальными властями, кончавшейся отсидками за решеткой, достаточно напомнить его заявление о том, что размещение на восточном побережье Балтики американских войск превращает Латвию в цель, он поддержал возвращение Крыма домой, а политику конфронтации с великой державой на востоке считает губительной. Можно предположить, что недовольные двуликостью Ушакова, как раз те три процента русских избирателей перетекли к Лембергсу, и если центристы не определятся, то это движение продолжится. Однако у "зеленых" тоже полно противоречий, из ее рядов вышел, к примеру, Раймонд Вейонис, ставший недавно новым президентом с предельно суровой программой превращения Латвии в плацдарм НАТО. Но после нового ибрания он покинул ряды партии, может, сейчас линия Лембергса возьмет верх? Единственное, что может ему помешать – реноме регионального лидера, ему из Вентспилса будет непросто управлять рижской повозкой.
Похожее положение и в Эстонии, где с тревогой и надеждой (немало было и тех, кто с удовольствием потирал руки) следили за здоровьем Эдгара Сависаара, самой яркой фигуры на политической сцене последнего десятилетия. Мэр Таллина, руководитель Центристской партии месяц пролежал в коме, потерял ногу, процесс реабилитации продолжается до сих пор, но ветеран уже заступил на пост, твердой рукой вершит дела. Еще до болезни его, традиционно выступающего за развитие отношений с Москвой, в полном смысле слова вынудили осудить Россию за украинские события, но распространяться на эту тему он не стал – как до болезни, так и теперь.
Если титульные в основном голосуют за националов, то опора Сависаара – русскоязычный электорат, прежде всего в столице и в районе Ида-Вирумаа, на 90 % населенном коренными русскими. Еще полгода назад партия реформ, стержень правящей коалиции, одержала победу на парламентских выборах, а вот последний опрос показал, что что курс властей на жесткую конфронтацию с Россией теряет поддержку в массах, которые и вывели центристов на первое место, реформисты откатились на третье с наихудшим показателем за всю историю. На днях состоялась встреча Сависаара с Евгением Осиновским, главой стремительно прогрессирующих социал-демократов, которые тоже пытаются завоевать симпатии "чужих", как выразился недавно член кабинета министров Юрген Лиги. О чем беседовали, не сообщили, но, может, намечается новая коалиция из центристов и соц-демов? Но если даже такой альянс и состоится, заокеанский босс сделает все возможное и невозможное (а иначе зачем же натовские батальоны с мощнейшей техникой?), чтобы балтийская сестричка, превращенная в наложницу, не вырвалась на свободу.
Остается Литва, но тут требуется особый разговор, он впереди.